Выпуск от: май 2006 года   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 5(31)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Ресурсы входящие в АСОТ
http://www.asot.ru Центральный сайт Ассоциации Специалистов по Охране Труда
http://www.btg.asot.ru Издательство "Безопасность Труда и Жизни"
http://gazeta.asot.ru Электронная версия газеты "Безопасность Труда и Жизни"
http://www.gitmo.asot.ru Государственная Инспекция Охраны Труда в Московской Области

Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ГОРОДЕ МОСКВЕ ЗА 2005 год
продолжение. начало в номере 4 (30)

2.3. Развитие городской инфраструктуры обеспечения охраны труда

Развитие городской инфраструктуры обеспечения охраны труда -важнейшая задача органов исполнительной власти города Москвы.
Работа органов исполнительной власти города Москвы в решении этой задачи обусловлена необходимостью реализации работодателями своих обязанностей по обеспечению охраны труда, определенных законодательством о труде и охране труда, другими нормативно-правовыми актами.
В развитие Закона города Москвы «Об охране труда в городе Москве» с апреля 2005 года Комитетом общественных связей города Москвы и Государственным учреждением города Москвы «Московский городской центр условий и охраны труда» проводится добровольная уведомительная регистрация организаций и специалистов, оказывающих работодателям услуги в области обеспечения охраны труда (постановление Правительства Москвы от 18 января 2005 года № 29-ПП, приказ по Комитету общественных связей города Москвы от 22 марта 2005 года № 123).
В 2005 году уведомительную регистрацию прошли 22 организации, в том числе: ООО «Экожилсервис», ООО «Лига экспертов СПК», ООО «НКР Труд-Сервис», НП «Центр развития предпринимательства Центрального административного округа города Москвы» и др.
Информация об организациях и специалистах, оказывающих услуги в области обеспечения охраны труда, доводится до работодателей в электронном виде и на бумажных носителях.
Практическую помощь в реализации государственной политики в области охраны труда в административных округах города Москвы оказывают префектурам окружные базовые центры по охране труда – отделы Государственного учреждения города Москвы «Московский городской центр условий и охраны труда», созданные в 2005 году Комитетом общественных связей города Москвы совместно с префектурами административных округов.
Окружные базовые центры по охране труда оказывают практическую помощь префектурам и Управам районов в реализации городской программы по охране труда,
в разработке и реализации окружных программ и планов мероприятий по охране труда, в подготовке материалов к заседаниям коллегий префектур и Межведомственных комиссий по охране труда и обобщающих материалов по анализу производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях округов, в организации проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и обучения по охране труда работников предприятий, оказывают организационно- методическую и практическую помощь руководителям и службам охраны труда предприятий в организации работы по охране труда в соответствии с действующим законодательством.
Специалисты окружных базовых центров в решении поставленных задач взаимодействуют с работниками окружных советов Московской федерации профсоюзов и
Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей), Государственной инспекции труда в городе Москве, Территориального управления Роспотребнадзора по городу Москве, центров развития предпринимательства административных округов.
С созданием и функционированием окружных базовых центров активизировалась работа в сфере охраны труда, как в органах исполнительной власти, так и в организациях
административных округов.
Специалисты окружных базовых центров осуществляли подготовку документов, аналитических материалов и предложений к заседаниям 4 коллегий префектур, 26 заседаниям Межведомственной комиссии по охране труда при префектурах и Управах районов, 11 заседаниям окружных советов профсоюзов. Совместно со специалистами Управ районов обследовали условия труда, соблюдение требований охраны труда в 152 организациях (по результатам обследований составлены аналитические справки и даны рекомендации, в реализации которых оказана практическая помощь).
Специалистами базовых центров подготовлены 36 публикаций в средствах массовой информации по различным направлениям деятельности в сфере охраны труда.
По инициативе окружных базовых центров подготовлены и проведены в префектурах, Управах районов, центрах развития предпринимательства и организациях города 63
совещания и 34 круглых стола по проблемным вопросам охраны труда.
В Зеленоградском административном округе с участием представителей окружного базового центра был организован и проведен смотр-конкурс по охране труда среди
организаций округа.
Квалифицированные консультации у специалистов окружных базовых центров по вопросам условий и охраны труда получили 3632 руководителя организаций и служб
охраны труда, в том числе 1184 представителя субъектов малого предпринимательства.
В соответствии с рекомендациями Межведомственной комиссии по охране труда при
правительстве Москвы о создании отраслевых центров по охране труда в 2005 году
распоряжением Правительства Москвы учрежден центр по охране труда при Департаменте потребительского рынка и услуг города Москвы.
Основополагающим фактором в обеспечении безопасности труда является обучение охране труда.
В 2005 году Комитет общественных связей города Москвы осуществлял координацию деятельности обучающих организаций города по обучению и проверке знаний требований охраны труда работников предприятий и организаций, в том числе отдельных категорий застрахованных.
По состоянию на 31 декабря 2005 года в Москве функционируют 62 обучающие организации, имеющие действующее разрешение Комитета общественных связей
города Москвы на право проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организаций города. В 2005 году рассмотрено 27 заявлений от обучающих организаций на получение разрешения, выдано 26 разрешений.
Обучающими организациями в 2005 году обучено более 42000 руководителей и специалистов организаций различных отраслей экономики города, что на 8% больше, чем в 2004 году.
В рамках реализации мероприятий Городской программы по охране труда в 2005 году организовано и проведено обучение и проверка знаний требований охраны труда 50
руководителей и специалистов префектур административных округов, районных Управ и членов межведомственных комиссий по охране труда при префектурах административных округов на базе Государственного учреждения города Москвы «Московский городской центр условий и охраны труда».
В городе проводится целенаправленная работа по управлению учебными процессами повышения квалификации руководителей и специалистов организаций города в
области охраны труда.
В Академии труда и социальных отношений в 2005 году прошли обучение и проверку знаний 186 работников предприятий и организаций (78 преподавателей обучающих
организаций и 108 специалистов служб охраны труда).
Повысили квалификацию 57 человек, из них 30 преподавателей обучающих организаций и 23 специалиста служб охраны труда.
Совместно с Городским базовым учебно-методическим центром охраны труда Комитет общественных связей города Москвы организует и проводит проверки качества
учебных процессов в обучающих организациях и дает рекомендации по улучшению качества обучения. В 2005 году проведено 16 совместных проверок, по результатам проверок выданы рекомендации по устранению выявленных нарушений.
При проверках особое внимание обращалось на применение современных технологий обучения, методическое обеспечение учебного процесса учебными пособиями и
нормативно-справочной литературой по охране труда.
Комитетом общественных связей города Москвы организовано и проведено в 22 обучающих организациях города обучение по охране труда 24560 представителей
отдельных категорий застрахованных (2004 г.– 17644), в том числе обучены 181 специалист и руководитель служб охраны труда, 11153 члена комитетов (комиссий) по охране труда, 8854 уполномоченных (доверенных) лица по охране труда и 4372 руководителя бюджетных организаций. Обучение проводилось за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В обеспечении охраны труда ведущую роль играет информационное обеспечение. В 2005 году Комитетом общественных связей города Москвы, отраслевыми органами исполнительной власти и префектурами административных округов широко использовались электронные и печатные средства массовой информации, центральное и кабельное телевидение (более 250 выступлений, статей и информационных материалов в области обеспечения охраны труда, обмена передовым опытом работы).
Комитетом общественных связей города Москвы совместно с Управлением информатизации города Москвы, Научно-исследовательским институтом проблем охраны
труда положено начало реализации подпрограммы «Информационно-коммуникационные технологии в охране труда» в рамках реализации городской целевой программы «Электронная Москва» и Городской программы по охране труда на 2005-2007 годы. Подготовлена Концепция
использования информационно-коммуникационных технологий в охране труда в городе Москве, в которой изложены основные положения по разработке и использованию
информационного обеспечения участников системы государственного управления охраной труда в городе Москве, с решением своих конкретных задач, как на отраслевом, так и на территориальном уровне, а также хозяйствующих
субъектов и населения города.
Практическую и методическую помощь предприятиям и организациям города в обеспечении охраны труда, организации работы по охране труда оказывали Государственное учреждение города Москвы «Московский городской центр
охраны труда» и входящие в его состав отделы – окружные базовые центры по охране труда, городские базовые центры по охране труда (Научно-исследовательский институт проблем охраны труда, Академия труда и социальных отношений, Открытое акционерное общество "Фирма «Спецодеждаоптторг»" (ОАО «Спецодеждаоптторг»), которые взаимодействуют с Комитетом общественных связей города Москвы (в соответствии с Положением о государственном управлении охраной труда в городе Москве) в рамках заключенных соглашений, центры развития предпринимательства административных округов, обучающие организации города, органы по сертификации и измерительные лаборатории, организации и физические лица, оказывающие
услуги в области охраны труда.
Фирмой "ОАО «Спецодеждаоптторг»" проведены работы по формированию и обновлению справочно-информационного банка данных сертифицированных средств индивидуальной защиты (специальная одежда, специальная обувь, средства защиты головы, лица, органов дыхания, рук, глаз, предохранительные пояса, спасательные принадлежности, изолирующие костюмы) с научно-техническим анализом фонда действующих сертификатов системы ГОСТ Р на средства индивидуальной защиты (всего 3000 наименований).
Действующий банк данных, расположенный на сайте ОАО «Спецодеждаоптторг», оптимально и оперативно информирует московские предприятия и организации о наличии сертифицированных средств индивидуальной защиты.
Информационный банк данных включает в себя наименования средств индивидуальной защиты, нормативно-техническую документацию, номер и срок действия сертификата, сведения об изготовителе продукции, органе, выдавшем сертификат.
Выбор предприятиями и организациями города, в основном субъектами малого предпринимательства, средств индивидуальной защиты также осуществляется по Справочнику спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, разработанному и изданному в 2005 году.
Фирма "ОАО «Спецодеждаоптторг»" организовала и провела 11 выставок средств индивидуальной защиты на семинарах-совещаниях в административных округах, с
оказанием консультативных услуг и практической помощи по вопросам выбора и правильного применения средств индивидуальной защиты, соответствующих условиям труда на производстве.
В 2005 году в Академии труда и социальных отношений прошли обучение и проверку знаний 186 человек, в том числе 78 преподавателей курса охраны труда обучающих
организаций и 108 инженеров по охране труда предприятий и организаций различных отраслей экономики города.
Регулярно проводились занятия на 10-дневных курсах повышения квалификации по охране труда с объемом учебной работы 72 часа. Такое обучение в 2005 году прошли с получением государственного документа «Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации» 30 преподавателей охраны труда обучающих организаций и 23 инженера по охране труда предприятий и организаций города.
Институтом охраны труда и экологии Академии труда и социальных отношений разработаны, с предварительным проведением аудита, современные системы управления охраной труда для ОАО «Мостотрест», ОАО «Российские железные дороги (Московское отделение), ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической
системы», организовано обучение специалистов предприятий и организаций по новым направлениям деятельности в сфере охраны труда (аудиторов, экспертов по сертификации работ по охране труда, риск-менеджеров). Из числа московских организаций такое обучение прошли работники ОАО «Мостотрест», ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», а также ОАО «Российские железные дороги» и др.
Территориальным управлением Роспотребнадзора по городу Москве подготовлены рекомендации по работе на открытых площадках города в холодный период года и единый порядок организации и проведения медицинских осмотров работающих.
2.4. Государственный надзор и контроль, государственная экспертиза условий труда, общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда
Органами прокуратуры города Москвы в 2005 году выявлено 3252 нарушения законодательства в области охраны труда (2004 г.гг– 2254), внесено 524 представления об устранении выявленных нарушений (2004 г.гг– 407). По представлениям органов прокуратуры 480 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности (2004 г.гг– 355), объявлено 150 предостережений о недопустимости нарушения закона, привлечено к административной ответственности 453 руководителя.
В 2005 году органами предварительного расследования на территории города Москвы возбуждено 77 уголовных дел о преступлениях, связанных с несоблюдением законодательства об охране труда (2004 г.гг– 18), осуждено 30 должностных лиц.
Государственной инспекцией труда в городе Москве в 2005 году проведена 7891 проверка состояния охраны труда в организациях города (2004 г.гг–7810).
Совместно с Прокуратурой города Москвы проведена проверка 226 организаций, с органами исполнительной власти города Москвы – 52, Госгортехнадзором – 110, Госэнергонадзором – 30, Роспотребнадзором – 55, пожарным надзором – 25, профсоюзами – 487, другими организациями – 369.
В организациях государственной формы собственности проведено 1318 проверок, в организациях негосударственных форм собственности -6436.
В организациях промышленности проведено 1675 проверок, строительства – 2090, транспорта – 1227, связи – 68, в других отраслях экономики города – 2831 проверка.
Проведено 1073 комплексных проверки (по основным вопросам трудового законодательства), тематических проверок (по отдельным вопросам трудового законодательства) – 5040, целевых (расследований несчастных случаев, проверок по жалобам и другим обращениям граждан и др.) – 1778. Из общего количества тематических и целевых проверок 111 были посвящены вопросам обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, по труду женщин – 321, по труду работников в возрасте до восемнадцати лет – 71.
Общее количество выявленных в ходе проверок нарушений трудового законодательства в сфере обеспечения охраны труда – 113652.
Из общего количества нарушений трудового законодательства 10944 относятся к обучению охране труда и инструктированию по безопасности труда, 2217 – обеспечению работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, 5650 – расследованию несчастных случаев на производстве, 1571 – труду женщин.
По результатам проверок государственными инспекторами по охране труда выдано 15681 предписание об устранении нарушений трудового законодательства.
В связи с нарушениями требований охраны труда, создающими угрозу жизни и здоровью работников, и в целях предупреждения несчастных случаев государственными инспекторами по охране труда в ходе осуществления текущего надзора приостановлена работа 3 организаций, 1132 производственных подразделений, 5686 единиц производственного оборудования. Запрещено использование 2674 единиц средств индивидуальной и коллективной защиты,
не отвечающих требованиям безопасности труда.
Отстранены от работы 18863 работника в связи с не прохождением в установленном порядке инструктажа или обучения и проверки знаний по охране труда.
Наложено 2797 административных штрафов на должностных лиц.
По результатам проверок 3030 работников организаций привлечены к дисциплинарной ответственности, из них 17 отстранены от должности.
В 2005 году территориальными отделами Территориального управления Роспотребнадзора по городу Москве осуществлялся надзор за 6250 объектами производственного профиля (2004 г.гг– 6194) с общим количеством работающих 1220255 человек (2004 г.гг– 1327023).
Количество крупных объектов с числом работающих более 1000 человек уменьшилось на 52 объекта и составило 2,9% (2004 г. – 3,4%) от общего количества надзорных объектов.
Субъекты малого предпринимательства производственного профиля в количестве 2856 (2004 г.– 3288) составляют 47,1% (2004 ггг. – 53,1) от объектов, состоящих на надзоре в территориальных отделах Территориального управления Роспотребнадзора по городу Москве с общим количеством работающих 75671 человек (2004 г.– 95983).
В отраслевой структуре субъектов малого предпринимательства преобладают объекты, осуществляющие ремонт и техническое обслуживание автомобилей, производство
полимерных изделий, химическую чистку одежды, сборку товаров народного потребления, производство строительных материалов, производство металлических конструкций и изделий, а также полиграфические производства, объекты легкой промышленности, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, деревообрабатывающей промышленности, предприятия связи.
Комитетом общественных связей города Москвы в 2005 году проведено 726 (2004 г.– 734) экспертиз условий труда с выдачей заключений по следующим направлениям:
качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; условия труда на рабочих местах; условия труда на рабочем месте, предшествовавшие несчастному случаю на производстве; соответствие условий и охраны труда в организациях нормативным требованиям охраны труда при лицензировании отдельных видов деятельности.
В 2005 году проведена экспертиза 1554 коллективных договоров организаций на соответствие разделов охраны труда действующему законодательству (2004 г. – 1317). По результатам экспертиз подготовлено 2960 замечаний и 2723
рекомендации (2004 г. соответственно – 2267 и 2683).
Рассмотрено и согласовано 7 заявок и положений об органах по сертификации работ по охране труда и 8 положений об испытательных лабораториях в Системе сертификации работ по охране труда в организациях.
В 2005 году Государственным учреждением города Москвы «Московский городской центр условий и охраны труда» было подготовлено 39 специалистов по вопросам
аттестации рабочих мест по условиям труда, 25 экспертов по сертификации работ по охране труда.
В прошедшем году 11 органов по сертификации выдали сертификаты безопасности 45 организациям.
Работа по организации и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда проводилась в соответствии с действующим законодательством и Рекомендациями по
проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях города Москвы (распоряжение от 23 июня 2004 года № 10 – РВМ).
В 2005 году к исследованиям условий труда на рабочих местах предприятий города привлекалось 39 испытательных лабораторий. Этими лабораториями проведены работы по изучению условий труда и подготовке материалов для аттестации рабочих мест в 507 организациях различных отраслей экономики города.
На основании лабораторных исследований проведена аттестация 35,0 тыс. рабочих мест по условиям труда.
По результатам аттестации количество аттестованных рабочих мест по условиям труда составляет 12579 (35,9%), из них оптимальным условиям труда соответствуют 2027 рабочих мест (5,8%), допустимым – 10552 (30,2%).
Количество условно аттестованных рабочих мест по условиям труда составляет 22422 (64,1%). Это рабочие места с вредными условиями труда, т.е. наличием в рабочей
зоне вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего и/или его потомство.
В соответствии с классификацией «Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда
(Р 2.2.2006-05)» к вредным условиям труда отнесены:
класс условий труда 3.1 – 13784 рабочих места (39,4%);
класс условий труда 3.2 – 6993 рабочих места (20%);
класс условий труда 3.3 – 1368 рабочих мест (3,9%);
класс условий труда 3.4 -274 рабочих места (0,8%).
Не аттестовано 5 рабочих мест по условиям труда (0,014%). На этих местах уровни воздействия вредных производственных факторов в течение рабочей смены создают угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений .
Оценка рабочих мест по фактору травмобезопасности проведена на 24535 рабочих местах, из них 2958 (12,0%) рабочих мест признаны травмоопасными.
В 2005 году Государственное учреждение города Москвы «Московский городской центр условий и охраны труда» оказывал содействие Департаменту здравоохранения
города Москвы в проведении аттестации рабочих мест в бюджетных организациях. Проведены замеры факторов производственной среды на 72 рабочих местах, в том числе: на 12 рабочих местах в рентгеновском отделении и 28 рабочих мест в отделениях физиотерапии и лечебной физкультуры Госпиталя для ветеранов войны № 1 и на 22 рабочих местах в Городской клинической больнице № 23, на 9 рабочих местах в медицинском училище № 23.
В период 2002-2005 годов в 1840 организациях города Москвы было аттестовано 105925 рабочих мест по условиям труда.
Московской государственной вневедомственной экспертизой Правительства Москвы в 2005 году рассмотрено и согласовано 330 проектов объектов промышленного и
многофункционального назначения (2004 г.– 657).
В большинстве рассмотренных проектов, относящихся к объектам с незначительным количеством работающих, проектные решения по обеспечению требуемых условий
труда не выделяются в отдельный раздел, а учитываются в соответствующих разделах проекта (генеральный план, архитектурно-планировочные решения, технологические
решения, внутреннее инженерное оборудование).
Нарушения нормируемых условий труда, наиболее часто отмечаемые экспертизой в проектах: недостаточное обеспечение бытовыми помещениями; занижение уровня
освещенности рабочих мест; отсутствие мероприятий по снижению уровня шума; низкий процент площадей, отведенных под благоустройство, озеленение и устройство
площадок отдыха на промплощадке.
Указанные нарушения характерны для 10-15% проектов промышленных объектов.
В 2005 году Московская федерация профсоюзов, техническая инспекция труда Московской федерации профсоюзов и отраслевых профсоюзов, используя свои права по
защите прав трудящихся на безопасные и здоровые условия труда, продолжила практику развития, укрепления и повышения качества партнерских отношений с заинтересованными органами и организациями по совершенствованию и организации системы управления охраной труда в городе Москве, осуществлению действенного профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.
В 2005 году в городе Москве уделялось внимание активизации общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. В профсоюзных организациях Московской федерации профсоюзов общественный контроль и защита трудовых прав работников осуществлялись силами технической инспекции труда профсоюзов, уполномоченными по охране труда и членами комитетов
(комиссий) по охране труда организаций.
По данным Московской федерации профсоюзов на 01.01.06 г. численность технической инспекции труда составляет 51 чел., уполномоченных (доверенных) лиц по охране
труда – 25107 чел., (2004 г.– 26131), а количество комитетов (комиссий) по охране труда – 7857 (2004 г. – 8565).
Техническая инспекция труда Московской федерации профсоюзов и отраслевых профсоюзов провела 3119 проверок организаций по вопросам соблюдения требований
законодательства об охране труда (2004 г. -2917),г в том числе самостоятельно – 1182 (2004 г.– 1174), совместно с Государственной инспекцией труда в городе Москве – 306 (2004 г.– 293), Прокуратурой города – 7 (2004 г.– 3), Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по городу Москве – 30 (2004 г.– 28), Территориальным управлением Роспотребнадзора по городу
Москве – 161 (2004 г.– 136), другими органами надзора и контроля – 879 (2004 г.– 787).
В ходе проверок выявлено нарушений (самостоятельно) – 9332 (2004 г. -9570), с другими органами надзора и контроля – более 6,0 тысяч.
Введена практика привлечения к совместным проверкам и участию в расследовании несчастных случаев на производстве уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. Всего с уполномоченными по охране труда проведено 507 совместных проверок, выявлено 3336 на-рушений требований законодательства об охране труда.
Совместное участие в проверках способствует повышению опыта практической работы и роли в обеспечении охраны труда на предприятиях и в организациях уполномоченных лиц по охране труда.
Технические инспекторы труда:
приняли участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию 208 объектов и средств производства (2004 г.– 182), 21 из которых не был принят из-за нарушений требований охраны труда. Проведено более 112 независимых экспертиз условий труда с выдачей соответствующих заключений (2004 г.– 107). По результатам проверок предъявлено 350 требований о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, в том числе на приостановку эксплуатации 302 единиц оборудования (2004 г.– 276), 48 производственных
участков (2004 г.– 41);
проверили 716 организаций по выполнению мероприятий коллективных договоров и соглашений по охране труда (2004 г.– 617);
приняли участие в расследовании 315 несчастных случаев на производстве (групповых, тяжелых и со смертельным исходом) (2004 г.– 330);
направили 113 требований о привлечении к ответственности должностных лиц (2004 г.– 121), виновных в нарушении законодательных и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. По данным требованиям привлечено к ответственности 378 человек (2004 г.– 267).
Представители профсоюзов принимают активное участие в законодательной и нормотворческой деятельности, в работе Московской трехсторонней комиссии, Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы, отраслевых комиссий по охране труда и межведомственных комиссий по охране труда при префектурах административных округов.
За 2005 год рассмотрено 464 жалобы и заявления работников, связанные с нарушением их прав в области охраны труда, из них разрешено в пользу работников – 323.
2.5. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
В 2005 году в городе продолжалась работа по реализации Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в том числе мероприятий, предусмотренных Городской программой по охране труда на 2005-2007 годы.
В Государственном учреждении – Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в 2005 году по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний было зарегистрировано 731102 страхователя (2004 г.– 589764).
Государственным учреждением – Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации проведена работа по реализации
постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 2005 года № 360 «Об утверждении правил частичного финансирования в 2005 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников» и соответствующих нормативных документов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
В 2005 году с заявлением об использовании средств на частичное финансирование предупредительных мер в Государственное учреждение – Московское региональное
отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратились 1446 страхователей.
Фондом социального страхования Российской Федерации было запланировано на реализацию предупредительных мер в организациях города Москвы 186443 тыс. рублей (2004 г.– 158571 тыс. руб.). Освоено организациями города – 198102
тыс. рублей (2004 г.– 152251 тыс. руб.), в том числе:
проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами – 23665,06
тыс. рублей (количество страхователей – 271);
оплата профилактического лечения, в том числе санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами – 49189,59 тыс. рублей (количество страхователей – 240);
оплата расходов на приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, сертифицированных средств индивидуальной защиты по установленным нормам – 52748,48 тыс. рублей (количество страхователей – 350);
проведение аттестации рабочих мест по условиям труда – 68561, 08 тыс. рублей (количество страхователей – 749);
сертификация работ по охране труда в организациях – 3937,8 тыс. рублей (количество страхователей – 35).
В 2005 году дополнительно выделено для организаций города Москвы 12102 тыс. рублей.
В увеличении финансовых средств существенную роль сыграло доведение Государственным учреждением – Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и органами исполнительной власти города Москвы до организаций города информации о возможности и целесообразности частичного финансирования предупредительных мер.
В 2005 году в Государственном учреждении – Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации страховые выплаты получили 19765 человек (2004 г. – 21085), из них 468 по потере кормильца (2004 г.– 1576).
Впервые были назначены ежемесячные и единовременные страховые выплаты по 434 страховым случаям (2004 г.– 781). Общая сумма ежемесячных и единовременных страховых выплат составила 1045794,7 тыс. рублей.
По листкам нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями было выплачено 86826, 2 тыс. рублей.
На медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших было израсходовано 90024,3 тыс. рублей (2004 г.– 81837, 3 тыс. рублей).
За год надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний были установлены 211 страхователям на сумму 18751,3 тыс. рублей (2004 г.– соответственно 158 и 7436,6).
Скидки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены 39 страхователям на сумму 16811,1 тыс. рублей (2004 г. -соответственно 31
и 12389,0). В установлении скидки отказано 18 страхователям из 57 обратившихся (2004 г. – соответственно 14 и 45).
3. Выводы и предложения по повышению эффективности работы по улучшению
условий и охраны труда, снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости

Анализ представленных материалов показывает, что в городе Москве в 2005 году усилилось внимание к решению проблем охраны труда, повышению эффективности государственного управления охраной труда, деятельности органов исполнительной власти всех уровней, органов государственного надзора и контроля, регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, объединений работодателей и профсоюзов.
В 2005 году совершенствовалась законодательная и нормативная правовая база по охране труда. С этой целью принят ряд нормативных правовых актов, направленных на реализацию Трудового кодекса Российской Федерации, Закона города Москвы «Об охране труда в городе Москве».
В прошедшем году успешно реализовывалась Городская программа по охране труда на 2005-2007 годы, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 08 февраля 2005 года № 55-ПП.
Получило дальнейшее развитие социальное партнерство. Вопросы охраны труда находят отражение в Соглашении между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей), отраслевых и окружных соглашениях, коллективных договорах в организациях.
Активизировалась работа Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы, межведомственных комиссий по охране труда при префектурах
административных округов и Управах районов, отраслевых комиссий по охране труда.
Продолжились работы по реализации Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний» в части своевременной выплаты пострадавшим на производстве страховых выплат, частичного финансирования предупредительных мер по сокращению
производственного травматизма и профессиональных заболеваний, обучения отдельных категорий застрахованных, дальнейшего совершенствования экономической заинтересованности работодателей и трудовых коллективов в улучшении работы по охране труда.
Повышен уровень работы по обеспечению реализации государственной политики в области охраны труда, выполнению мероприятий Городской программы по охране труда, координации деятельности всех органов и организаций со стороны Комитета общественных связей города Москвы.
Принимаемые Правительством Москвы и органами исполнительной власти меры позволили сохранить в 2005 году тенденцию снижения производственного травматизма, в том числе и со смертельным исходом.
Вместе с тем, анализ показал, что в работе по охране труда в городе имеются недостатки и ряд проблем, требующих особого внимания.
Несмотря на значительное снижение производственного травматизма с тяжелым исходом, травматизм со смертельным исходом остается достаточно высоким, особенно
в организациях строительства, топливной промышленности и электроэнергетики, легкой и пищевой промышленности, торговли и общественного питания. Имеет место сокрытие несчастных случаев на производстве. Продолжает оставаться нерешенной проблема совершенствования статистической отчетности на федеральном уровне.
К сожалению, не удалось добиться значительного улучшения условий труда работников московских организаций.
В неудовлетворительных условиях труда продолжает работать значительное количество работников, в том числе женщин.
Имеются недостатки в организации работ по охране труда в ряде административных округов, отраслевых и функциональных органах исполнительной власти. Во многих аппаратах отраслевых и территориальных органов исполнительной власти нет специалистов по охране труда.
Одной из причин недостаточной организации работы по охране труда является низкая исполнительская дисциплина ряда руководителей всех уровней, слабые знания законодательства о труде и охране труда.
В организациях города еще в недостаточной мере уделяется внимание созданию и работе комитетов (комиссий) по охране труда, как органов социального партнерства в области охраны труда на производстве, где непосредственно решаются проблемы улучшения условий и охраны труда, исключения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Во многих организациях города, особенно там, где нет профсоюзов, на низком уровне находится организация общественного контроля за состоянием охраны труда. Как правило, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда не избираются, отсутствуют комитеты (комиссии) по охране труда.
Медленно идет процесс организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда в организациях города. Имеются недостатки в проведении обучения и проверки знаний требований охраны труда у работников организаций, обеспечении производств плакатами и знаками безопасности, обеспечении работников сертифицированными средствами индивидуальной защиты.
На основании вышеизложенного органам исполнительной власти города Москвы, органам государственного надзора и контроля, профсоюзам, работодателям и их объединениям в 2006 году необходимо:
1. Усилить контроль за исполнением требований Трудового кодекса Российской Федерации, Закона города Москвы «Об охране труда в городе Москве», обеспечить
реализацию решений Правительства Москвы, Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы, мероприятий Городской программы по охране
труда на 2005–2007 годы, отраслевых и территориальных программ по охране труда.
2. Повысить эффективность работы городской и территориальных межведомственных, отраслевых комиссий по охране труда, совместных комитетов (комиссий) по охране
труда в организациях города в целях развития социального партнерства в области охраны труда на городском отраслевом, территориальном уровнях с обеспечением
надлежащего контроля за выполнением принимаемых ими решений.
3. Продолжить практику периодического проведения проверок состояния охраны труда в организациях, неоднократно допустивших групповые, тяжелые и смертельные
несчастные случаи на производстве.
4. Обеспечить участие представителей городских органов исполнительной власти в расследовании несчастных случаев на производстве, рассмотрение материалов расследования в соответствующих органах исполнительной власти и управления, на заседаниях межведомственных и отраслевых комиссий по охране труда.
5. Усилить требования к работодателям за выполнение законодательства об охране труда, принятых обязательств по созданию надлежащих и безопасных условий труда в
Московском трехстороннем соглашении, территориальных, отраслевых соглашениях, коллективных договорах в организациях города и в этих целях потребовать:
5.1. Качественного проведения работ по охране труда, обеспечения своевременного обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.
5.2. Проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда, обеспечения работников организаций сертифицированными средствами
индивидуальной и коллективной защиты, соблюдения порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.
5.3. Активного использования механизма экономической заинтересованности работодателей и трудовых коллективов в улучшении условий и охраны труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости через систему установления страховых тарифов, скидок и надбавок к ним, частичного финансирования предупредительных мер по снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
6. В целях оказания практической помощи работодателям в реализации своих обязанностей по обеспечению охраны труда, определенных законодательством о труде и охране труда, другими нормативно-правовыми актами:
6.1. Повысить эффективность работы Государственного учреждения города Москвы «Московский городской центр условий и охраны труда», его филиалов в административных округах города Москвы – окружных базовых Центров охраны труда.
6.2. Обеспечить надлежащую координацию деятельности обучающих организаций города по обучению и проверке знаний требований охраны труда работников предприятий и организаций, в том числе отдельных категорий застрахованных.
6.3. Установить единый порядок организации и проведения профессиональных медицинских осмотров работников.
6.4. Усилить контроль за организацией безопасного производства работ в субъектах малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в строительной отрасли,
торговле и общественном питании.
6.5. Организовать сплошное региональное статистическое обследование субъектов малого предпринимательства по вопросам обеспечения охраны труда.
6.6. Обеспечивать получение информации о состоянии
условий труда от организаций города независимо от их организационно-правовых форм.
6.7. Продолжить информационное обеспечение работодателей, работников и населения через средства массовой информации. Активизировать работу по внедрению подпрограммы «Информационно-коммуникационные технологии в охране труда» в рамках Городской целевой программы «Электронная Москва».
Отметить, что главной целью предложенных мер является создание во всех организациях города здоровой и безопасной производственной среды, активизации мер по устранению производственных рисков, профилактике травматизма и профессиональных заболеваний.