Выпуск от: апрель 2006 года   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 4 (30)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Ресурсы входящие в АСОТ
http://www.asot.ru Центральный сайт Ассоциации Специалистов по Охране Труда
http://www.btg.asot.ru Издательство "Безопасность Труда и Жизни"
http://gazeta.asot.ru Электронная версия газеты "Безопасность Труда и Жизни"
http://www.gitmo.asot.ru Государственная Инспекция Охраны Труда в Московской Области

Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ГОРОДЕ МОСКВЕ ЗА 2005 год

1. Состояние условий труда,профессиональная заболеваемость и производственный травматизм в городе Москве

1.1. Условия труда
Состояние условий труда в городе Москве характеризуется показателями, полученными на основании статистической отчетности Мосгорстата (данные выборочного статистического обследования предприятий и организаций строительства, промышленности, транспорта и связи, представивших сведения по форме № 1-т (условия труда), и данными Территориального управления Роспотребнадзора по городу Москве.
В организациях города Москвы, представивших отчетность в Мосгорстат о состоянии условий труда за 2005 год, среднесписочная численность работников составила 755,5 тыс. человек. Из них 99,96 тыс. человек, или 12,9% было занято в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам(2004 г. соответственно – 795,1; 103,0; 12,9 %).
В 2005 году в промышленности в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, трудилось 11% работников, в организациях транспорта - 23,7 %, строительства - 7,9% и связи - 2,9%.
Основным вредным производственным фактором в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи, как и в предыдущие годы, является повышенный уровень шума, ультразвука и инфразвука. Общее число работников, занятых в условиях повышенного уровня шума, ультразвука, инфразвука в промышленности, строительстве, связи и на транспорте составило в 2005 году -47,9 тыс. человек, или 6,2%.
От общего числа работников, охваченных статистическим наблюдением, 1,5% подвергалось в 2005 году воздействию повышенного уровня загазованности и 1,6% - повышенной запыленности воздуха рабочей зоны.
Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, не снижается, а в отдельных отраслях экономики и административных округах увеличился.
В 2005 году санитарно-гигиеническими лабораториями Территориального управления Роспотребнадзора по городу Москве в административных округах города Москвы
выполнено на рабочих местах организаций города 21687 анализов воздуха рабочей зоны на пары и газы и 10030 анализов на пыли и аэрозоли (2004 г. -26955 и 13326 соответственно).
В целом проведено 31717 (2004 г. – 40281) анализов воздушной среды, из них на вещества 1 и 2 классов опасности — 12213 (2004 г. – 11890).
Динамика лабораторных исследований воздуха рабочей зоны приведена в табл. 1.
Таблица 1
Динамика лабораторных исследований воздуха рабочей зоны
2003 2004 2005
Число исследованных проб на пары и газы 23023 26955 21687
Обнаружено выше ПДК (%) 7,0 6,1 4,3
Исследовано проб веществ 1 и 2
классов опасности (%) 28,8 26,3 37,0
Обнаружено выше ПДК (%) 5,5 9,7 6,7
Проведено исследований на пыль
и аэрозоли 6984 13326 10030
Обнаружено выше ПДК (%) 7,5 17,2 8,2
Исследовано проб на вещества (пыль и
аэрозоли) 1 и 2 классов опасности (%) 52,2 36,0 41,6
Обнаружено выше ПДК (%) 4,8 11,1 4,0

Отмечается тенденция к сокращению количества санитарно-промышленных лабораторий организаций города. В 2005 году на предприятиях города исследования воздуха
рабочей зоны проводились 87 лабораториями (2004 г. – 89,2003 г. – 92).
Отрицательная динамика прослеживается и в проведении измерений уровней физических факторов на рабочих местах. В 2005 году количество обследованных рабочих мест с замерами шума, вибрации и электромагнитных полей по сравнению с 2004 годом уменьшилось и составило соответственно 2345, 259 и 1889 (2004 г. – 2404, 272 и 1508;2003 г. – 2846, 441 и 1837), из них не отвечают санитарным нормам по шуму – 47,8% (2004 г. – 33%), по вибрации 20% (2004 г. – 7,3%), по электромагнитным полям – 3,8% (2004 г. – 22,1%).
При осуществлении контроля за условиями труда в субъектах малого предпринимательства выявляются следующие ти пичные нарушения законодательства в области гигиены и санитарии:
-недостаточность производственных площадей для осуществления видов деятельности (переуплотненность производственных площадей технологическим оборудованием, отсутствие или недостаточность складских помещений, недостаточная высота помещений);
-отсутствие или недостаточность естественного освещения ввиду размещения производств в подвальных или полуподвальных помещениях и приспособленных помещениях (жилые здания, гаражи, ангары);
- отсутствие необходимых санитарно-защитных зон до жилых зданий со гласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарные классификации предприятий, сооружений и иных объектов» и размещение оборудования объектов, являющихся источниками выделения вредных химических веществ, шума, вибрации в жилых зданиях;
-отсутствие или недостаточность набора санитарно-бытовых помещений, в первую очередь душевых;
- неудовлетворительное обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой, специальной обувью и отсутствие контроля работодателя за их применением;
-отсутствие организации и проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, в том числе трудовых мигрантов;
-отсутствие необходимой технической и технологической документации;
- отсутствие производственного контроля за условиями труда работников;
-несоблюдение работниками правил личной гигиены при работе с химическими веществами и др.
Значительное большинство субъектов малого предпринимательства в сфере производства не отвечает требованиям санитарных правил и норм, а количество обоснованных жалоб населения, в том числе работников, постоянно увеличивается.
Наиболее неблагоприятные условия труда, характеризующиеся сочетанным действием вредных производственных факторов, высокими концентрациями аэрозолей в воздухе рабочей зоны и тяжелым физическим трудом, продолжают оставаться у работниц предприятий ряда отраслей экономики, где традиционно широко используется труд женщин (строительство, промышленность строительных материалов, легкая промышленность, приборостроение).

1.2. Профессиональная заболеваемость
Профессиональная заболеваемость является негативным последствием вредного влияния неблагоприятных условий труда на здоровье работников.
В 2005 году в городе Москве Территориальным управлением Роспотребнадзора по городу Москве было зарегистрировано 173 случая профессиональных заболеваний
(2004 г. – 227, 2003 г. – 230).
Удельный вес профессиональных заболеваний, выявленных на медицинских осмотрах, по сравнению с 2004 годом не изменился и составил 67% (2004 г. -67%, 2003 г. – 57%).
Показатели профессиональной заболеваемости работников объектов производственной и непроизводственной сферы, состоящих на надзоре в Территориальном управлении Роспотребнадзора по городу Москве, представлены в табл. 2.
Таблица 2
Показатели профессиональной заболеваемости в городе Москве (данные на 10 тысяч работников)
2003 2004 2005
Российская Федерация 2,13 1,99 н/д
Москва 0,48 0,47 0,36

В структуре профзаболеваний в 2005 году ведущей патологией являются заболевания органов слуха - 110 случаев кохлеарного неврита (63,6 %), в 2004 году - 126 случаев (55,5%), в 2003 году – 118 случаев (51,3%).
Стабильно высокое число случаев заболеваний органов слуха, как и раньше, связано с условиями труда на объектах аэропортов Внуково и Шереметьево и проведением
углубленного медицинского обследования летного состава при достижении пенсионного возраста.
Заболевания органов дыхания наиболее часто встречаются на предприятиях автомобильной промышленности, воздушном транспорте, авиационной промышленности, в строительстве. По профессиям работников заболевания преимущественно регистрируются у отделочников, формовщиков литейных производств.
По-прежнему, в структуре профзаболеваний органов дыхания значительную долю занимают такие нозологические формы, как бронхиальная астма и астматический бронхит.
В целом по городу в 2005 году подлежало периодическим медицинским осмотрам 775109 человек, что на 28% ниже показателя 2004 года (1077682 человека).
Осмотрено по итогам года 95,9% работников от числа подлежащих осмотру. Данный показатель аналогичен среднегодовому уровню последних лет (табл. 3).
Таблица 3
Динамика процента осмотренных работников от числа подлежащих профмедосмотрам (на момент осмотра)
2003 2004 2005
Процент осмотренных 93,6 96,7 95,9

Из 441901 работающих женщин, прошедших профмедосмотр в 2005 году, было выявлено 88 работниц с подозрением на профзаболевание.
Высокая профессиональная заболеваемость женщин регистрируется преимущественно в здравоохранении, легкой и текстильной промышленности, строительстве. В условиях воздействия канцерогенных факторов трудятся 6726 женщин.
В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» и «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную» в 2005 году было переведено из неблагоприятных условий 882 женщины.
Профессиональная заболеваемость женщин в 2005 году составила 21,4% от общего числа получивших профессиональное заболевание (2004 г. – 35,9%).
Показатель впервые выявленных с подозрением на профзаболевание (с учетом работников непроизводственной сферы) составил 0,03 на 100 осмотренных, что свидетельствует, как и в прежние годы, о недостаточном качестве медицинских осмотров.
Не полностью достигается основная цель осмотров -выявление медицинских противопоказаний при трудоустройстве, а также ранних признаков профессиональных
заболеваний при проведении периодических осмотров для дальнейшей профилактики осложнений и своевременного лечения. Не обеспечивается диспансерное наблюдение работников, имеющих профессиональные и профессионально обусловленные заболевания. Высок процент инвалидизации среди больных, которым впервые установлен диагноз профзаболевания (до 30%), и доля хронических профессиональных заболеваний (90%). Наиболее высокие уровни профзаболеваемости отмечаются у кадровых работников.
В 2005 году впервые установлена инвалидность 23 больным (из первично выявленных) (2004 г. – 31, 2003 г. – 73).

1.3. Производственный травматизм
В 2005 году в Москве сохранилась тенденция снижения уровня производственного травматизма.
Состояние производственного травматизма характеризуется показателями, полученными на основании статистической отчетности Мосгорстата (данные выборочного обследования), информации Государственной инспекции труда в городе Москве и Государственного учреждения "Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации".
Мосгорстат провел статистическое обследование хозяйствующих субъектов с численностью работающих свыше 100 человек (относящихся к кругу крупных и средних) по вопросам производственного травматизма, профессиональных заболеваний и материальных затрат, связанных с ними.
Обследованы хозяйствующие субъекты, основным видом деятельности которых являются: деятельность в сфере обрабатывающих производств (производство пищевых
продуктов, текстильное и швейное производство, целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность, производство нефтепродуктов, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство прочих неметаллических минеральных продуктов, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств, прочие производства), производства и распределения электроэнергии, газа и воды, сельского и лесного хозяйства, транспорта и связи, строительства, оптовой торговли, операций с недвижимым имуществом и предоставлением услуг, гостиниц и ресторанов, здравоохранения, социальных и прочих услуг.
Всего обследовано 3988 предприятий и организаций, из которых 722 или 18,1% имели несчастные случаи на производстве.
Несчастные случаи на производстве наблюдались на каждом третьем предприятии, осуществляющем обрабатывающую деятельность, и в каждой четвертой организации, ведущей строительную и транспортную деятельность. Среди пострадавших 32% - женщины, 68% - мужчины.
В расчете на 1000 работающих число пострадавших на производстве снизилось с 1,7 в 2004 году до 1,6 в 2005 году. Наиболее высокий уровень травматизма наблюдается на предприятиях, осуществляющих обрабатывающую деятельность – 2,9, в том числе: производство пищевых продуктов – 5,8; обработка древесины и изготовление изделий
из дерева – 4,1; производство резиновых и пластмассовых изделий – 2,2.
Продолжительность нетрудоспособности в расчете на одного пострадавшего уменьшилась и составила 34 дня (2004 г. – 39 дней).
На мероприятия по охране труда в 2005 году израсходовано 4511,3 млн. рублей против 3192,6 млн. рублей в 2004 году.
На одного работающего израсходовано средств на мероприятия по охране труда в 2005 году 3550,9 рублей, что на 33% больше, чем в 2004 году.
По данным Государственной инспекции труда в городе Москве, осуществляющей государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда, в 2005 году в городе поставлено на учет 802 несчастных случая на производстве (2004 г. – 1246, 2003 г. – 1195), в том числе 203 случая со смертельным исходом (2004 г.– 194, 2003 г. – 192), 539 – с тяжелым исходом (2004 г. – 982,2003 г. – 927), 60 групповых несчастных случаев (2004 г. – 70, 2003 г. – 76).
В результате происшедших несчастных случаев пострадал 851 человек (2004 г. – 1318, 2003 г. – 1303), в том числе погибло от производственных травм 238 человек (2004 г. – 251, 2003 г. – 255), пострадало от тяжелых производственных травм 613 человек (2004 г. – 1067, 2003 г. – 1048).
Из 802 несчастных случаев 166 произошли в других регионах Российской Федерации с работниками организаций, зарегистрированных в Москве, из них 59 – со смертельным
исходом, 84 – с тяжелым исходом, 23 - групповых несчастных случая.
Общее количество пострадавших и погибших работников московских организаций в других регионах Российской Федерации – 181, из них 75 – со смертельным исходом, 106 – с тяжелым исходом.
В структуре производственного травматизма количество несчастных случаев с тяжелым исходом уменьшилось и составляет 67,2% (2004 г. –78,8 %, 2003 г. – 77,6%).
В течение 2005 года зафиксировано 118 случаев (2004 г. – 162), когда работодатели и руководители в нарушение статьи 228 Трудового кодекса Российской Федерации своевременно не направляли сообщения о происшедших несчастных случаях на производстве. Это затрудняет расследование несчастных случаев и разработку мероприятий по предупреждению производственного травматизма.
По группам отраслей экономики города несчастные случаи за 2003-2005 годы распределились следующим образом.
Наибольшее количество несчастных случаев зарегистрировано в организациях строительства и промышленности строительных материалов, в государственных учреждениях, в организациях науки и культуры, торговли и общественного питания, транспорта и связи, топливной промышленности и электроэнергетике, легкой и пищевой промышленности.
Большинство случаев производственного травматизма в торговле произошли в организациях, занимающихся производством и оптовой продажей своей продукции и не
относящихся к сфере деятельности Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы.
Несмотря на позитивную работу в области охраны труда Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы практически не снижается уровень смертельного травматизма в организациях строительства и промышленности строительных материалов (131 погибший в 2003 году, 125 – в 2004 и 126 – в 2005 году), который составляет 57,4% от общего числа погибших на производстве в городе Москве в 2005 году.
Вместе с тем в основных организациях строительного комплекса, выполняющих практически весь объем городских строительных программ (жилищное строительство,
объекты соцкультбыта, дорожно-транспортное строительство, производство строительных материалов и конструкций), в 2005 году количество несчастных случаев со смертельным исходом осталось на уровне 2004 года – 13 погибших (2003 г. -20). В целом в специализированных строительных организациях, непосредственно занятых на объектах города Москвы, в 2005 году произошло 70 несчастных случаев с летальным исходом (2004 г. – 74).
Остальные несчастные случаи с летальным исходом (56 случаев) произошли в организациях с численностью работников до 50 человек и выполняющих работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и по заказам физических лиц (ремонт жилых помещений, установка сантехники, остекление балконов и лоджий, ремонт кровли и т.д.). В этих организациях объемы выполняемых работ незначительны.
В 2005 году на производстве погибло 13 женщин (2004 г.– 12, 2003 г. – 10). Получили тяжелые травмы – 136 (2004 г. – 275, 2003 г. – 268). Отмечается один случай смертельного травмирования несовершеннолетнего (2004 г. – 0, 2003 г.
– 0) и снижение уровня тяжелого травматизма у несовершеннолетних (2005 г. – 1, 2004 г. – 4, 2003 г. – 11).
По административным округам города Москвы несчастные случаи распределились следующим образом.
Увеличилось количество случаев смертельного травматизма на производстве в Южном, Северо-Восточном, Юго-Восточном, Центральном, Северо-Западном административных округах.
В организациях малого предпринимательства в 2005 году зарегистрировано 158 несчастных случаев на производстве (2004 г. – 230). По группам отраслей экономики они распределились следующим образом: строительство – 77
(2004 г. - 124), промышленность - 14 (2004 г. – 29), торговля – 15 (2004 г. - 17), транспорт и связь - 4 (2004 г. - 13), другие виды деятельности - 48 (2004 г. - 45).
В соответствии с федеральным законом о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации к субъектам малого редпринимательства отнесены организации, средняя численность работников в которых не превышает:
в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек;
в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;
в оптовой торговле – 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Для отдельных отраслей характерными остаются следующие виды происшествий: в строительстве – падение с высоты, падение и обрушение предметов на человека; в
жилищно-коммунальном хозяйстве и энергетике – воздействие экстремальных температур и электротравмы.
Травматизм на предприятиях и в организациях города обусловлен следующими основными факторами:
снижение уровня ответственности работодателей и руководителей за обеспечение безопасных условий труда;
низкий уровень подготовки многих руководителей и ведущих специалистов организаций в вопросах охраны труда;
старение основных производственных фондов, износ которых в ряде случаев составляет до 70% и более;
низкая трудовая и производственная дисциплина;
низкий уровень профессиональной подготовки работников;
неудовлетворительное содержание территорий организаций;
невыполнение требований нормативных правовых актов по охране труда;
отсутствие служб охраны труда во многих организациях и, как следствие, - отсутствие планомерной работы по обеспечению безопасных условий труда.
Типичными примерами несчастных случаев со смертельным и тяжелым исходом, основной причиной которых стала неудовлетворительная организация производства
работ, являются травмы, полученные на работах повышенной опасности, требующих для обеспечения безопасности труда выполнения организационно-технических мероприятий в установленном правилами порядке, например оформление нарядов-допусков на проведение работ, осуществление постоянного надзора за ведением работ со стороны ответственного за производство работ и т.д.
Анализ такого вида происшествий, как падение пострадавшего с высоты, показывает, что основными нарушениями со стороны работодателя (должностных лиц) являются:
-отсутствие или неудовлетворительное состояние ограждений рабочих площадок;
-работа без применения или с нарушениями порядка использования средств индивидуальной защиты;
- нарушение требований безопасности при использовании средств подмащивания;
- нарушение пострадавшими трудовой и производственной дисциплины.
По данным Государственного учреждения "Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" из 3322 материалов расследования
несчастных случаев и профзаболеваний, поступивших в региональное отделение, 3260 признано страховыми случаями.
В 2005 году в субъектах малого предпринимательства на производстве произошло 214 несчастных случаев на производстве, в том числе: 58 – с тяжелым исходом; 28– со смертельным исходом; 3 – групповых.
Несчастные случаи распределились по административным округам следующим образом: Центральный – 62, Южный – 20, Юго-Восточный – 31, Юго-Западный – 15, Восточный – 12, Северо-Восточный – 12, Западный – 12, Северо-Западный – 7, Северный – 24, Зеленоградский – 8. Не распределено по округам 11 несчастных случаев.
На подконтрольных Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по городу Москве в 2005 году произошла 1 авария, 8 человек смертельно травмированы (2004 г. соответственно 5 и 5).
По надзорам случаи смертельного травмирования распределяются следующим образом: надзор за грузоподъемными машинами – 4 смертельных несчастных случая, горный надзор – 1 смертельный несчастный случай, надзор за лифтами – 3 смертельных несчастных случая.
Несчастных случаев не было на предприятиях, подконтрольных котлонадзору, газовому надзору, химнадзору, металлургнадзору, на предприятиях хранения и переработки и использования растительного сырья, транспортирующих опасные вещества.
Анализ причин несчастных случаев показывает, что основными причинами являются нарушения трудовой и производственной дисциплины, технологической дисциплины, недостаточный уровень производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, допуск к работе не обученных и не аттестованных лиц, нарушение правил ведения
работ на опасном производственном объекте.
На энергоустановках города Москвы, подконтрольных Управлению энергоустановок Москвы, в 2005 году произошло 9 несчастных случаев со смертельным исходом (2004 г. – 18), при этом пострадали 31 человек.
Основными причинами несчастных случаев являются: нарушение требований электробезопасности пострадавшими, неудовлетворительная организация производства
работ в электроустановках, отсутствие контроля за безопасностью проведения работ, формальное проведение инструктажей по охране труда, не использование во время производства работ электрозащитных средств.

2. Реализация государственной политики в области охраны труда в городе Москве
2.1. Реализация городской программы по охране труда
на 2005-2007 годы
Реализация государственной политики в области охраны труда осуществляется в Москве на базе разработки и выполнения программ по охране труда, дополнительных
мер, принимаемых Московской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, Межведомственной комиссией по охране труда при Правительстве Москвы, отраслевыми и территориальными органами исполнительной власти, комиссиями по охране труда.
Городская программа по охране труда на 2005-2007 годы утверждена постановлением Правительства Москвы от 08.02.2005 г. № 55-ПП.
27 декабря на заседании Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы рассмотрен и обсужден вопрос о ходе реализации мероприятий Городской программы по охране труда на 2005-2007 годы. Комиссией отмечено выполнение мероприятий, запланированных на 2005 год.
Реализация программных мероприятий, работа органов исполнительной власти во взаимодействии с органами государственного надзора и контроля, Московской федерацией профсоюзов, Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей) и другими организациями в области обеспечения охраны труда позволила сохранить наметившуюся в последние годы тенденцию к снижению уровня производственного травматизма, в т.ч. тяжелого и смертельного.
Достижению основной цели и решению задач Программы способствовали создание и совершенствование городской нормативной базы по охране труда, активизация деятельности в области управления охраной труда органов исполнительной власти города, повышение уровня взаимодействия органов исполнительной власти с органами государственного надзора и контроля, объединениями профсоюзов и работодателей, другими организациями, участвующими в обеспечении охраны труда.
В городской системе управления охраной труда значительная роль отведена Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы. Межведомственная комиссия осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти и их взаимодействие с органами надзора и контроля, объединениями профсоюзов и работодателей. В состав комиссии введены представители префектур, подготовлены два распоряжения Правительства Москвы по изменению состава комиссии. Проведено 4 заседания комиссии, на которых рассматривались проблемные вопросы обеспечения охраны труда, в том числе:
состояния условий и охраны труда на предприятиях и в организациях науки и промышленности;
создания и роли отделов Государственного учреждения города Москвы «Московский городской центр условий и охраны труда» - базовых центров охраны труда в административных округах города Москвы;
состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях и в организациях города Москвы;
о принятых мерах по устранению нарушений требований охраны труда в ОАО АМО «ЗИЛ»;
о результатах проверки соблюдения требований санитарного законодательства на объектах строительной отрасли;
о результатах совместных проверок соблюдения законодательства об охране труда в организациях города, в том числе в организациях, неоднократно допустивших тяжелые, групповые и смертельные случаи на производстве и другие.
Активизировалась работа комиссий по охране труда в отраслях экономики и при префектурах административных округов. В соответствии с утвержденными планами работы в 2005 году проведены от 2 до 8 заседаний, на которых обсуждено:
состояние условий и охраны труда в организациях отраслей и административных округов;
материалы расследования несчастных случаев на производстве;
формирование графиков комплексных проверок промышленных предприятий по соблюдению требований законодательных актов по охране труда;
мероприятия по снижению травматизма и профессиональной заболеваемости;
организация и проведение семинаров-совещаний в административных округах;
о размещении материалов по вопросам охраны труда в отраслевых, окружных и городских средствах массовой информации.
На заседаниях комиссий по охране труда заслушивались руководители предприятий и организаций, допустившие несчастные случаи на производстве с тяжелым и смертельным исходом.
Созданы и работают в административных округах Межведомственные комиссии и рабочие группы по охране труда при 103 Управах районов.
Получил дальнейшее развитие учет отраслевыми органами исполнительной власти и префектурами административных округов состояния работы по охране труда в организациях при проведении конкурсов на выполнение городских заказов на основе требований охраны труда, введенных в состав конкурсной документации.
В 2005 году организовано и проведено 11 семинаров-совещаний по охране труда в административных округах для работодателей и специалистов по охране труда.
Комитетом общественных связей города Москвы совместно с Научно-исследовательским институтом проблем охраны труда подготовлены методические рекомендации для отраслевых и территориальных органов исполнительной власти по следующим направлениям работы:
по проведению смотров-конкурсов по охране труда в организациях города, отраслях экономики и в административных округах;
по участию органов исполнительной власти в расследовании несчастных случаев на производстве;
по контролю требований охраны труда в подведомственных организациях;
по проведению анализа состояния условий и охраны труда в организациях административных округов и отраслях экономики города Москвы.
Ежемесячно до органов исполнительной власти доводилась оперативная информация Государственной инспекции труда в городе Москве о происшедших несчастных случаях на производстве для принятия соответствующих мер по профилактике производственного травматизма.
Комитетом общественных связей города Москвы рассмотрены и обобщены материалы Мосгорстата, Прокуратуры города Москвы, Московской федерации профсоюзов, Московской конфедерации промышленников и предпринимателей, Государственной инспекции труда в городе Москве, Территориального управления Роспотребнадзора по
городу Москве, Государственного учреждения "Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" и других организаций по итогам работы за 2004 год, на основании которых подготовлен Доклад о состоянии условий и охраны труда в городе Москве в 2004 году и направлен в Правительство Москвы, отраслевые и территориальные органы исполнительной власти.
В рамках реализации программных мероприятий большое внимание уделялось созданию и развитию элементов городской инфраструктуры обеспечения охраны труда.
В административных округах созданы окружные базовые центры по охране труда, организована и проводится добровольная уведомительная регистрация организаций и
физических лиц, оказывающих услуги организациям города в сфере обеспечения охраны труда.
В 62 обучающих организациях города прошли обучение по охране труда 42,2 тыс. руководителей и специалистов организаций города, более 25 тыс. работников, относящихся к отдельным категориям застрахованных (специалисты служб охраны труда, члены комитетов по охране труда, уполномоченные лица по охране труда, руководители бюджетных организаций), 50 руководителей и специалистов префектур административных округов, Управ районов и членов межведомственных комиссий по охране труда.
В городе функционирует Система сертификации работ по охране труда, в которой задействовано 47 органов по сертификации и 43 испытательные лаборатории, аккредитованных в установленном порядке. Информация об этих организациях внесена на сайты Комитета общественных связей города Москвы и Государственного учреждения города Москвы «Московский городской центр условий и охраны труда», доводится до организаций на бумажных носителях.
В целях своевременного информирования организаций города о новых и сертифицированных средствах индивидуальной защиты фирмой ОАО «Спецодеждаоптторг» регулярно обновляется база данных средств индивидуальной защиты, в сети Интернет на сайте городского базового Торгово-технического центра по обеспечению организаций города средствами индивидуальной защиты (WWW.SOOPT.RU).
Проведена экспертиза 1554 коллективных договоров организаций города на соответствие разделов охраны труда действующему законодательству.
Бюджетные организации города обеспечены 155 экз. нормативных актов по охране труда.
В городе проводилась целенаправленная работа по выполнению мероприятий Городской программы по охране труда в части реализации Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний», направленных на повышение экономической заинтересованности работодателей и трудовых коллективов.
В 2005 году организациями города освоено более 198 млн. рублей, выделяемых Фондом социального страхования Российской Федерации на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Выделенными средствами воспользовались более
9 тыс. организаций города.
Ежегодно увеличивается количество организаций (с 8 в 2002 г. до 39 в 2005 г.), которым устанавливаются скидки к страховым тарифам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Организации города, разработчики и производители средств индивидуальной защиты принимали участие в экспозиции Комитета общественных связей города Москвы на
IX Международной специализированной выставке «Безопасность и охрана труда – 2005».
В части повышения эффективности государственного надзора и контроля органами исполнительной власти проводился контроль за соблюдением требований охраны
труда в ведомственных организациях, проводились совместные проверки с органами государственного надзора и контроля, общественного контроля в организациях независимо от их организационно-правовых форм. Особое внимание уделялось контролю обучения работников организаций вопросам обеспечения безопасности труда.
Для привлечения внимания работодателей к вопросам обеспечения охраны труда, обмена положительным опытом работы в области организации работы по охране труда
в 2006-2007 годах будет проводиться городской смотр-конкурс на лучшую организацию работы в области охраны труда (постановление Правительства Москвы от 24.01.2006 г. № 47-ПП).
8 сентября 2005 года на заседании Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений рассматривался вопрос «О состоянии охраны труда в городе Москве и ходе выполнения Рекомендаций городского совещания по охране труда от 7 октября 2004 года», на котором принято решение в рамках рабочей группы Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве
Москвы подготовить совместные предложения по внесению изменений и дополнений в действующие федеральные нормативные правовые акты в области охраны труда.
2.2. Управление охраной труда в отраслях экономики и административных округах
В целях реализации Закона города Москвы «Об охране труда в городе Москве», Положения о государственном управлении охраной труда в городе Москве, выполнения
мероприятий Городской программы по охране труда отраслевыми органами исполнительной власти и префектурами административных округов в 2005 году совершенствовались элементы управления охраной труда, направленные на обеспечение охраны труда в организациях города, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Сформировавшаяся в городе Система государственного управления охраной труда, опыт реализации Городской программы по охране труда на 2002-2004 годы предоставили возможность отраслевым, функциональным и территориальным органам исполнительной власти приступить к решению основной задачи по улучшению условий и повышению уровня безопасности труда – обеспечение охраны труда на всех уровнях управления охраной труда и в организациях города с элементами контроля за состоянием охраны труда.
Управы районов административных округов создали и осуществляют деятельность 103 межведомственных и рабочих комиссий по охране труда.
Создание в 2005 году окружных базовых центров по охране труда позволило активизировать работу органов государственной власти по реализации государственной политики в области охраны труда в административных округах.
Проведены 4 заседания коллегий префектур по вопросу реализации государственной политики в области охраны труда на территории административных округов.
В административных округах города в 2005 году проведено 11 семинаров-совещаний по охране труда, в работе которых приняли участие 2549 представителей (руководители, инженеры, работники служб охраны труда) от 1833 организаций города.
Отраслевые органы исполнительной власти и префектуры административных округов обеспечивают регулярное проведение заседаний отраслевых комиссий по охране
труда и межведомственных комиссий по охране труда при префектурах административных округов – от 2 (Центральный, Юго-Западный административные округа, Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы) до 8 (Восточный, Зеленоградский административные округа) заседаний комиссий по охране труда.
На заседаниях рассматривались материалы производственного травматизма, вырабатывались комплексные мероприятия по снижению травматизма и профессиональной заболеваемости, формировались графики комплексных проверок предприятий и организаций по соблюдению требований законодательных актов по охране труда, рассматривались вопросы создания и организации работы окружных базовых центров по охране труда при префектурах административных округов города Москвы, проведения семинаров-совещаний в округах и размещения материалов по вопросам охраны труда в районных, окружных и городских средствах массовой информации.
Особое внимание уделялось организациям, допускающим случаи тяжелого и смертельного травматизма. На заседаниях комиссий заслушивались руководители организаций и принимались меры по устранению причин несчастных случаев.
В соответствии со статьей 229 Трудового кодекса Российской Федерации и Порядком участия представителей органов исполнительной власти города Москвы в расследовании несчастных случаев на производстве отраслевые и территориальные органы исполнительной власти участвовали в расследовании 166 несчастных случаев на производстве (групповые, с тяжелым и смертельным исходом).
Участие органов исполнительной власти в расследовании несчастных случаев позволяет более полно анализировать работу работодателя по обеспечению охраны труда и принимать эффективные меры по снижению производственного травматизма.
Проведено 990 проверок состояния условий и охраны труда в организациях города совместно с органами государственного надзора и контроля, технической инспекцией
труда профсоюзов, в том числе в организациях, в которых произошло два и более тяжелых, смертельных и групповых несчастных случаев на производстве.
Комплексной комиссией Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы с участием контрольно-надзорных органов города Москвы и Московского городского комитета профсоюза строителей проведено в 2005 году 729 проверок состояния охраны труда, культуры производства, содержания строительных площадок и бытовых городков на строительных объектах города. В том числе 61 проверка проведена совместно с органами государственного надзора и контроля и технической инспекцией профсоюзов в организациях, в которых произошли несчастные случаи на производстве.
По результатам проверок к руководителям организаций, не обеспечивающим безопасные условия труда, применены меры дисциплинарного воздействия – в 12 организациях освобождены от занимаемой должности руководители и специалисты.
Со стороны надзорно-контрольных органов к должностным лицам применены меры административного воздействия: штрафные санкции, изъятие ордеров, приостановка
разрешения на производство работ, а также направление представлений в органы лицензирования о приостановке действия лицензий.
Положительному результату сокращения травматизма работников на автомобильном транспорте в определенной степени способствовало проведение в 2005 году Департаментом транспорта и связи города Москвы совместно с Московским городским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Конференции по охране труда отраслевого конкурса по охране труда среди предприятий наземного транспорта, принятие мер по повышению уровня персональной ответственности работодателей, руководителей всех звеньев и специалистов за обеспечение безопасных условий труда работающих на производстве.
В отрасли применяется практика лишения лицензий предприятий на вид деятельности как мера воздействия на работодателя за недостатки в работе по созданию безопасных условий труда.
Так, по результатам расследования группового несчастного случая, происшедшего 20 июня 2005 года, повлекшего гибель 4-х человек (включая водителя автобуса) и причинение увечий 7 пассажирам, по предложению Отраслевой комиссии по охране труда при Департаменте транспорта и связи города Москвы решением Управления Госавтонадзора ООО «Автокомбинат "Южный"» лишен лицензии на перевозку пассажиров. Судебное обжалование не изменило правомерности принятого решения.
Вопросы снижения производственного травматизма работающих на предприятиях транспорта и связи города Москвы постоянно находятся в поле зрения отраслевых отделов Департамента транспорта и связи, которые во взаимодействии с Отраслевой комиссией по охране труда контролируют состояние охраны труда на предприятиях, оказывают практическую помощь в организации исполнения законодательства о труде, реализации мер по улучшению условий труда работающих.
Стало входить в практику обсуждение вопросов охраны труда на рабочих совещаниях как непосредственно в производственных коллективах, так и на общеотраслевых
совещаниях.
Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы и окружными организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
проводится активная работа по пропаганде охраны труда в сфере малого бизнеса.
На официальном портале Системы поддержки малого предпринимательства размещен Интернет-сайт «Охрана труда в предпринимательстве».
На сайте представлены законодательные и нормативные акты и ГОСТы по охране труда, содержится перечень государственных органов, осуществляющих надзор и контроль в данной сфере деятельности, размещены материалы по организации и работе службы охраны труда на предприятии, типовые инструкции по охране труда, перечень документации, необходимой для ведения в организации, требования к проведению инструктажей работников, правила пожарной безопасности, порядок расследования несчастных случаев на производстве, их учета и оформления профзаболеваний, информация и порядок страхования, проведения обучения персонала и другие материалы, оказывающие предпринимателям практическую помощь в организации охраны труда на предприятии.
Количество посетителей сайта за 2005 год составило около 200 тыс., в том числе порядка 70% — из Москвы.
Предприниматель может получить ответ на любой вопрос, касающийся обеспечения охраны труда. На сайте функционирует «горячая линия». Количество обращений на «горячую линию» за 2005 год составило 270.
Вопросы охраны труда широко освещаются в печатных средствах массовой информации, в том числе на страницах газет «Деловая Москва», «Бизнес для всех», «Лизинг ревю» и др. В частности, газета «Деловая Москва» ежемесячно обсуждает вопросы, посвященные тематике охраны труда, в рубрике «Правовая поддержка бизнеса», еженедельно - в рубриках «Поддержка бизнеса» и «Вопросы, которые озадачили предпринимателей».
Ведется пропаганда знаний по охране труда на окружных кабельных каналах.
С 2005 года на базе Центров развития предпринимательства административных округов функционируют методические кабинеты и уголки по охране труда, оснащенные
средствами наглядной агитации и индивидуальной защиты, плакатами и знаками безопасности, методическими материалами, помогающими руководителям субъектов малого предпринимательства организовать работу по охране труда.
Центры развития предпринимательства оказывают практическую и методическую помощь субъектам малого предпринимательства.
В рамках поддержки и развития малого предпринимательства Центрами осуществляются подготовка, тиражирование и передача малым предприятиям методических пособий по охране труда, комплектов документов, необходимых для организации работы по охране труда, в том числе, по организации и проведению инструктажей по охране
труда, расследованию и учету несчастных случаев на производстве.
На базе Центра развития предпринимательства Северо-Восточного административного округа создан испытательный лабораторный центр, осуществляющий аттестацию рабочих мест по условиям труда и аккредитованный на техническую компетентность в установленном порядке.
Специалистами Центров развития предпринимательства в 2005 году дано более 3000 консультаций по вопросам обеспечения охраны труда В целях обеспечения согласованных действий по реализации государственной политики в области охраны
труда территориальных органов исполнительной власти и местного самоуправления, государственного надзора и контроля, объединений профсоюзов и работодателей в
2006 году запланирована разработка Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства Системы управления охраной труда в организациях малого предпринимательства.
Состояние охраны труда в Северном административном округе заслушивалось на 3 заседаниях Межведомственной комиссии по охране труда при префектуре и 54 заседаниях межведомственных комиссий при Управах районов. На заседаниях заслушивались руководители организаций, допустившие случаи тяжелого и смертельного травматизма (6 организаций), нарушение санитарного законодательства (4 организации), рассмотрено 48 материалов расследования несчастных случаев на производстве.
Представители префектуры и Управ районов принимали участие в расследовании 7 несчастных случаев на производстве, провели 23 проверки промышленных предприятий, нарушающих санитарное законодательство, осуществили контроль за проведением обучения охране труда в 204 организациях различных отраслей экономики.
Уделяя внимание вопросам пропаганды охраны труда, префектура Северного административного округа провела в 2005 году смотр-конкурс на лучшую организацию работы в области охраны труда, в котором приняли участие 103 организации. Подготовлены 34 публикации в печатных средствах массовой информации и 1 выступление на кабельном телевидении по различным вопросам обеспечения охраны труда.
Префектурой Зеленоградского административного округа проведено 8 заседаний Межведомственной комиссии по охране труда при префектуре с рассмотрением широкого круга вопросов по реализации государственной политики в области охраны труда, в том числе реализации окружной программы по охране труда.
Организовано и проведено 46 совместных проверок с представителями органов государственного надзора и контроля, общественного контроля, 4 проверки состояния охраны труда в подведомственных организациях, 52 проверки обучения охране труда работников организаций.
Представители префектуры принимали участие в расследовании 4 несчастных случаев на производстве.
Согласно утвержденному Положению, в Зеленоградском административном округе в 2005 году проведен смотр-конкурс среди предприятий и организаций округа
на лучшую организацию работы в области охраны труда.
В смотре-конкурсе приняли участие 48 организаций с численностью работающих 13,9 тыс. человек.
В рамках подготовки семинара-совещания по охране труда с руководителями и специалистами организаций префектурой была предложена новая форма его проведения. Предварительно в 3 Управах районов и на 3 крупных промышленных предприятиях проведены «круглые столы», в которых приняли участие 130 представителей от 97 организаций округа. В Центральном административном округе проведено 2 заседания Межведомственной комиссии по охране труда при префектуре, на которых в числе других вопросов, заслушивались руководители 3 строительно- монтажных организаций, допустивших случаи тяжелого и смертельного травматизма.
Префектурой проведена 1 коллегия по вопросу «О создании безопасных условий труда на предприятиях и в организациях Центрального административного округа» и 1 заседание экспортно-консультативного Совета по вопросам социально-экономического развития округа, на котором также рассматривались вопросы обеспечения безопасности труда.
Представители префектуры и Управ районов принимали участие в расследовании 51 несчастного случая, провели 8 совместных проверок выполнения требований законодательства об охране труда.
В Западном административном округе проведено 4 заседания Межведомственной комиссии по охране труда при префектуре. Территориальными органами исполнительной власти особое внимание уделялось предприятиям и организациям, допустившим случаи смертельного и тяжелого травматизма в 2004 году, в том числе ОАО «ДСК-2», ГКНПЦ им. Хруничева.
В результате проведенной ротации кадров Департамента охраны труда и промышленной безопасности ГКНПЦ им. Хруничева и выполнения требований действующего законодательства Российской Федерации и города Москвы по охране труда в 2005 году на предприятии исключены случаи производственного травматизма со смертельным исходом, поставлен на учет только 1 случай с тяжелым исходом.
В Южном административном округе проведено 4 заседания Межведомственной комиссии по охране труда при префектуре.
Представители префектуры и Управ районов участвовали в расследовании 16 несчастных случаев на производстве, организовали проведение 252 совместных проверок.
В 2005 году префектурой Южного административного округа успешно реализованы мероприятия окружной программы по охране труда на 2005-2007 годы и Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2004-2006 годы в части выполнения мероприятий по охране труда.