Выпуск от: август-сентябрь 2005 г   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 8-9
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Ресурсы входящие в АСОТ
http://www.asot.ru Центральный сайт Ассоциации Специалистов по Охране Труда
http://www.btg.asot.ru Издательство "Безопасность Труда и Жизни"
http://gazeta.asot.ru Электронная версия газеты "Безопасность Труда и Жизни"
http://www.gitmo.asot.ru Государственная Инспекция Охраны Труда в Московской Области

Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
РЕКОМЕНДАЦИИ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА «ПРОБЛЕ

Рекомендации научно-практического семинара «Проблемы технического регулирования и управления безопасностью труда в современных условиях»

Участники научно-практического семинара «Проблемы технического регулирования и управления безопасностью труда в современных условиях», заслушав и обсудив доклады и выступления по программе работы семинара, отмечают, что в современных условиях осуществления административной реформы и реформы технического регулирования определение путей и стратегии совершенствования управления безопасностью труда, улучшение условий труда, проведение мер профилактического характера, направленных на обеспечение защиты жизни и здоровья работников, приобретают первостепенное значение.
В Российской Федерации основным методом охраны труда является использование системы технической безопасности, основанной на стандартах системы безопасности труда. Система технической безопасности призвана решать две основные задачи. Первая - создание техники, технологий, инструментов и специальных средств защиты человека, при использовании которых понижается опасность травмирования работника в процессе труда. Вторая - создание, согласование, утверждение и регистрация нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, изучение безопасных приёмов труда и применение средств индивидуальной и коллективной защиты в процессе выполнения работ.
В Законе «О техническом регулировании» основная роль в формировании требований безопасности в технических регламентах отведена международным и (или) государственным и межгосударственным стандартам. Однако в системе нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда в Российской Федерации, кроме стандартов ССБТ, действуют ещё пять видов нормативных правовых актов, которые могли бы составить базу для формирования требований безопасности.
Наглядным подтверждением этого является, например, Руководство «Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряжённости трудового процесса».
За последнее время появился ряд публикаций по закону о техническом регулированию и о подходах к реализации его отдельных положений, в которых мнения авторов в чем-то расходятся, но есть положения, по которым отмечается единство мнений - закон «О техническом регулировании» во всех отношениях принципиально новый для нашей страны.
Действие закона распространяется на широкий круг потребителей, приобретателей продукции, работ или услуг, то есть на всех физических и юридических лиц независимо от сферы их участия или формы приобщения к данным продуктам, работам или услугам. Закон становится на защиту растительного и животного мира от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды и обеспечения национальной безопасности. С этой точки зрения Закон является революционным и регулирует порядок установления обязательных требований как к самой продукции, так и к процессам, охватывающим все стадии её жизненного цикла, - от изготовления до утилизации.
Закон предусматривает государственный контроль за выполнением установленных в технических регламентах требований безопасности. Поэтому в техническом регулировании должны содержаться положения, подтверждающие безопасность продукции, процессов ее производства, работ, услуг.
Исключительно важным в этом смысле становится введение в технические регламенты понятия «риск», как вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, растительному и животному миру, с учётом тяжести этого вреда. Цели охраны (безопасности) труда, принимая во внимание экономический компонент, не могут не учитывать и другие (социальные, санитарно-гигиенические, технические и технологические) аспекты, определяющие допустимый (приемлемый) риск.
С вступлением в действие Федерального закона «О техническом регулировании» Минюст России с 1 июля 2003 г. прекратил регистрацию межотраслевых и отраслевых правил и других нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, как не соответствующие требованиям технического регулирования, т.к. в сфере технического регулирования федеральные органы исполнительной власти не могут издавать нормативные акты обязательного исполнения.
Это привело к тому, что в течение последних двух лет не выпущено ни одного нормативного правового документа по данным вопросам, что создаёт искусственный вакуум в правовом поле безопасности труда.
Позиция Минюста России противоречит требованиям пункта 1 статьи 46 этого закона, где сказано, что «до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования установленные нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни и здоровья граждан», а также Постановлению Правительства Российской Федерации от
23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда».
Под это положение подпадают межотраслевые и отраслевые нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, так как эти документы содержат требования безопасности работников.
Вопросы нормативного правового регулирования в социально-трудовой сфере в законе о техническом регулировании не учтены (либо это не предусматривалось задачами данного Закона).
В процессах производства участвует субъект труда. Этот фактор в законе о техническом регулировании не нашел отражения, в силу этого Закон не может распространяться на социально-трудовую сферу.
Разработчиками закон сформирован только на основе одного блока директив Европейского Экономического Сообщества - обязательных требований к безопасности машин, установок, веществ, устанавливающих основные унифицированные требования безопасности, которым должны соответствовать продукция, процессы ее производства и обращения.
В нормативном блоке Европейского Экономического Сообщества существуют директивы обязательных требований к безопасности труда и защите здоровья работников, которые устанавливают минимальные предписания по улучшению окружающей среды и условий труда, защиты здоровья работников. Этот второй блок Директив ЕЭС не нашёл отражения в Законе «О техническом регулировании». Допущено рассогласование между требованиями Трудового кодекса Российской Федерации и требованиями Федерального закона «О техническом регулировании», что ввело и продолжает вводить в заблуждение широкий круг специалистов в области охраны и безопасности труда.
В этих условиях роль Трудового кодекса Российской Федерации, ряда федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных и региональных органов исполнительной власти в области охраны и безопасности труда приобретает ещё большее значение (как документов, формирующих фундамент социальной защищённости работников в процессе выполнения ими трудовых функций).
Участники научно-практического семинара, заслушав и обсудив доклады, считают необходимым:
1. Рекомендовать Департаменту трудовых отношений Минздравсоцразвития России определиться с направлениями решения проблем охраны труда, связанных с техническим регулированием.
В связи с этим участники семинара считают возможными следующие направления:
1.1. по общим вопросам охраны труда - должна быть организована всесторонняя проработка с участием заинтересованных сторон и в необходимых случаях - с привлечением экспертов ЕЭС по двум направлениям:
а) через внесение в закон о техническом регулировании поправки о том, что охрана труда регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации, при этом в области охраны труда обеспечиваются непротиворечие требованиям технических регламентов и содействие в реализации требований технических регламентов. Указанное позволяет сохранить всю нормативную базу охраны труда, которую необходимо будет привести в соответствие с современными требованиями;
б) через разработку технических регламентов по безопасности труда с соответствующими изменениями в законе о техническом регулировании и Трудовом кодексе Российской Федерации;
1.2. по средствам индивидуальной защиты - через разработку технических регламентов и национальных стандартов.
2. Рекомендовать Департаменту трудовых отношений Минздравсоцразвития России активизировать участие специалистов охраны труда в работах по разработке технических регламентов по безопасности продукции и процессов ее производства и обращения в части отражения в них требований безопасности труда.
3. Рекомендовать Департаменту трудовых отношений Минздравсоцразвития России принять меры к тому, чтобы все нормативные акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. № 399, должны полностью сохранять свое действие, по крайней мере, до 2011 г.
4. В большинстве представленных на ознакомление проектов общих и специальных технических регламентов отсутствуют критерии, определяющие параметры безопасности или иные технические параметры, что, на наш взгляд, является отступлением от требований Закона «О техническом регулировании».
По этим и ряду других вопросов должны быть даны разъяснения, соответствующими федеральными органами исполнительной власти, проработаны и внесены дополнения и изменения в соответствующие разделы Закона, в том числе с учетом замечаний, высказанных участниками семинара.
5. В целях обеспечения требований статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации об обязанностях работодателя по обеспечению безопасных условий труда рекомендовать организациям внедрять системы управления безопасностью труда, соответствующие ГОСТ 12.0.006-2002, и при необходимости проводить сертификацию этих систем.
6. Просить ФГУ "ВЦОТ" издать сборник докладов на научно-практическом семинаре и обеспечить его рассылку участникам семинара, докладчикам, а также направить в Департамент трудовых отношений Минздравсоцразвития России.

Москва 29.06.2005 г.