Выпуск от: 18 мая 2004 г.   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 6-7
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
В.Б. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ

В.Б. Преображенский, заместитель руководителя Департамента условий и охраны труда Минтруда РФ

Охрана труда, как система мер по сохранению здоровья и жизни человека в процессе профессиональной деятельности зависит от многих факторов. Важнейшим из них является экономика, на 2 месте, пожалуй, - качество законов и нормативных правовых актов. Поэтому за последнее время в этом направлении было сделано немало. Сейчас действует три закона в этой области и ведется большая работа по внесению изменений в ТК. Прошло первое чтение, 5 марта правительство направило поправки ко второму чтению. Это самое главное направление, поэтому на нем следует остановиться. Следует сказать, что вся работа по совершенствованию законодательно-нормативных актов ведется исходя из той ситуации, которая, в целом, характерна для состояния охраны труда в нашей стране. Тенденции в основном положительные по всем направлениям работы в охране труда, за исключением состояний условий труда. Здесь динамика отрицательная, если мы раньше говорили о том, что у нас каждый 6 работник занят во вредных условиях труда, то теперь 19,7 %, то есть каждый пятый работает в условиях труда, не отвечающим нормам охраны труда и санитарно-гигиеническим требованиям. Поэтому я бы хотел остановиться именно на тех направлениях, связанных с работой по совершенствованию законодательных нормативных правовых актов, которые диктуются этой обстановкой. В первую очередь то, что касается экспертизы условий труда. Об этом уже говорилось, что статья 216 прим, которая сейчас во 2 чтении практически прошла без изменений, и она определяет работу экспертизы условий труда. Очень важно, что там сейчас дословно записано, что экспертизу условий труда осуществляет Минтруд РФ и органы по труду субъектов РФ. В настоящее время эту позицию отстояли, хотя кто внимательно смотрел и наблюдал за ходом определения главнейшей позиции, здесь было три мнения. Первое - весь порядок по экспертизе условий труда, в том числе и кто ее осуществляет, определяет правительство РФ. Вторая, что эту работу будут проводить уполномоченные организации.
В проекте второго чтения в 209 статье, дан понятийный аппарат, что такое экспертиза условий труда и что такое аттестация рабочих мест. Четкое разграничение, связанное с тем, кто это осуществляет. Записано в самом определении, что осуществляется в порядке, установленном правительством РФ. А то, что касается аттестации рабочих мест, то осуществляется в порядке, установленном федеральным органом по труду.
Очень запутанная ситуация по компенсациям за работу с вредными условиями труда, вы знаете, что в настоящее время продолжают действовать все те старые нормативы. И на дополнительный отпуск, и на сокращенное рабочее время, и на доплаты за условия труда - все старые бывшие союзные документы, которые были приняты в 70-80 годах. Только во второй редакции нам удалось привести к единообразию 92, 117 и 147 статьи ТК, чтобы осуществить единый подход по предоставлению компенсации за работу во вредных условиях труда. Этот единый подход заключается в том, что компенсации должны предоставляться на основе аттестации рабочих мест, то есть с учетом объективной, инструментально подтвержденной оценки. Это первое, что удалось сделать, так как в старой редакции было закреплено, что компенсации предоставляются по перечню, утверждаемому правительством РФ. Этот принцип противоречит той концепции, которая была подготовлена нашими учеными и которая применяется во всем мире.
В статься 164 ТК дается новое понятие компенсации - это очень принципиально. В первую очередь компенсация - это установленный настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором меры по обеспечению снижения отрицательного воздействия на организм работников и их потомства особых условий труда. И только потом возмещение работником затрат, связанным с исполнением трудовых и иных предусмотренных федеральными законами обязанностей. Включая денежные выплаты. Коренное изменение этого понятие, раньше оно заключалось только в выплатах, в компенсации. Сейчас компенсации - это в первую очередь меры по обеспечению снижения отрицательного воздействия.
Соответственно, в статьях 219 и в каждой из статей, где речь идет о конкретных компенсациях, сокращенном рабочем дне, устанавливается порядок их предоставления. Он определяется в порядке, установленном правительством. Вот такая формулировка, она достаточно гибкая, которая позволяет нам осуществить эту концепцию. Аналогичный подход осуществляется и по другим позициям, связанным с молоком, лечебно-профилактическим питанием и обеспечением средств индивидуальной защиты.
Впервые вводится в законодательство такая норма для работодателя, как право устанавливать нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты сверх типовых. Впервые, так как раньше мы вели речь о право работодателя не устанавливать свои нормы, а выдавать сверх установленных норм. Это тоже можно в корне изменить позицию, несмотря на то, что это право устанавливать нормы регламентируется финансовыми возможностями организации. Но говорится и о том, что это должно отражаться в коллективных договорах. То есть у грамотного юриста и сейчас есть возможность доказать, что эти средства должны относиться к материальным расходам. Эта запись, по нашему мнению, даст возможность внести соответствующие изменения в правила по выдаче средств индивидуальной защиты, которые будут регламентировать процесс выдачи спецодежды сверх установленных норм. И в тоже время, чтобы это было четко связано с их финансированием, с отнесением соответствующих затрат на соответствующие статьи расходов.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. В старом ТК эта цифра была 0,1%, сейчас в поправках во втором чтении эта цифра должна быть менее 0,2% затрат на производство продукции, работ и услуг. Что касается эксплуатационных расходов, эту фразу убрали, поскольку возникают сложности по ее толкованию.
Я еще остановлюсь более подробно на средствах индивидуальной защиты, поскольку мы за прошедший год приняли порядка 10 постановлений. Очень принципиальное принято постановление об изменении правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Это постановление № 7 от 3 февраля 2004 г. Значительно расширен перечень средств индивидуальной защиты, которые могут заменяться по решению работодателя. Очень важно, что теперь допускается замена любых рукавиц на перчатки. Мы специально не стали уточнять, какие это рукавицы по защитным свойствам. Любые рукавицы, от механических истираний, от температурных воздействий могут быть заменены на перчатки, которые обладают защитными свойствами не менее, чем эти рукавицы. Расширены возможности предприятия в плане приобретения. Независимо, есть ли это в нормах или нет, например, таких средств индивидуальной защиты, как жилет сигнальный, светоотражающая одежда. Пунктом 7 этих правил мы предусматриваем выдачу жилета сигнального независимо от того, есть ли это в нормах или нет. Очень много вопросов возникало в отношении самоспасателей. Мы уточнили эту запись: в самоспасатели добавили две позиции, это самоспасатели фильтрующего свойства и изолирующие самоспасатели. И те, и другие могут выдаваться, даже приведен пример: в том числе аварийно-спасательные средства типа капюшон защитный "Феникс" - это самоспасатель фильтрующего свойства.
Уточнена позиция (пункт 26), связанная с выдачей второго комплекта. Допускается выдача второго комплекта, раньше этого тоже не было, были очень старые рекомендации, которые для налоговых инспекций не служили основанием. Теперь такая норма вводится. Два комплекта на два срока теперь работодатель может выдавать.
И, последнее, было немало вопросов, связанных со средствами индивидуальной защиты, у которых прошли сроки носки, но еще в хорошем состоянии. Такие средства допускается выдавать работнику для использования.
Я бы хотел вас просто познакомить с перечнем тех нормативно-правовых актов, которые приняты в последнее время.
Постановление № 28 от 5 марта - это перечень предупредительных мер, которые финансируются за счет страховых взносов Фонда социального страхования.
Целый ряд постановлений, связанных со средствами индивидуальной защиты.
Постановление № 7 от 3 февраля 2004 года о внесение изменений и дополнений, это касается работников гражданской авиации, из ставика костюмы теперь можно подавать по нормам.
Постановление № 12 от 12 февраля 2004 года - нормы для МЧС. Такие богатые нормы не утверждали еще никогда, очень широкий спектр средств индивидуальной защиты применяется в МЧС.
Утверждены нормы по СУРГУТНЕФТЕГАЗу и его дочерним предприятиям, постановление № 24 от 2 марта.
Внесены изменения и дополнения в типовые нормы по ЛУКОЙЛу, это постановление от 5 марта.
Также внесены изменения и дополнения в постановление № 25 от 2 марта, для сквозных профессий.