Выпуск от: 18 мая 2004 г.   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 6-7
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
А. А. РЯБИНИН

А. А. Рябинин, заведующий лабораторией НИИ охраны труда в г. Иваново

Идея создания методических рекомендаций по проведению экспертизы условий труда в проектах строительства и реконструкции производственных объектов родилась у нас давно. Начало было положено еще в те времена, когда нашему институту поручили провести экспертизу проектов двух фабрик-автоматов, выдвигаемых на государственную премию.
Когда мы запросили всю документацию, то выяснилось, что объем ее очень большой. И возникла проблема, какие части проекта необходимо анализировать. Документов методического характера тогда не было, и по поручению Минтруда мы попробовали создать проект этого документа. Он получился достаточно объемным, более 150 страниц. Но то, что документ большой не означает, что он такой сложный. Мы в своей работе уже четко определились: чем более подробно расписано, что нам надо делать, тем документ проще использовать. Коротко изложенные тезисные требования иногда требуют дополнений и пояснений.
Из чего состоит проект этого документа? Общие вопросы по проведению экспертизы. Здесь заложены принципы взаимодействия со структурами Главгосэкспертизы России, определены какие части проекта должен смотреть государственный эксперт. В другом варианте проекта экспертиза условий труда может привлекать внештатных экспертов, в виду того, что есть субъекты РФ, где имеются в составе государственных экспертиз условий труда специалисты, хорошо знакомые с проектно-сметным делом. Но есть и другие, где без внештатных экспертов, скорее всего, не обойтись. Надо привлекать их для того, чтобы повысить качество проведенной экспертизы. В документе приведен перечень действующих сегодня нормативных правовых актов. А дальше уже дело экспертов - отслеживать все изменения в законодательной базе и актуализировать этот документ. Мы эту работу также будем проводить с определенной периодичностью.
Минтруд поставил перед нами задачу, чтобы эксперт имел один документ, а не большое количество этих документов. Здесь все четко, по порядку, по структуре проекта. Надо сказать, что нормативная документация в этой части не очень часто подвержена каким-либо изменениям.
При рассмотрении проекта нужно анализировать технологическую часть, оценивать учет требований безопасности при размещении оборудования. Сколько было смертельных случаев только по причине несоответствия расстояния между линиями конвейеров нормативу по ГОСТ 12.3.020. Всего на 20 см нужно было раздвинуть линии конвейеров, и люди были бы живы.
Требования нормативных документов в области охраны труда касаются большинства разделов, содержащихся в проектах. Есть утверждаемая часть проектов, есть рабочая документация и т.д. Но есть такое понятие как одностадийное проектирование, двухстадийное, и при определенных моментах эти вопросы мы вынуждены рассматривать эти вопросы. А, следовательно, и в документах надо их отразить.