Выпуск от: 25.03.04   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 5
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

Статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. К ним относятся:
-Трудовой кодекс Российской Федерации;
- федеральные законы;
- указы Президента Российской Федерации;
-постановления Правительства Российской Федерации;
- нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;
- законы субъектов Российской Федерации;
-нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
- акты органов местного самоуправления;
- локальные нормативные акты* организаций.
Законодатель впервые установил безусловный приоритет Трудового кодекса, как базового акта перед другими федеральными законами, содержащими нормы трудового права. (статья 5 Кодекса)
В статье восьмой Трудового кодекса Российской Федерации закреплено право работодателя принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.(схема 1)
Правовое регулирование трудовых отношений между работником и работодателем производится на основе коллективных и трудовых договоров, а также локальных актов (представлено на схеме 2).
При этом они могут подразделяться на локальные нормативные акты, принимаемые работодателем единолично; локальные нормативные акты, принимаемые с учётом мнения представительного органа работников; локальные нормативные акты, принимаемые по правилам, согласованным с представительным органом работников и зафиксированным в коллективном договоре. (схема 2).
Основным назначением локальных нормативных актов является конкретизация трудового законодательства и подзаконных актов с учётом особенностей организации и условий труда конкретной организации, повышения гарантий, предоставленных работникам актами высшего уровня, а также установление условий труда, определение которых прямо отнесено к компетенции работодателя.
Работодатель может принимать локальные нормативные акты единолично (через органы управления организацией) или с учётом мнения представительного органа работников.
Единалично (без учёта мнения представительного органа работников) принимаются: штатное расписание, должностные инструкции, приказы, распоряжения, имеющие нормативное содержание.
Акты, устанавливающие условия труда, по общему правилу принимаются с учётом мнения представительного органа работников. К ним относятся:
- локальные акты, устанавливающие нормы труда, независимо от их наименования (статья 162 Кодекса);
- графики сменности, которые, как правило, являются приложением к коллективному договору (ст.103 Кодекса);
- локальные нормативные акты об оплате труда (положения об оплате труда) (статья 135 Кодекса);
- локальные нормативные акты о стимулирующих выплатах (положения о премировании, надбавках, вознаграждении по итогам работы за год) (статья 144 Кодекса).
- правила внутреннего трудового распорядка, которые, как правило, являются приложением к коллективному договору (статьи 189, 190 Кодекса).(см. схему 3).
Среди локальных нормативных актов по охране труда могут быть:
- стандарты организаций (предприятий), регламентирующие безопасность труда;
- распорядительные документы о возложении ответственности за организацию и проведение работ повышенной опасности (приказы, распоряжения и т.д.);
- приказ о создании комиссии (комитета) по охране труда в организации;
- положение об организации работ по охране труда;
- положение о системе управления охраной труда в организации;
- положение о порядке обучения и проверке знаний по охране труда;
- положение о порядке использования теплой спецодежды и спецобуви;
- инструкции по охране труда для работников или на виды выполняемых работ;
- перечень профессий и работ, к которым предъявляются повышенные требования;
- перечни тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет; и т.д.
По решению работодателя могут приниматься и другие локальные нормативные акты, например, положение о персонале, положение о ведении коллективных переговоров в организации, положение об участии работников в управлении организацией, положение о комиссии по трудовым спорам и т.д.
Нормативные акты (на схеме 2) принимаются работодателем с участием представительного органа работников и могут рассматриваться как одна из форм социального партнёрства, поэтому при разработке любых локальных актов целесообразно информировать представителей работников о намерениях работодателя и учитывать их мнение.
Статьей 372 Трудового кодекса определён порядок учёта мнения представительного органа работников, который предусматривает следующее:
Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснования по нему в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данной организации.
Выборный профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
В случае, если мотивированное мнение выборного профсоюзного органа не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан с в течение трёх дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, который может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд, а выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом РФ.
Если же постоянно действующий представительный орган работников в организации не сформирован (предположим, не избран профсоюзный комитет или нет профсоюзной организации), то по решению собрания представителей трудового коллектива вопрос о рассмотрении и согласовании локального акта может быть поручен избранному (избранным) представителям этого коллектива.
В том случае, когда работники не воспользовались своим правом избрать представителей, работодатель имеет право принять соответствующий локальный акт единолично.
При осуществлении социального партнёрства работодатель и представительный орган работников могут установить правило о согласовании локальных нормативных актов, содержащих номы трудового права. Такое решение фиксируется в коллективном договоре или соглашении.
Согласование отличается от учёта мнения тем, что при отказе представительного органа работников дать согласие на принятие соответствующего акта он не может быть принят.
Порядок принятия локальных нормативных актов очень важен с точки зрения определения их действия. Акты, принятые с нарушением установленного порядка учёта мнения представительного органа работников, либо без согласования с таким органом, считаются недействительными с момента их принятия и не подлежат применению.
Локальные нормативные акты следует отличать от коллективного договора. Коллективный договор представляет собой нормативное соглашение, принимаемое в договорном порядке (ст. 40,41 Кодекса).
Коллективные договора и соглашения заключаются после проведения коллективных переговоров и действуют в течение определённого срока (до трёх лет). Инициатором заключения коллективного договора или соглашения может выступить любая из сторон в рамках положений о социальном партнёрстве.
Локальные нормативные акты принимаются обычно по инициативе работодателя. Процедура их принятия чётко не определена (за исключением указания об учёте мнения представительного органа работников), они могут быть как срочными (с указанием срока действия), так и постоянными (без указания срока действия).
Общий принцип, заложенный в норме действия законов и иных нормативных правовых актов, состоит в том, что акты действуют на территории, на которую распространяется юрисдикция органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего соответствующий акт. Например, акты, принятые федеральными органами государственной власти, действуют на всей территории Российской Федерации, акты, принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, - на всей территории региона, акты, принятые органами местного самоуправления, - на территории муниципального образования.
Локальные нормативные акты не должны содержать норм, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством, подзаконными нормативными актами (указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами федеральных органов исполнительной власти), законами и подзаконными актами субъектов РФ, нормативными актами органов местного самоуправления, а также соглашениями и коллективными договорами.
Локальный нормативный акт действует в пределах организации (корпоративного подразделения), принявшего этот документ.
В системе источников трудового права локальные нормативные акты занимают низшее положение, что ни в коей мере не умаляет их значения т.к. именно на уровне конкретной организации, конкретного работодателя решаются вопросы, имеющие наибольшее значение для конкретного работника.
Возникает вопрос, почему мы сегодня заговорили о локальных нормативных актах. Ответ очевиден - реализация отдельных положений Закона от 27.12.02 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» вызовет необходимость принятия целого ряда локальных нормативных актов организаций.

А.М. Елин, заведующий отделом норм и стандартов ГУ ВЦОТ, кандидат социологических наук