Выпуск от: май-июнь 2009 г.   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 5-6(67-
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
МАТЕРИАЛЫ МОСКОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Чиннов С.А., - заместитель председателя
Московской федерации профсоюзов

Уважаемые коллеги!
Сегодняшняя конференция, посвященная Всемирному дню охраны труда, проходит в непростых условиях – мировой экономический кризис оказывает негативное влияние на экономику, подрывает нормальную работу предприятий, резко осложняет ситуацию на рынке труда.
Глобальный капитал пытается решить свои проблемы за счет трудящихся. Сокращаются рабочие места, растет число безработных, увеличиваются долги по заработной плате.
В этих экстремальных условиях соблюдение основного девиза Всемирного дня охраны труда и нашей конференции «Безопасный труд – право каждого человека» носит принципиальный характер. Для социальных партнеров Москвы сохранение рабочих мест, повышение уровня их безопасности на производстве и сокращение травматизма являются определяющими.
В последние годы в этом направлении усилиями социальных партнеров достигнут определенный результат. Принят в городе Москве закон «Об охране труда», в городе эффективно работает система государственного управления охраной труда, сложилась действенная система обучения, важнейшие направления по охране труда и экологии внесены в Московское трехстороннее соглашение, окружные и отраслевые соглашения.
Однако останавливаться на этом нельзя. Несмотря на масштабный финансовый и экономический кризис, мы не должны допустить кризиса в охране труда. Хотя отдельные поползновения уже есть. В ряде организаций ограничивается финансирование мероприятий по охране труда, происходит сокращение специалистов. (Например, в московских организациях Федеральной службы почты России на одного работника выделяется лишь около 300 рублей, а в отдельных филиалах Мосэнерго происходит сокращение специалистов охраны труда.)
А ведь всем ясно – в этих вопросах экономить нельзя. Снизил активность, не уделил должного внимания охране труда – жди неприятностей.
Знакомая ситуация уже возникала в известный кризис конца 1990-х годов, когда система управления охраной труда была практически полностью разрушена. Произошла ликвидация Комитета труда и занятости города, а вместе с ним важнейшего направления – управления охраной труда. На 9 месяцев ситуация практически вышла из-под контроля.
В этот период подверглись значительному сокращению и даже ликвидации службы охраны труда в министерствах, ведомствах, организациях города. Средства на обеспечение безопасности труда выделялись в минимальном объеме, а в ряде организаций не выделялись вообще.
Естественным следствием этого явился неуправляемый рост производственного травматизма, в том числе и со смертельным исходом, который вырос на 58,6% в 2001 году по сравнению с 1998 годом. Пришлось приложить немало усилий, чтобы вначале стабилизировать ситуацию, а затем постепенно перейти к снижению производственного травматизма. Конечно, этому способствовала совместная работа и Правительства Москвы, и Комитета общественных связей, и профсоюзов, и работодателей, а также всех, кому не безразлична судьба человека, а главное – понимание важности этого направления работы.
Неужели, уважаемые коллеги, необходимо вторично наступать на одни и те же грабли? Ведь цена нерешенных проблем в охране труда обходится слишком дорого – это критическое состояние рабочих мест, связанное с условиями труда, их вредность, тяжесть, непрестижность, а также потеря здоровья и риск получения травмы.
Сейчас при передаче функций охраны труда от Комитета общественных связей города Москвы Департаменту труда и занятости нельзя допустить ошибок прошлых лет. Надо продолжить активно заниматься совершенствованием государственного управления охраной труда, добиваться (а это будет одной из главных задач и Департамента, и профсоюзов) введения специалистов по охране труда в структуры органов исполнительной власти города.
С принятием мер по экономии расходов бюджета нельзя допускать снижения объемов финансирования Комплекса программных мероприятий города Москвы по охране труда, а также мероприятий, включенных в Московское трехстороннее соглашение, окружные и отраслевые соглашения на 2009 год, коллективные договоры.
Нельзя также забывать, что финансовые трудности в деятельности предприятий производственного сектора экономики могут заставить работодателей заниматься охраной труда по остаточному принципу и привести к сокращению специалистов.
Задача социальных партнеров – не допустить этого.
Повторю еще раз, в этих условиях нам необходимо больше заботиться о людях, быть ближе к их повседневным проблемам.
Необходимо сосредоточить внимание на проведении аттестации рабочих мест, в т.ч. в бюджетном секторе экономики.
В ближайшее время может кардинально измениться действующая система предоставления работникам, занятым во вредных условиях труда, соответствующих гарантий и компенсаций.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 года № 870 Минздравсоцразвития готовятся новые условия предоставления работникам, занятым во вредных условиях труда, соответствующих компенсаций, и основой их предоставления станут результаты аттестации рабочих мест.
Готовы ли работодатели, да и органы исполнительной власти города, к этой работе? Судя по тому, как эта работа поставлена сегодня – не готовы. В бюджете города средства на проведение аттестации рабочих мест в городских государственных учреждениях не предусмотрены. А тех средств, которые запланированы Комплексом программных мероприятий города Москвы по охране труда, на проведение этой работы явно не достаточно.
Московской федерации профсоюзов в 2009 году не удалось добиться включения в Московское трехстороннее соглашение обязательства Правительства на выделение средств на проведение этой работы в городских учреждениях. Как в этих условиях будут организовывать проведение аттестации органы исполнительной власти города? Вопрос остается открытым. Уже сегодня начинается работа по формированию бюджета города на 2010 год. Поэтому решение этой проблемы для Департамента труда и занятости должно стать одним из первоочередных.
Вторая проблема – в последнее время растет число безработных, причем ими люди стали не по своей вине.
Государство, на наш взгляд, должно взять на себя определенную ответственность в отношении этой категории граждан, в том числе и в вопросах охраны труда.
Например, когда по направлению службы занятости безработный получает травму при следовании к месту предполагаемой работы или при выполнении общественных работ, эти несчастные случаи никем не расследуются.
Данная категория людей в этот период времени ни с кем в трудовых отношениях не состоит.
Кто в этих случаях должен отвечать за жизнь и здоровье безработного, а также заниматься возмещением ему причиненного вреда в результате несчастного случая? Однозначных ответов на поставленные вопросы сегодня нет. Я думаю, что и Департамент труда и занятости, и профсоюзы заинтересованы в скорейшем их решении.
Еще одна проблема, которая требует срочного решения – повышение материальной ответственности работодателей за вред, причиненный жизни и здоровью работника в процессе его трудовой деятельности. В настоящее время работодатель такой ответственности не несет.
Все выплаты за вред, причиненный работнику в результате несчастного случая, ложатся на Фонд социального страхования РФ и Пенсионный фонд РФ. Работодатель при этом, кроме внесения страховых взносов на обязательное социальное страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, материальной ответственности не несет.
Единовременные страховые выплаты, осуществляемые Фондом социального страхования, являются низкими и неадекватны жизненным потребностям. На сегодняшний день размер единовременной страховой выплаты составляет 56200 рублей. Вот цена человеческой жизни!
Следует отметить, что в случае смерти гражданина выплаты, например по ОСАГО, составляют 160 тыс. рублей, согласно Воздушному кодексу РФ - 2 млн. рублей. Согласно статье 20 Закона города Москвы «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» в случае гибели спасателя его семье выплачивается единовременное пособие в размере 120 окладов месячного денежного содержания.
Для справки: В США такие выплаты составляют 3 млн. долларов, в Великобритании – 1,5 млн. фунтов стерлингов.
По мнению Минфина России, за причиненный вред жизни и здоровья человека можно было бы ввести лимиты 2-3 млн. рублей ("Российская газета", 17.02.2009). Согласно статье 18-16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от 450 тыс. до 800 тыс. рублей. При этом вред здоровью работника не причинен и он не лишен возможности продолжать сново трудовую деятельность.
В Москве эту проблему в 2009 году мы пытаемся решить через Московское трехстороннее соглашение, в котором предусматривается выплата пострадавшему в результате тяжелого несчастного случая на производстве денежной компенсации в размере 50 минимальных заработных плат. И наша основная задача - добиться ее выполнения. Однако эта проблема не только для Москвы, но и России в целом.
В настоящее время по предложению Московской Федерации профсоюзов ФНПР подготовлены предложения о внесении дополнений в Трудовой кодекс РФ в части повышения такой ответственности работодателя. Законопроектом устанавливается конкретная выплата работодателем семье погибшего единовременной материальной помощи.
Предполагаемая законопроектом норма направлена на повышение экономической заинтересованности работодателя в улучшении условий и охраны труда, а также профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Кроме того,она будет способствовать мотивации заключения коллективных договоров и соглашений по охране труда.
17 апреля т.г. Государственная Дума приняла в первом чтении поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) в части усиления ответственности за грубое нарушение требований промышленной безопасности (для угольных предприятий), предусматривающие увеличение штрафов для должностных лиц от 100 до 500 тыс. рублей (сейчас 3-4 тыс. рублей).
Отдельными законами Российской Федерации также предусмотрено возложение обязанности на работодателя по выплате единовременного возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Так, статьей 1064 Гражданского кодекса устанавливается обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшему компенсацию сверх возмещенного вреда.
Еще одна проблема, влияющая на состояние охраны труда, напрямую связана с практикой применения 94-го федерального закона, определяющего порядок распределения государственного заказа в городе. В соответствии с этим законом победителем в конкурсе становится та организация, которая потребует наименьшую цену за выполнение объема работ. При этом не учитываются ни технические возможности организации, ни ее материальная база, ни наличие служб охраны труда, ни наличие коллективного договора.
И выигрывают такие тендеры никому не известные «фирмочки» с недостаточно обученным персоналом, в том числе и по охране труда, и взятой в аренду техникой, а также не обремененные никакими социальными обязательствами, под полученные объемы начинают искать рабочих без особых претензий. В результате такой политики за бортом оказываются организации, имеющие достаточно крепкую материально-техническую базу и сложившийся высококвалифицированный коллектив.
В этих условиях и профсоюзам, и Правительству Москвы нельзя выступать в роли наблюдателей происходящих событий, необходимо содействовать изменению сложившегося положения. Ситуация требует выработки новых подходов, в том числе и изменения законодательства, регулирующего эту проблему.
Уважаемые товарищи!
Экономический кризис не должен стать помехой охране труда. Ссылаться на него могут только те, кто не хочет серьезно и ответственно заниматься охраной труда.
В условиях кризиса социальным партнерам необходимо: законными методами противостоять попыткам снижения достигнутого уровня условий и работ по охране труда, используя при этом обращения в органы исполнительной власти, Прокуратуру и Государственную инспекцию труда;
не допускать изменения условий коллективных договоров и соглашений в области охраны труда, снижающих достигнутый уровень.
через средства массовой информации доводить до сведения общественности любые попытки снижения уровня безопасности труда на производстве.
добиваться восстановления обязательного страхования от безработицы, ввести социальное страхование от риска потери работы.
Московская федерация профсоюзов выражает уверенность, что любые совместные позитивные шаги в создании здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах сделают достойный труд реальностью.
Потенциал города это позволяет.



Кулигин А.Б. - ведущий инженер по охране
труда ООО "СтройСервис"

Наша строительная компания является генподрядной организацией, самостоятельно ведущей весь комплекс строительно-монтажных работ. Компания стабильно работает с советских времен.
Генеральный директор - Мевший Владимир Филиппович - заслуженный строитель России, Лауреат премии Ленинского комсомола, почетный строитель России, лауреат национальной премии «Лидер экономики России».
В компании разработан собственный стандарт безопасности труда, проведена 100%-ная аттестация рабочих мест. После экспертизы работ по охране труда получен сертификат безопасности, а в 2007 году мы заняли первое место в номинации «Лучшая строительная организация» ЦАО. В организации имеется ПСБ, база механизации, четырехэтажное общежитие с собственной столовой.
К октябрю 2008 года мы довольно крепко стояли на ногах:
- работали 230 рабочих, вели строительство:
- 2-х капитальных объектов;
- терминала на 342 механическом заводе в Домодедово;
- 14-этажного шести-секционного жилого дома в Нахабино;
- вели реконструкцию 2-х 5-этажных зданий под офисы;
- вели капитальный ремонт храма, дома культуры, поликлиники в Сельском округе Ершово и др.
На заработанные средства купили дополнительно мощный современный бетононасос, кран-манипулятор, башенный кран, подъемники, закупили красивую и добротную спецодежду и качественную обувь для рабочих.
И «вдруг» появляется слово «кризис», который расползается от американцев, и как объявляло наше правительство, возможно, слегка заденет и нас. Не знаю, кого имели в виду, но нас накрыло сразу и крепко. Заказчик - З42 мех.завод - объявляет себя неплатежеспособным и не может оплатить проделанную работу.
В сельском округе прекращают финансирование и миллионы рублей за выполненные работы "зависают". Реконструкцию офисного 5-этажного здания, на которое выполнена документация, проекты, сметы, сформированы бригады, подготовлена техника, краны, бытовки, неожиданно перед самым началом работ урезают до работы себе в убыток. На другом таком же здании начали работу, разобрали кровлю, но заказчик изменил условия договора, и работу пришлось остановить. В результате мы остались только с госзаказом на 14-этажный дом, закончили 2 секции из 6-ти,и тут нам сообщают, что финансирование будет сокращено на 15%. Понятно, что материалы и оборудование не сократить, а сократить придется средства, которые планировались на зарплату и охрану труда.
В этот период активизировали работу проверяющие комиссии - федеральные, ведомственные, местные. По несколько проверок различных комиссий и инспекций каждый месяц. Идут плановые, устранение недостатков и внеплановые, а миграционные службы и днем и ночью. А это требует дополнительных затрат времени и финансовых средств. Кстати, проверки охраны труда идут только плановые, и цель проверок - не "копать", а помогать.
Строители средства получают за поэтапную сдачу выполненных работ, а деньги для выполнения этапа брали в кредит в банке. Но банки, как только прозвучало слово «кризис», прекратили выдачу кредита, а те банки, которым оказало помощь государство, еще только думают, какие проценты с нас брать, -28 или больше.
В результате строительная отрасль встала, сократили строительство «Дон», «Патриарх» и др. Перед нами тоже встал вопрос: быть или не быть.
В правительственной программе по антикризисным мерам не оказалось реальных мер для строительной организации, а вот если бы мы развалились, тогда бы наших высококвалифицированных ИТРовцев "осчастливили" бы пособиями по безработице. С этим руководство фирмы не согласилось, выработало свои антикризисные меры и вынесло их на решение коллектива ИТР. После решения на собрании все ИТР и специалисты подписались под решением по антикризисным мерам. На первый взгляд, не все они связаны с обеспечением условий труда, но без этих мер у нас некому было бы докладывать по вопросам охраны труда:
1. Из центрального округа г. Москвы все службы компании переехали в новый офис на территории базы в п. Нахабино.
2. 3арплату сотрудников, получавших выше средних показателей по г. Москве, временно сократили на 30%, но не ниже средних показателей по г. Москве.
3. Всех сотрудников отделов и служб обеспечили бесплатными горячими обедами.
4. Учитывая, что в организации образовался коллектив ИТР, состоящий из высококвалифицированных специалистов, сокращать никого не стали.
5. Ввели жесткий контроль на участках за расходованием материалов и использованием возвратных материалов и оборудования. 3а экономию и возврат - премия. 3а уничтожение и перерасход - начет.
6. В июле запланировали аттестацию ИТР на соответствие занимаемой должности.
7. Совместной комиссией по охране труда и комиссией, назначенной генеральным директором, ежеквартально проводятся проверки состояния охраны труда, использования материалов и оборудования на всех участках, что будет отражено в итогах смотра­-конкурса на лучший участок в организации и получении премий.
8. Нам пришлось пересмотреть финансовые вопросы при использовании иностранной рабочей силы. Мы и раньше использовали иностранную рабочую силу, так как россияне не идут в строительство. У нас было бесплатное общежитие, все коммунальные услуги, стирка белья, подвозка к местам работ, рабочие платили только за трехразовое питание по 50 рублей в сутки вместе с сигаретами плюс миграционные выплаты за каждого иностранца по 5700 рублей, а за всех более 1000 000 рублей – все за счет компании.
Сейчас резко выросли тарифы на коммунальные услуги для организаций, стоимость продуктов, а миграционные услуги до 10000 рублей за работника, поэтому мы вынуждены были ввести частичную оплату общежития - до 60 рублей в сутки, а питание до 85 рублей на человека. Но в этой ситуации есть и положительная тенденция - появилась возможность выбора готовых хороших специализированных бригад монолитчиков, каменщиков, отделочников, которые пришли к нам с "рухнувших" строительных компаний. Эти бригады уже имели медицинские справки, иммиграционные карточки. А самое важное - они имели понятие о безопасных методах ведения работ.
И наконец, самый главный пункт нашей программы - экономия средств не должна быть за счет ухудшения условий труда в организации. Для примера: по нашему проекту нам изготовили на 220 тыс. рублей защитно-улавливающих сеток на весь периметр строящегося 14-этажного дома, а каждого рабочего обеспечили предохранительными поясами с удлинителями, а также установили более километра страховочных защитных ограждений на этажах.
К сожалению, опыта работы в условиях кризиса пока еще мало, а то, что пишут и показывают в средствах массовой информации, касается не работы во время кризиса, а выживания после развала.
Наши меры ясно показывают - экономить на охране труда нельзя, но и на выполнение этих мер не хватает средств. Для проверки приборов безопасности на 5 наших кранах мы гоняли краны на завод, вызывали специалистов, а это затратно, поэтому мы обучили, аттестовали в инспекции Ростехнадзора своего наладчика приборов безопасности, обеспечили постоянный контроль за их работой.
Много средств уходило на заказ проекта производства работ кранами для строящихся объектов, так как своих аттестованных специалистов не было. Теперь мы обучили и аттестовали в Ростехнадзоре разработчиков ППР(К) и уже выдали проекты, в которых учтены все меры по охране труда. В основу организации охраны .труда нами поставлена задача - четкое и неукоснительное соблюдение требований’ охраны труда прорабами и их подчиненными, при проверках замечания, сделанные рабочим за нарушения требований ТБ, являются недостатком прораба и отражаются на его зарплате.
Забота о здоровье и искоренении травматизма среди иностранных граждан для нас не простой звук. Работая по гражданско-правовым договорам подряда, они не имеют медицинских полисов, и их лечение в медицинских учреждениях обходится очень дорого для организации. Поэтому, несмотря на осложнившееся финансовое положение, мы продолжаем обеспечение рабочих спецодеждой и спецобувью.
Одновременно ведем учебу строителей и разбор нарушений с прорабами прямо на объектах. Так, на строительстве жилого дома выписано за этот год 6 предписаний прорабам за нарушения ОТ на их участках; за нарушение требований по охране труда сняты крановщик башенного крана и автокрана. Это только малая часть тех мер, которые мы используем, чтобы снизить уровень травматизма.
Кризис заставил нас всех искать неиспользованные резервы, заставил думать, как не допустить и устранить нарушения требований охраны труда с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки. Расплата за нарушения в строительстве идет кровью и очень дорого стоит для руководителя, который жалеет средства на охрану труда.

От редакции: выступления остальных участников Всероссийской и Московской городской конференций будут опубликованы в следующем номере.