Выпуск от: март-апрель 2009 г.   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 3-4(65-6
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
К ЮБИЛЕЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

4 мая 2009 года исполняется 15 лет Федеральной инспекции труда. Публикуем статью Л.П. Шарикова главного государственного инспектора по охране труда РФ в 1994 - 1998 гг.
Леонид Прокопьевич - известный специалист по охране труда в России. Он внес большой вклад в развитие охраны труда в СССР и Российской Федерации. Активно участвовал в разработке и реализации Основ законодательства об охране труда в РФ. Принимал непосредственное участие в создании Федеральной инспекции труда в 1994 году.

К юбилею Федеральной инспекции труда

К концу 80-х годов прошлого столетия в стране произошел глубокий раскол в профсоюзном движении. Первое профсоюзное объединение, отколовшееся от ВЦСПС, образовалось в России в виде Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). За ним стали образовываться другие объединения типа «Соцпроф», Профсоюз горняков, зачинщиков забастовочного движения, хотя в ФНПР входил Профсоюз угольщиков, и многие другие, не имеющие четко выраженных целей, возглавляемые неизвестными ранее лицами. В этой ситуации существовавшие отраслевые инспекции труда профсоюзов оказались бесхозными, контроль за соблюдением на предприятиях требований охраны труда практически прекратился. Массовые нарушения этих требований стали обычным делом, и работники, занятые на работах с невыносимыми условиями труда, особенно в частном секторе, не могли иметь какую-нибудь защиту. В связи с этим возникла необходимость в принятии Закона «Основы законодательства Российской Федерации об охране труда», который был принят Верховным Советом Российской Федерации 6 августа 1993 г., но его реализация осложнилась октябрьскими событиями этого года. Только в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 мая 1994 г. № 850 устанавливался государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, который был возложен на Федеральную инспекцию труда (Рострудинспекция), создаваемую при Минтруде России и во всех субъектах Российской Федерации, общей численностью 5100 человек (3400 государственных инспекторов по охране труда и 1700 правовых инспекторов).
Руководитель Рострудинспекции был назначен Указом Президента Российской Федерации в ранге Первого заместителя Министра труда и социального развития Российской Федерации. Его два заместителя по правовым вопросам и охране труда назначались распоряжениями Председателя Правительства Российской Федерации. На них распространялись права на материальное обеспечение и медицинское обслуживание на уровне заместителей министров федеральных министерств, однако они не являлись государственными служащими, как предусмотрено Конвенцией МОТ 1947 г. «Об инспекции труда», поскольку Рострудинспекция была при министерстве и на нее не распространялся статус органа исполнительной власти, а указанная Конвенция ратифицирована Федеральным законом только от 11 апреля 1998 г. № 58-ФЗ, то есть почти на четыре года позднее. В таком положении были руководители государственных инспекций труда, создаваемых в субъектах Российской Федерации, и все государственные инспекторы по правовым вопросам и охране труда. В какой-то мере это было сдерживающим фактором формирования территориальных государственных инспекций труда, особенно в подборе их руководителей, которые обязательно должны были иметь высшее юридическое образование, и правовых инспекторов труда.
Правительством Российской Федерации были установлены оклады руководителям государственных инспекций труда на уровне министров региональных министерств или управлений, где не было министерств, рядовым инспекторам на уровне начальников отделов этих органов власти. Это позволило сравнительно быстро сформировать в государственных инспекциях труда инспекции по охране труда за счет перехода в них технических инспекторов труда профсоюзов. Формирование правовых инспекций труда задерживалось в связи с тем, что в кооперативах заработная плата юристов в 15-20 раз превышала оклады государственных инспекторов труда по правовым вопросам. Кроме того, в ВЦСПС не было даже списка работавших на местах в советах профсоюзов правовых инспекторов труда, хотя еще в 1981 г. профсоюзам было выделено 1000 единиц на создание правовых инспекций труда профсоюзов за счет средств бюджета государственного социального обеспечения.
Первые 13 руководителей государственных инспекций труда по представлениям руководителей региональных органов государственной власти были утверждены в должности приказами руководителя Рострудинспекции 12 ноября 1994 г. Впоследствии некоторые из них оказались не пригодными к этой работе и были освобождены. Рекомендовавшие их соответствующие руководители в свое оправдание заявляли, что они не придавали значения и роли Рострудинспекции. В одной республике рекомендовали на должность руководителя государственной инспекции труда безработного юриста, что в то время было нонсенсом, а когда узнали, что ему установлен оклад на уровне республиканского министра, попросили извинения и не возражали против его освобождения.
Несмотря на все трудности, в 1995 г. государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации развернули активную работу по надзору и контролю за соблюдением на предприятиях требований законодательства о труде и охране труда. Руководители предприятий стали больше уделять внимания этим вопросам, включать необходимые мероприятия по улучшению условий труда в коллективные договоры и соглашения по охране труда. Это было отмечено на заседании Совета безопасности России, состоявшемся в сентябре того же года.
Так продолжалось в течение трех-четырех лет до подключения государственных инспекций труда, в том числе инспекций по охране труда, к проверкам причин массовой задержки выплат заработной платы работникам и привлечению руководителей предприятий к ответственности. В связи с этим снижалась эффективность надзора и контроля за соблюдением на предприятиях требований охраны труда. Стал заметно возрастать травматизм на производстве, в том числе со смертельным исходом.
По предложению Минтруда России Правительством Российской Федерации было приято постановление от 09.09.1999 № 1035 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда», согласно которому на базе Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации создавалась единая централизованная система государственных органов по управлению охраной труда. В федеральных органах исполнительной власти укреплялись службы охраны труда, соответственно к решению отраслевых проблем привлекались отраслевые научно-исследовательские институты.
В субъектах Российской Федерации, несмотря на отсутствие федерального установочного документа, создавались свои системы управления охраной труда, в которые вовлекались государственные инспекции труда, в результате в последние годы в большинстве из них наблюдается тенденция снижения показателей производственного травматизма, сокращения количества несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, хотя показатели занятости работников в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, растут.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (административная реформа) Минтруд России ликвидирован, а функции надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда переданы вновь созданному федеральному органу исполнительной власти - Роструду, в котором создано Управление по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде. Руководитель этого органа стал главным государственным инспектором труда Российской Федерации.
Таким образом, статус Федеральной инспекции труда по сравнению с периодом ее создания значительно изменился.
В федеральных органах исполнительной власти ликвидированы службы охраны труда, а в отраслевых НИИ прекратились разработки по охране труда.
Возможно, в сознании авторов всей перестройки присутствует надежда на улучшение условий труда и охраны здоровья работников, но результаты ее исполнения будут известны позднее.

Л.П. Шариков, государственный советник I класса