Выпуск от: январь-февраль 2009   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 1-2(63-6
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ТРУМЕЛЬ В.В., СЕКРЕТАРЬ ФНПР, К.Т.Н.

Трумель В.В., секретарь ФНПР, к.т.н.

Основным общепризнанным методом для решения вопросов охраны труда является реализация системы технической безопасности. Она призвана решить две основные задачи: исключить опасное воздействие на человека станков, машин, механизмов и разработать специальные меры защиты, охраняющие человека от опасности в процессе труда. Одновременно уделяется внимание обучению людей безопасным приемам работы и использованию средств защиты, а также общим вопросам организации безопасности работ.
Применяемые технические меры, безусловно, приносят положительные результаты в плане предотвращения несчастных случаев. Вместе с тем статистика показывает, что главным виновником несчастных случаев является, как правило, не техника, не организация труда, а человеческий фактор.
В цифрах это выражается следующим образом. Примерно 76% несчастных случаев происходит по причине человеческого фактора, и лишь 24% случаев - по техническим и организационным причинам.
Последние крупные аварии с человеческими жертвами, происшедшие в таких видах экономической деятельности, как добыча угля подземным способом, авиационный и автомобильный транспорт, только подтверждают высказанный выше тезис о значении человеческого фактора в трудовом травматизме.
Более того, с совершенствованием техники, повышением ее надежности и безопасности недостатки человеческого фактора становятся более заметными.
Сама по себе констатация того факта, что в несчастном случае повинен сам пострадавший, мало что дает для предупреждения подобных происшествий. Основная задача заключается в выявлении и устранении конкретных причин, которые породили ошибочные действия, вызвавшие несчастный случай. Причины же эти, как показывает опыт, происходят от множества разнообразных факторов и их сочетаний. Поэтому выявление конкретных причин виновности человека в несчастном случае является задачей высокой неопределенности и сложности. Вместе с тем, существуют определенные закономерности, которые могли бы способствовать решению задачи по снижению травматизма по причине человеческого фактора.
Не секрет, что причины несчастных случаев во многом вытекают из целого ряда психофизиологических качеств человека. Поэтому для решения данной задачи необходимо усилить роль профотбора работников.
В настоящее время профотбор в соответствии со ст. 328 ТК РФ предусмотрен для работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств. Это на бумаге. По факту такой отбор практически не проводится.
Правда, есть исключение из правил.
Учреждением Федерации независимых профсоюзов России НИИ охраны труда в г. Екатеринбурге разработана компьютерная система профотбора водителей всех видов перевозок, которая успешно внедряется на ряде предприятий в самом г. Екатеринбурге и других городах. Например, в автотранспортом предприятии № 1 г. Екатеринбурга были протестированы 156 водителей, вновь принятых на работу. За четыре месяца их работы число водителей, совершивших ДТП, среди профпригодных составило 3 %, в то время как у профнепригодных – 10%. Число профпригодных водителей, допустивших нарушение правил дорожного движения, составило менее 1 % по сравнению с 5 % у профнепригодных.
В связи с положительной практикой профессионального психофизиологического отбора водителей мы обратились в ГИБДД и Министерство транспорта Российской Федерации, чтобы данную систему профотбора распространили на всех водителей. В данных организациях мы нашли положительный отклик.
Мы полагаем, что профессиональный отбор необходимо распространить на все виды деятельности с опасными и вредными условиями труда.
Данная методика профотбора не только выявляет профнепригодных, но, в первую очередь, для них даются рекомендации относительно способов работы и поведения в производственных ситуациях.
Другой немаловажный фактор – это уровень обученности работника. По причине недостаточной обученности травмируется свыше 6% работников. Обучить работника, чтобы он получил необходимые знания (т.е. способность узнавать и идентифицировать отдельные явления), очевидно, не столь уж сложно. Намного сложнее провести ученика от уровня знания к уровню понимания, от уровня понимания к уровню применения и до способности критически оценивать сложившуюся ситуацию.
Когда рабочий поднимается до способности критически оценивать ситуацию, он может анализировать и синтезировать (способность по составляющим воспроизвести данное явление) ее элементы, а значит, поднимается до способности оценить ситуацию и найти средства, чтобы выполнить работу безопасно.
Для этого возможно следует, пересмотреть программы обучения безопасному труду, имея в виду, что обучение безопасному труду должно быть органически связано с обучением профессии. Эти программы также должны включать анализ проблемных ситуаций, возникающих в процессе труда.
Среди факторов, влияющих на безопасность труда, пожалуй, важное место занимает мотивация работника. Я имею в виду два мотива. Первый – мотив выгоды, который заключается в получении вознаграждения за результаты труда. Второй мотив – мотив безопасности, заключающийся в избежании опасностей, возникающих в процессе труда. Первый мотив напрямую связан с формой оплаты труда. Давайте вспомним страшные техногенные катастрофы, которые произошли друг за другом на шахтах «Ульяновская» и «Юбилейная» в Кузбассе, с самолетами Пулковских и Самарских авиалиний. ФНПР дала принципиальную оценку этим явлениям и выразила озабоченность не только фактами грубого несоблюдения правил безопасности на рабочих местах, но и отсутствием экономических стимулов соблюдать эти правила.
Например, на предприятиях угольной промышленности, авиапредприятиях и в других секторах экономики постоянная часть заработной платы составляет порядка 20-30%. В структуре заработной платы растет число и размеры различного рода доплат (за налёт, производительность, за экономию топлива, добытый уголь и т.п.), что вынуждает трудиться с нарушением требований правил безопасности. Пример – авария самолета Пулковских авиалиний. Для Чтобы сэкономить топливо и получить при этом явную экономическую выгоду, летчик пренебрег элементарными мерами безопасности полетов и направил самолет в сторону грозового фронта, в результате чего не справился, в критической ситуации, с управлением самолетом и погубил сотни человек.
При данных обстоятельствах мы видим только один доминирующий мотив – мотив экономической выгоды в ущерб мотиву безопасности.
В связи с этим ФНПР обратилась в Правительство РФ с предложением разработать комплекс мер по совершенствованию оплаты труда в производствах, сопряженных с высоким риском для человеческой жизни, и довести постоянную часть заработной платы до 70% от заработка и сформировать стимулирующие меры для работника соблюдать требования охраны труда. Во втором случае также будет иметь место экономический мотив, но направленный на обеспечение безопасности работника.
Еще одна важная проблема, разрешив которую можно снизить производственный травматизм, - это пересмотр и упорядочение правил и инструкций по охране труда. На сегодняшний день к традиционным правилам и инструкциям по охране труда добавились технические регламенты, что должно подвигнуть органы исполнительной власти к пересмотру идеологии нормативно-правового регулирования. Причем не только к их пересмотру, но и к поиску форм информации, наиболее удобных для восприятия и запоминания.
Не секрет, что большое число правил и инструкций по охране труда чрезмерно перегружены информацией, что порою работнику очень сложно выделить действительно важные пункты, которые крайне необходимы для обеспечения его безопасности. Практика показывает, что чуть более 50 % пунктов являются необходимыми или важными для применения, всё остальное – это общая информация и ненужные пункты требований.
Еще на заре Советской власти по этому вопросу были проведены исследования, которые показали, что с ростом числа правил и инструкций по охране труда с годами увеличивалось и число их нарушений.
Рабочий только на опыте убеждается, что есть пункты требований, нарушение которых очень дорого ему обходится и которые являются для него жизненно необходимыми. Но до этого может с ним произойти не один несчастный случай.
Поэтому очень важно решить эту проблему, которая является не столько технической, сколько скорее психологической проблемой.
Одна из важнейших проблем, решение которой может способствовать снижению производственного травматизма по причине человеческого фактора, является профилактика и предупреждение стрессов на рабочем месте.
На международном уровне тема стресса привлекает не только профсоюзы, но и работодателей и правительства.
Эта тема важна еще и тем, что психические нагрузки влияют на эффективность деятельности предприятий, создают возможность ошибок на рабочем месте, напряженности взаимоотношений в трудовых коллективах.
Понимая важность данной проблемы, ФНПР разработала Концепцию «Стрессы и психические нагрузки на рабочем месте, профилактика их негативных последствий». Эту Концепцию мы раздали на съезде специалистов по охране труда, однако ею не заинтересовались ни работодатели, ни Минздравсоцразвития.
Не развивая тему по данной Концепции, хочу обратить ваше внимание на предложения ФНПР по ее реализации.
1. Провести комплекс исследований по стрессу на работе, определить его влияние на состояние здоровья работника и травматизма на рабочем месте.
2. Разработать нормативно-методические документы по профилактике стресса на работе и его негативные последствий.
3. Включить проблему стресса в национальные проекты.
4. Ввести в программы образования работодателей и профсоюзных работников основы стресс-менеджмента.
5. Ввести в раздел охраны труда трехсторонних соглашений и коллективных договоров пункты, касающиеся профилактики стресса на работе.
6. При расследовании случаев внезапной смерти на рабочем месте уделять внимание причинно-следственным связям смерти с возможным стрессом.
7. При расследовании несчастных случаев на производстве оценивать стресс как возможную причину, приведшую к этому несчастному случаю.
8. Осуществлять среди работодателей и работников пропаганду знаний о причине стресса, его негативных последствиях и его профилактике на рабочем месте.
Немаловажную роль в снижении травматизма по причине человеческого фактора играет формирование культуры охраны труда. Мы много об этом говорим, но мало что делаем. Вместе с тем, формирование культуры охраны труда – это, в первую очередь, воспитание безопасного поведения на рабочем месте. И добиться положительного воздействия на воспитательный процесс можно методами коммуникации - как ознакомительными, так и двухканальными.
Методы коммуникации необходимо использовать на всех уровнях организации работ по охране труда – федеральном, региональном, отраслевом и на уровне организации, т.е. должна быть четко выстроенная система.
Причем каждый из методов коммуникации должен избираться применительно к конкретной решаемой задаче. Например, пояснение к использованию средств индивидуальной защиты. Эффективны такие методы, как данная выставка по охране труда, телевидение, кино, печатная продукция.
Для обучения безопасному выполнению работ наиболее пригодны плакаты, указания, доклады с использованием визуального показа информации и т.д.
Помимо вышеупомянутых методов коммуникации необходимо возродить состязательность на основе оценки безопасности труда в коллективе.
Положительные примеры состязательности в свое время имели место во многих отраслях промышленности.
Мне лично пришлось заниматься обобщением и внедрением в угольной отрасли метода Аккошкарова Дулата Амирхановича – бригадира горнопроходческой бригады шахты им. 50-летия Октябрьской революции объединения «Карагандауголь», который выступил с почином: «Нам доверено – нам и отвечать», который начал внедряться во всех отраслях экономики Советского Союза.
Последователи этого почина, по существу, сформировали новую идеологию безопасного труда, когда сами рабочие взяли на себя всю ответственность за безопасность труда на рабочем месте.
Иначе говоря, применение такого рода методов позволяет видеть конкретные просчеты в области безопасности труда и изыскивать пути их устранения.
Что мешает сегодня возродить такого рода почин? Нужны только воля, желание и понимание проблемы, а также взаимодействие профсоюзов и работодателей.

От редакции: доклад и выступления даны в сокращении.