Выпуск от: январь-февраль 2009   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 1-2(63-6
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ИСТОРИЯ ОХРАНЫ ТРУДА (1990-2000 ГГ.)

Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации об охране труда (1993 г.) Медведева В.И. (секретаря Совета ФНПР в 1990-1998 гг., члена рабочей группы Комиссии Совета Республики Верховного Совета РФ по социальной политике по этому закону).
(продолжение, начало в №11-12 за 2008 г.)
Принципиально новой в законодательстве об охране труда являлась статья 20 Основ об ответственности предприятий за не­выполнение требований по созданию здоровых и безопасных усло­вий труда, предусматривающая наложение штрафов на пред­приятия за невыполнение требований охраны труда, размеры которых устанавливаются законодательством Российской Федера­ции и республик в составе Российской Федерации. Основы (ст. 21 и 22) устанавливали ответственность научно-исследовательских, технологических и проектно-конструкторских организаций за разработку проектов средств производства и технологий, предприя­тий - за выпуск и реализацию продукции производственно-техниче­ского назначения, не отвечающей нормативным требованиям охраны труда.
Основы устанавливали новый порядок осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда. Эта функция, которую с 1933 г. выпол­няли профсоюзы и их техническая инспекция, возлагалась на федеральный орган надзора и контроля, а также соответствую­щие органы субъектов федерации, не зависящие в своей дея­тельности от администрации предприятий и вышестоящих органов управления. Должностные лица указанных органов (государст­венные инспекторы) наделялись большими правами. В частности, они были вправе приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и производственных подразделений и налагать штрафы на должностных лиц предприятий, виновных в наруше­нии законодательства о труде. Решение о закрытии предприятий, если дальнейшая их эксплуатация была связана с большой опасностью для жизни и здоровья работников и населения, принимается орга­нами государственного надзора и контроля. Положение о статусе государственного инспектора по охране труда должно было утверждаться Вер­ховным Советом Российской Федерации.
Права работника на охрану труда
В Основах (ст. 4) впервые законодательно закреплялось право работника на охрану труда независимо от его национальности, языка, гражданства, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, а также неза­висимо от формы собственности, сферы хозяйственной деятель­ности и ведомственной подчиненности предприятия, на котором он работает.
Согласно этой статье работник имел право на:
рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опас­ных производственных факторов, которые могут вызвать произ­водственную травму, профессиональное заболевание или сниже­ние работоспособности;
полное возмещение вреда, причиненное увечьем либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;
получение достоверной информации от работодателя или госу­дарственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске поврежде­ния здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воз­действия вредных или опасных производственных факторов;
отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья до устранения этой опасности;

обеспечение средствами коллективной и индивидуальной за­щиты в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных актов об охране труда за счет средств работодателя;
обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае закрытия предприятия, цеха, участка либо ликви­дации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а также в случае потери трудоспособности в связи с не­счастным случаем на производстве или профессиональным забо­леванием;
проведение инспектирования органами государственного над­зора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда, в том числе по запросу работника, его рабочего места;
обращение с жалобой в соответствующие органы государствен­ной власти, а также в профессиональные союзы и иные уполно­моченные работниками представительные органы в связи с не­удовлетворительными условиями труда;
участие в проверке и рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий и охраны труда;
обеспечение в соответствующих случаях лечебно-профилакти­ческим питанием, молоком или иными профилактическими средст­вами за счет средств работодателя;
установление компенсаций и льгот за тяжелые работы и ра­боты с вредными и опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.
Согласно Основам:
на время приостановки работ на предприятии, в цехе, на участке, рабочем месте вследствие нарушения правил и норм по охране труда не по вине работника за ним сохраняется место работы, должность и средний заработок;
при закрытии предприятия вследствие нарушения законо­дательства об охране труда или невозможности обеспечения безо­пасных и здоровых условий труда работники этого предприятия обеспечиваются рабочими местами в соответствии с действующим законодательством. При ликвидации цеха, участка, рабочего места по требованию органов государственного надзора и конт­роля вследствие невозможности обеспечения здоровых и безопас­ных условий труда работодатель обязан предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить бесплатное обучение работника новой профессии (спе­циальности) с сохранением ему на период переподготовки сред­него заработка;
отказ работника от выполнения работ в случае возникнове­ния непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет для него каких-либо небоснованных последствий. Работо­дателям запрещается направлять на тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда женщин детородного возраста и лиц в возрасте до 21 года, а также работников, кото­рым эти работы противопоказаны по состоянию здоровья.
При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воз­действия вредных или опасных производственных факторов рабо­тодатель на основании медицинского заключения должен пере­вести его на другую работу в установленном порядке.
Вместе с тем в Основах (ст. 10) содержались требования, кото­рые предъявляются к работнику по обеспечению охраны труда. Он обязан соблюдать нормы, правила и инструкции, утвержден­ные в установленном порядке, правильно применять коллектив­ные и индивидуальные средства защиты.
Социальное партнерство
В Основах подчеркивалось, что государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти Рос­сийской Федерации, объединений работодателей, профессиональ­ных союзов в лице их соответствующих органов и иных уполно­моченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В соответствии с Основами, в целях организации сотрудниче­ства по охране труда работодателей и работников и их предста­вителей на предприятиях с численностью работников более 10 че­ловек создается совместный комитет (комиссия) по охране труда, в который на паритетной основе входят представители работо­дателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работ­никами представительных органов.
Совместные комитеты (комиссии) по охране труда должны опираться в своей работе на общественных уполномоченных (дове­ренных) лиц по охране труда профсоюзов или трудового коллек­тива, непосредственно осуществляющих общественный контроль на рабочих местах за условиями труда и соблюдением работода­телями законных прав и интересов работнике в области охраны труда,
Права профсоюзов
Одна из статей Основ (ст. 24) регулировала порядок осуществле­ния общественного контроля за охраной труда, который возла­гался на профсоюзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.
Профессиональным союзам в лице их соответствующих орга­нов (выборные органы всех уровней, инспекции и т. д.) законо­дательно было предоставлено право:
осуществлять контроль за соблюдением работодателями зако­нодательных и иных нормативных актов по охране труда;
проводить независимую экспертизу условий и безопасности труда на предприятиях;
принимать участие в расследовании несчастных случаев и про­фессиональных заболеваний на производстве, а также осуществ­лять самостоятельное их расследование;
предъявлять требования о приостановке работ в случаях не­посредственной угрозы жизни и здоровью работников;
осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмот­рению представлений об устранении выявленных нарушений зако­нодательства об охране труда;
осуществлять проверку состояния условий труда, предусмот­ренных колдоговорами и соглашениями;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям средств производства и приемке в эксплуатацию объектов производствен­ного назначения;
участвовать в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;
обращаться в соответствующие органы с требованием о при­влечении к ответственности должностных лиц, виновных в нару­шении нормативных требований по охране труда, сокрытии фак­тов несчастных случаев на производстве;
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связан­ных с нарушением законодательства о труде.
Как видно из этого перечня, профсоюзы не были наделены власт­ными полномочиями по приостановке эксплуатации производст­венного оборудования и объектов и наложению на должностных лиц штрафов за нарушение законодательных и иных нормативных актов по охране труда.
Совету ФНПР, членам рабочей группы удалось добиться закрепления в Основах важнейших прав профсоюзов по охране тру­да, как наиболее представительной организации трудящихся.
Для сравнения приведу статью об общественном контроле из варианта проекта Основ законодательства, который был предложен Президиумом Верховного Совета РФ. Статья 27. Общественный контроль за охраной труда
«Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют:
профессиональные организации, их объединения, союзы в соот­ветствии с установленными законодательством правами и гаран­тиями деятельности профессиональных союзов и их уставами;
специализированные в области охраны труда общественные ор­ганизации в соответствии с законодательством об общественных организациях и их уставами;
трудовые коллективы.
Профессиональные союзы, специализированные общественные организации, участвующие в осуществлении контроля за соблю­дением администрацией законодательства об охране труда, могут создавать в этих целях собственные инспекции с правами, соот­ветствующими законодательству о профессиональных союзах, общественных организациях».
Как видите, разница между этим вариантом и правами проф­союзов, закрепленными в Основах, существенная.
Следует отметить что не все поправки и предложения профсоюзов и членов рабочей группы по проекту закона были учтены, в том числе такие, как принятие вместо Основ законо­дательства об охране труда федерального закона прямого действия, содержащего конкретные требования по охране труда, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации; включение в Основы отдельной статьи о социальном партнерстве между профсоюзами, органами исполнительной власти и объединениями работодателей.
Не удалось отстоять при принятии Основ выдвинутое профсоюзами требова­ние об обязательном создании на предприятиях служб охраны труда. Депутаты посчи­тали, что порядок работы по охране труда, вопрос создания служб охраны труда определяет работо­датель, на которого Основами возлагается ответственность за со­стояние охраны труда на предприятии.
В должной мере не нашли отражение в Основах статус, льго­ты и социальные гарантии уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзов или трудового коллектива.
Не была поддержана статья, в соответствии с которой предприятиям, обеспечивающим работникам здоровые и безопасные условия тру­да, предусматривалось предоставлять налоговые, кредитные и иные льготы. Против этой статьи выступили Министерство финан­сов и Комиссия Совета Республики Верховного Совета РФ по бюджету, планам, налогам и ценам.
Эти и другие нормы, не вошедшие в Основы, были в дальнейшем учтены в Федеральном законе "Об основах охраны труда Российской Федерации" (1999 год), Трудовом кодексе Российской Федерации (2001 год).
Принятие Основ было важным событием в жизни страны, большой победой специалистов по охране труда.
Следует отметить, что мы начинали работу над этим законом не на пустом месте, были использованы многие положения проекта Закона об охране труда, принятого в первом чтении Верховным Советом СССР.
Основы сыграли большую роль в создании системы работы по охране труда в России на всех уровнях управления.
К сожалению, реализация Основ из-за известных событий октября 1993 года пошла по другому сценарию.

Продолжение следует