Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации об охране труда (1993 г.) Медведева В.И. (секретаря Совета ФНПР в 1990-1998 гг., члена рабочей группы Комиссии Совета Республики Верховного Совета РФ по социальной политике по этому закону).
(продолжение, начало в №11-12 за 2008 г.)
Принципиально новой в законодательстве об охране труда являлась статья 20 Основ об ответственности предприятий за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда, предусматривающая наложение штрафов на предприятия за невыполнение требований охраны труда, размеры которых устанавливаются законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Основы (ст. 21 и 22) устанавливали ответственность научно-исследовательских, технологических и проектно-конструкторских организаций за разработку проектов средств производства и технологий, предприятий - за выпуск и реализацию продукции производственно-технического назначения, не отвечающей нормативным требованиям охраны труда.
Основы устанавливали новый порядок осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда. Эта функция, которую с 1933 г. выполняли профсоюзы и их техническая инспекция, возлагалась на федеральный орган надзора и контроля, а также соответствующие органы субъектов федерации, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий и вышестоящих органов управления. Должностные лица указанных органов (государственные инспекторы) наделялись большими правами. В частности, они были вправе приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и производственных подразделений и налагать штрафы на должностных лиц предприятий, виновных в нарушении законодательства о труде. Решение о закрытии предприятий, если дальнейшая их эксплуатация была связана с большой опасностью для жизни и здоровья работников и населения, принимается органами государственного надзора и контроля. Положение о статусе государственного инспектора по охране труда должно было утверждаться Верховным Советом Российской Федерации.
Права работника на охрану труда
В Основах (ст. 4) впервые законодательно закреплялось право работника на охрану труда независимо от его национальности, языка, гражданства, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, а также независимо от формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности предприятия, на котором он работает.
Согласно этой статье работник имел право на:
рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;
полное возмещение вреда, причиненное увечьем либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;
получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья до устранения этой опасности;
обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных актов об охране труда за счет средств работодателя;
обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае закрытия предприятия, цеха, участка либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
проведение инспектирования органами государственного надзора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда, в том числе по запросу работника, его рабочего места;
обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти, а также в профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в связи с неудовлетворительными условиями труда;
участие в проверке и рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий и охраны труда;
обеспечение в соответствующих случаях лечебно-профилактическим питанием, молоком или иными профилактическими средствами за счет средств работодателя;
установление компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.
Согласно Основам:
на время приостановки работ на предприятии, в цехе, на участке, рабочем месте вследствие нарушения правил и норм по охране труда не по вине работника за ним сохраняется место работы, должность и средний заработок;
при закрытии предприятия вследствие нарушения законодательства об охране труда или невозможности обеспечения безопасных и здоровых условий труда работники этого предприятия обеспечиваются рабочими местами в соответствии с действующим законодательством. При ликвидации цеха, участка, рабочего места по требованию органов государственного надзора и контроля вследствие невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда работодатель обязан предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить бесплатное обучение работника новой профессии (специальности) с сохранением ему на период переподготовки среднего заработка;
отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет для него каких-либо небоснованных последствий. Работодателям запрещается направлять на тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда женщин детородного возраста и лиц в возрасте до 21 года, а также работников, которым эти работы противопоказаны по состоянию здоровья.
При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу в установленном порядке.
Вместе с тем в Основах (ст. 10) содержались требования, которые предъявляются к работнику по обеспечению охраны труда. Он обязан соблюдать нормы, правила и инструкции, утвержденные в установленном порядке, правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты.
Социальное партнерство
В Основах подчеркивалось, что государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В соответствии с Основами, в целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников и их представителей на предприятиях с численностью работников более 10 человек создается совместный комитет (комиссия) по охране труда, в который на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.
Совместные комитеты (комиссии) по охране труда должны опираться в своей работе на общественных уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов или трудового коллектива, непосредственно осуществляющих общественный контроль на рабочих местах за условиями труда и соблюдением работодателями законных прав и интересов работнике в области охраны труда,
Права профсоюзов
Одна из статей Основ (ст. 24) регулировала порядок осуществления общественного контроля за охраной труда, который возлагался на профсоюзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.
Профессиональным союзам в лице их соответствующих органов (выборные органы всех уровней, инспекции и т. д.) законодательно было предоставлено право:
осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и иных нормативных актов по охране труда;
проводить независимую экспертизу условий и безопасности труда на предприятиях;
принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;
предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;
осуществлять проверку состояния условий труда, предусмотренных колдоговорами и соглашениями;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям средств производства и приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения;
участвовать в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;
обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства о труде.
Как видно из этого перечня, профсоюзы не были наделены властными полномочиями по приостановке эксплуатации производственного оборудования и объектов и наложению на должностных лиц штрафов за нарушение законодательных и иных нормативных актов по охране труда.
Совету ФНПР, членам рабочей группы удалось добиться закрепления в Основах важнейших прав профсоюзов по охране труда, как наиболее представительной организации трудящихся.
Для сравнения приведу статью об общественном контроле из варианта проекта Основ законодательства, который был предложен Президиумом Верховного Совета РФ. Статья 27. Общественный контроль за охраной труда
«Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют:
профессиональные организации, их объединения, союзы в соответствии с установленными законодательством правами и гарантиями деятельности профессиональных союзов и их уставами;
специализированные в области охраны труда общественные организации в соответствии с законодательством об общественных организациях и их уставами;
трудовые коллективы.
Профессиональные союзы, специализированные общественные организации, участвующие в осуществлении контроля за соблюдением администрацией законодательства об охране труда, могут создавать в этих целях собственные инспекции с правами, соответствующими законодательству о профессиональных союзах, общественных организациях».
Как видите, разница между этим вариантом и правами профсоюзов, закрепленными в Основах, существенная.
Следует отметить что не все поправки и предложения профсоюзов и членов рабочей группы по проекту закона были учтены, в том числе такие, как принятие вместо Основ законодательства об охране труда федерального закона прямого действия, содержащего конкретные требования по охране труда, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации; включение в Основы отдельной статьи о социальном партнерстве между профсоюзами, органами исполнительной власти и объединениями работодателей.
Не удалось отстоять при принятии Основ выдвинутое профсоюзами требование об обязательном создании на предприятиях служб охраны труда. Депутаты посчитали, что порядок работы по охране труда, вопрос создания служб охраны труда определяет работодатель, на которого Основами возлагается ответственность за состояние охраны труда на предприятии.
В должной мере не нашли отражение в Основах статус, льготы и социальные гарантии уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзов или трудового коллектива.
Не была поддержана статья, в соответствии с которой предприятиям, обеспечивающим работникам здоровые и безопасные условия труда, предусматривалось предоставлять налоговые, кредитные и иные льготы. Против этой статьи выступили Министерство финансов и Комиссия Совета Республики Верховного Совета РФ по бюджету, планам, налогам и ценам.
Эти и другие нормы, не вошедшие в Основы, были в дальнейшем учтены в Федеральном законе "Об основах охраны труда Российской Федерации" (1999 год), Трудовом кодексе Российской Федерации (2001 год).
Принятие Основ было важным событием в жизни страны, большой победой специалистов по охране труда.
Следует отметить, что мы начинали работу над этим законом не на пустом месте, были использованы многие положения проекта Закона об охране труда, принятого в первом чтении Верховным Советом СССР.
Основы сыграли большую роль в создании системы работы по охране труда в России на всех уровнях управления.
К сожалению, реализация Основ из-за известных событий октября 1993 года пошла по другому сценарию.
Продолжение следует
|