Выпуск от: сентябрь-октябрь 2008   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 9-10(59-
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ОТ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

Охрана труда в Московской области.
Проблемы и достижения

В Московской области улучшение условий труда, защита человека труда является одним из главных направлений работы Губернатора, Правительства Московской области, Московской областной Думы.
Более 500 организаций области работают на решение проблемы сохранения здоровья человека труда, снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, в том числе более 60 обучающих организаций, свыше 220 специализированных лабораторий, более 90 организаций, изготавливающих средства индивидуальной защиты, специализированные издательства, организации оказывающие другие услуги в сфере охраны труда. Фактически в области сформирована целая индустрия охраны труда. Это дает возможность предприятиям, которые нуждаются в помощи при организации работ по охране труда, обеспечении нормативными документами, проведении обучения по охране труда, аттестации рабочих мест использовать имеющийся потенциал Московской области – лаборатории, учебные центры, опытных инженеров по охране труда. И, самое важное, позволяет обеспечить требуемое качество этих услуг.
Областной закон об охране труда принят один из первых в Российской Федерации. Для обеспечения реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда в Московской области принято более 40 нормативных правовых актов.
Центральным исполнительным органом государственной власти, проводящим государственную политику в сфере охраны труда на территории Московской области, является Главное управление по труду и социальным вопросам Московской области. Реализация основных направлений государственной политики в сфере охраны труда на территории Московской области обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления Московской области, работодателей и их объединений, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Координация совместных действий с федеральными органами надзора и контроля другими федеральными организациями, объединение общих усилий в решении проблем безопасности труда обеспечивается рядом соглашений, а также осуществляется через координационные советы по охране труда – областной координационный совет и координационные советы по охране труда городских округов и муниципальных районов.
Важная роль в системе управления охраной труда в Московской области отводится социальному партнерству. Согласованность действий органов государственной власти, профессиональных союзов и работодателей обеспечивается через Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области.
Одним из основных направлений работы по созданию достойных условий труда является профилактика производственного травматизма. Так, только за один год проведена государственная экспертиза условий труда в более чем 400 организациях. Проведена оценка качества аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов государственным нормативным требованиям охраны труда. Практически в каждом проекте выявлены нарушения и недостатки по охране труда, более 40 процентов направлены на доработку. Даны конкретные аргументированные предложения по корректировке проектных решений.
Всего по результатам государственной экспертизы условий труда в 2007 году:
• восстановлено или подтверждено право, в том числе в судебном порядке, на получение льгот и компенсаций (досрочные трудовые пенсии, дополнительный отпуск, повышенный размер оплаты труда, предоставление лечебно-профилактического питания, молока и т.п.) 9,0 тыс. работникам, занятым во вредных или опасных условиях труда;
• устранены случаи нарушений в применении труда женщин и подростков для более 2,5 тыс. человек;
• приведены в соответствие с нормативными требованиями охраны труда 27,9 тыс. рабочих мест;
• внесено 2378 изменений в проекты строительства и реконструкции производственных объектов, направленных на обеспечение безопасности труда работников.
Важным профилактическим направлением работы являются проверки состояния условий и охраны труда. Многие из них проводятся комплексно в составе Комиссии по координации деятельности надзорных и контрольных органов при Коллегии федеральных органов исполнительной власти Московской области. Это позволяет высокоэффективно, не «мешая» бизнесу выявлять и своевременно устранять нарушения, приводящие к травматизму, оказывать помощь организациям в решении вопросов охраны труда. В 2007 году такие проверки прошли в организациях 5 муниципальных образованиях.
В современной истории России мы первые возродили конкурсы в год семидесятилетия Московской области (1999 год). Конкурсы по охране труда среди организаций Московской области проводятся и на областном уровне, и в муниципальных образованиях. Количество организаций, принимающих участие в конкурсах, постоянно возрастает - с 210 в 2003 году, до 487 организаций в 2008 году. Проведение конкурсов является действенной профилактической мерой по созданию здоровых и безопасных условий труда, активизирует работу по улучшению условий и охраны труда в организациях области, реально обеспечить право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности.
В результате согласованных действий всех участников системы государственного управления охраной труда Московская область по основным показателям относится к наиболее благополучным регионам:
• доля работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, по отношению к среднесписочной численности работающих, в Московской области на 35 % ниже, чем в целом по России;
• доля работников, занятых тяжелым физическим трудом, по отношению к среднесписочной численности работающих, в Московской области на 53 % ниже, чем в целом по России;
• число пострадавших на производстве со смертельным исходом, в расчете на 1000 работающих, в Московской области на 21,8 % ниже, чем в целом по России;
• число пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом, в расчете на 1000 работающих, в Московской области на треть ниже, чем в целом по России;
• число работников, прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда в обучающих организациях, в расчете на 1000 работающих, в Московской области на 25,2 % выше, чем в целом по России;
• затраты организаций на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в расчете на одного работающего, в Московской области почти в полтора раза выше, чем в целом по России.
Важно отметить, что такие результаты достигнуты в условиях высоких темпов социально-экономического развития Подмосковья.
Системе государственного управления охраной труда в Московской области дана высокая оценка на федеральном уровне, практика организации работ по охране труда в Подмосковье рекомендована для изучения и распространения в других регионах России. Высокую эффективность системы государственного управления охраной труда в Московской области подтвердили итоги VII Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности», где впервые за всю историю проведения конкурса весь пьедестал Почёта в номинации «Условия и охрана труда» заняли организации Московской области.
Вместе с тем остаются и проблемы.
По оценочным данным, экономические потери по Московской области вследствие недопроизводства валового регионального продукта из-за производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 2007 году составили около 14 миллиардов рублей и свыше 13 с половиной миллиардов рублей выплачено в качестве компенсаций за работу во вредных условиях труда. Но есть и другие важные аспекты этой проблемы.
Рабочие места с вредными условиями труда отрицательно влияют на состояние рынка труда вследствие сокращения численности национальных трудовых ресурсов, что приводит к необходимости привлечения иностранной рабочей силы, как правило, малоквалифицированной. В связи с этим снижается производительность труда. Из-за вредных и опасных условий труда падает престиж профессий и специальностей, что приводит к росту дефицита рабочих кадров. Травматизм подрывает конкурентоспособность предприятия, отрицательным образом сказывается на его имидже и морально-психологическом климате трудового коллектива.
Потребуется принятие дополнительных превентивных мер по недопущению возможных социальных конфликтов, в связи с планируемыми на федеральном уровне изменениями порядка установления права работника на предоставление компенсаций за работу во вредных условиях труда, с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Будет расширена разъяснительная работа по информированию работодателей о новом порядке аттестации рабочих мест. Предстоит усилить контроль за качеством работы испытательных лабораторий, значительно увеличить количество проводимых государственных экспертиз качества аттестации рабочих мест, обращая особенное внимание на правомерность предоставления компенсаций за работу во вредных условиях труда.
В последнее время принят ряд федеральных нормативных правовых актов, вносящих существенные коррективы в систему государственного управления охраной труда, конкретизированы и перераспределены полномочия по государственному управлению охраной труда между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Введены новые нормы, позволяющие более широко использовать механизм социального партнерства в обеспечении безопасности и улучшения условий труда. Эти изменения, вступившие в силу с 10 августа 2008 года, предоставляют Московской области больше возможностей и полномочий, которые предстоит реализовать.
Более эффективно и целенаправленно в системе управления охраной труда будет использован отраслевой и муниципальный уровни управления. Соответствующие изменения планируется внести в закон Московской области «Об охране труда в Московской области».
Важным направлением дальнейшей работы считаем включение в проект Московского областного трехстороннего (регионального) соглашения на 2009 – 2011 годы целевых индикаторов, характеризующих состояние условий и охраны труда, и показателей, оценивающих деятельность каждого из социальных партнеров по реализации принятых обязательств.
Учитывая, что улучшение условий труда способствует росту производительности труда, повышению престижа рабочих профессий и специальностей, повышает конкурентоспособность предприятий, вопросы охраны труда по прежнему остаются в центре внимания Правительства Московской области.