Войтенков С.Д., начальник отдела охраны труда Департамента труда Кемеровской области
1.Трудовым кодексом РФ (ст. 226) предусмотрено: «Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников…»
Однако Федеральным законом от15.08.1996 №115-ФЗ «О бюджетной классификации в Российской Федерации» в классификации расходов Российской Федерации строки (кода) расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов не предусмотрено.
По причине отсутствия в классификации расходов строки на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда не исполняется в полном объеме статья 226 Трудового кодекса РФ о финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных федеральными, отраслевыми, территориальными целевыми программами улучшения условий и охраны труда.
Принимая во внимание вышеизложенное, считаем необходимым дополнить перечень целевых статей функциональной классификации расходов Бюджетной классификации Российской Федерации следующими позициями:
- «Мероприятия по улучшению условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета»;
- «Мероприятия по улучшению условий и охраны труда за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации»;
- «Мероприятия по улучшению условий и охраны труда за счет средств местных бюджетов».
Считаем, что реализация вышеназванного предложения будет способствовать решению проблемы финансирования программ улучшения условий и охраны труда в Российской Федерации.
2. Информация по вопросам охраны труда формируется в различных территориальных органах федеральных органов государственной власти, например: оперативные данные о пострадавших на производстве – в Государственной инспекции труда в Кемеровской области; информация о происшедших в организациях, расположенных на территории области авариях и инцидентах – Территориальном управлении Ростехнадзора по Кемеровской области; сведения о производственном травматизме и условиях труда – в Территориальном органе Росстата по Кемеровской области; информация по показателям профессиональной заболеваемости – Территориальном управлении Роспотрбнадзора по Кемеровской области; показатели по осуществлению обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – в Кузбасском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, отсутствие единой базы данных состояния условий и охраны труда приводит к невозможности осуществления полного анализа и оперативного управления процессами, происходящими в сфере охраны труда на территории субъекта федерации.
Создание единых информационных баз данных о состоянии условий и охраны труда в субъекте федерации опять-таки невозможно без соответствующей на то воли федеральных органов власти.
3. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, наделенное полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, недостаточно активно проводит работу по разработке и пересмотру нормативных правовых актов, содержащих нормативные требования охраны труда.
Так например, Трудовым кодексом в статье 217 «Служба охраны труда в организациях» предусмотрено: «Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны труда».
Многие субъекты федерации разработали свои нормативные документы, которые каким-то образом регулируют данный вопрос. Так, в Кемеровской области для реализации этой работы разработано и утверждено приказом Департамента труда от 23.03.2003 №32-ОД «Положение о реестре юридических и физических лиц, оказывающих услуги в области охраны труда». Реестр ведется в целях обеспечения высокого уровня организационных, образовательных, консультационных и других видов услуг в области охраны труда.
В то же время, несмотря на то, что статья 6 Трудового кодекса РФ позволяет органам государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, правонадзорные органы выражают откровенные сомнения по поводу легитимности данных документов, так как нет федеральных документов, в которых содержалось бы прямое указание на их разработку в субъектах.
Предложение.
Минздравсоцразвития РФ принять нормативный документ о перечне услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правилах аккредитации; либо нормативный документ, который бы делегировал эти полномочия органам исполнительной власти субъектов федерации.
4. В связи с принятием нового Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (приказ Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569) и введения его в действие с 01.09.2008 возникает ряд вопросов по некоторым положениям Порядка, требующим разъяснения.
Раздел II, п.10 – Аттестационная комиссия должна формироваться из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам АРМ в организациях. Обязательно ли данное требование? Все ли специалисты аттестационной комиссии должны пройти вышеуказанную подготовку, какие требования предъявляются к организациям, уполномоченным на этот вид обучения?
Требует разъяснения термин «Аттестующая организация» с указанием ее статуса – аккредитация (аттестация) на право проведения инструментальных измерений, оценки травмобезопасности рабочих мест, подписи протоколов, участие (паритетное?) в работе комиссии по проведению АРМ и др.
В Порядке не указана роль Государственной экспертизы условий труда в вопросе проведения экспертизы качества проведения АРМ в организациях.
Данный приказ не отменяет действие Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (постановление Минтруда России от 14.03.1997 № 12), т.е. с 1 сентября будут действовать два Порядка?
Предлагаем:
Добавить графу в ведомости рабочих мест, включающую сведения о количестве женщин, работающих в организации, и условиях их труда, одной из целей использования результатов АРМ (п.4.5) является подготовка статистической отчетности об условиях труда, а Форма 1-Т (условия труда) включает оценку условий труда женщин.
|