Выпуск от: сентябрь-октябрь 2008   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 9-10(59-
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ОТ

Основные задачи Федеральной службы по труду и занятости
в сфере государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
(извлечения из Доклада Федеральной службы по труду и занятости за 2007 год)

Результаты надзорно-контрольной деятельности государственных инспекций труда в 2007 году свидетельствуют, что проблема соблюдения законности в трудовой сфере и обеспечения трудовых прав граждан продолжает оставаться достаточно острой. При этом анализ результатов их деятельности позволяет выделить ряд общих проблем и факторов, оказывающих негативное влияние на успешное решение указанных вопросов, основными из которых продолжают оставаться:
1. Нестабильное экономическое положение многих хозяйствующих субъектов, не позволяющее обеспечить комплексное решение вопросов их социального развития и надлежащую реализацию требований и положений Трудового кодекса Российской Федерации, включая обеспечение конституционных прав работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.

2. Слабая инвестиционная активность организаций базовых отраслей экономики и практическое отсутствие экономической заинтересованности сторон социально-трудовых отношений в проведении мероприятий, направленных на улучшение условий труда, охрану здоровья и социальную защиту работников.
Отсутствие у работодателей мотивации в улучшении условий труда в значительной мере обусловлено тем обстоятельством, что основное бремя возмещения вреда здоровью работников при наступлении страхового случая лежит на государстве.
В настоящее время формирование бюджетов Фонда социального страхования Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации происходит за счет страховых взносов хозяйствующих субъектов, ставших, по сути, обязательным налогом. В связи с этим круг субъектов, несущих ответственность по страхованию, не совпадает с кругом лиц, подвергающихся риску - самих страхуемых.
Такое положение фактически устраняет мотивацию не только работодателей к улучшению условий труда, но и самих работников к соблюдению требований охраны труда в процессе трудовой деятельности.

3. Низкий уровень трудовой и технологической дисциплины, не соответствующий степени потенциальной опасности современных производств.

4. Неудовлетворительные знания работодателей и работников требований и положений трудового законодательства, включая низкий уровень осуществляемой работодателями подготовки по охране труда персонала потенциально опасных производств организаций различных видов экономической деятельности.

5. Правовой нигилизм и пренебрежение требованиями трудового законодательства работодателей, усугубляющиеся частой реорганизацией организаций вследствие смены собственника или других структурных изменениях на уровне управления.
Игнорирование работодателями требований охраны труда связано с декларативным, а не действующим характером большинства норм трудового права. Законодательством Российской Федерации установлены права работников на безопасные условия труда и обязанность работодателя их обеспечивать, а также предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность работодателя за нарушение требований охраны труда. Однако административный ресурс контроля за исполнением норм трудового права фактически исчерпан: имеющаяся сегодня численность государственных инспекторов по охране труда позволяет обеспечить проведение плановых профилактических мероприятий по предупреждению страховых случаев для одной организации не чаще, чем один раз в 32 года.
В тоже время, ослабление реальных механизмов правовой защиты здоровья работников на производстве в последние годы привело к усилению тенденции сокрытия информации о неблагоприятных условиях труда и риске повреждений их здоровья и, как следствие, допуску работников к профессиональной деятельности без учета, а порой и вопреки медицинским показаниям.

6. Слабое развитие отношений социального партнерства и неудовлетворительная практическая реализация принципов коллективно-договорного регулирования в решении социально-трудовых вопросов, установленных положениями Трудового кодекса Российской Федерации.

Учитывая указанные основные проблемы, основной задачей Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в 2008 году по-прежнему остается обеспечение гарантированных государством прав работников на свободный и безопасный труд и соблюдения работодателями и работниками основных принципов правового регулирования трудовых отношений, вытекающих из общепризнанных норм международного права, Конституции Российской Федерации и Трудового кодекса Российской Федерации.
При этом деятельность Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по надзору и контролю в трудовой сфере будет ориентирована на реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Плана действий Правительства Российской Федерации по реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 – 2008 годы), а также задач, определенных Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 и Планом мероприятий Правительства Российской Федерации по ее реализации в 2008 – 2010 годах, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 170-р.
Исходя из результатов анализа надзорно-контрольной деятельности по соблюдению трудового законодательства в организациях Российской Федерации, а также учитывая объективную зависимость эффективности надзорно-контрольной деятельности и достижения целей Федеральной службы по труду и занятости от состояния нормативно-правовой базы в сфере трудового права, в 2008 году планируется принять активное участие в осуществлении ряда мероприятий по совершенствованию нормативного регулирования в области трудовых отношений, включая подготовку предложений по:
реализации положений Трудового кодекса Российской Федерации в части разработки необходимых нормативных правовых актов и внесения изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также активное участие в их разработке;
совершенствованию трудового законодательства по следующим приоритетным направлениям:
гармонизации трудового законодательства с международными нормами;
разграничению полномочий в сфере регулирования рынка труда, в том числе в области управления охраной труда, между федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления;
совершенствованию социально-трудовых отношений субъектов трудовых отношений, в том числе предусматривающее разделения и закрепления ответственности работодателя и работника по вопросам повреждений здоровья трудящихся, а также ограничение максимального срока работы в условиях воздействия вредных производственных факторов, превышающих по интенсивности допустимые нормативы, на базе результатов оценки профессиональных рисков;
внесению изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и др. в части усиления мер ответственности работодателей и работников за нарушение требований трудового законодательства;
внесению изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в части порядка исчисления ежемесячных страховых выплат, расчета скидок и надбавок к страховым тарифам в зависимости от реального состояния условий и охраны труда в организациях;
совершенствованию взаимодействия социальных партнеров на базе отраслевых (межотраслевых, межрегиональных) соглашений и соглашений о взаимодействии и социальном партнерстве, предусматривающих установление минимальных социально-трудовых гарантии работникам на уровне, позволяющем конкурировать за квалифицированную рабочую силу на рынке труда, перспективы поэтапного повышения оплаты труда, существенного улучшения условий труда и решения иных актуальных проблем в сфере труда;
нормативному обеспечению эффективного правового механизма экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работников;
совершенствованию системы предоставления гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных и (или) опасных (особых) условиях труда на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
реформированию системы управления охраной труда и созданию системы выявления, оценки и контроля профессиональными рисками, предполагающей проведение анализа и оценки состояния здоровья работников в причинно-следственной связи с условиями их труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также реализацию мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников.
созданию современной и эффективной системы мониторинга состояния условий и охраны труда на рабочих местах и формированию единого федерального банка сведений о состоянии условий труда и производственном травматизме;
нормативному регулированию и обеспечению формирования и актуализации единой федеральной базы данных об условиях труда в целях объективной оценки и анализа состояния условий труда в организациях Российской Федерации;
обеспечению проведения процедуры аккредитации специализированных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в целях упорядочения рынка услуг в этой сфере, повышения их качества и легализации организаций, осуществляющих указанную деятельность;
расширению участия работодателей в осуществлении деятельности по подтверждению соответствия систем организации и управления охраной труда в субъектах предпринимательской деятельности государственным нормативным требованиям охраны труда посредством добровольного декларирования соответствия условий и охраны труда в организациях;
совершенствованию системы непрерывного образования работников в области охраны труда (создание региональных центров по обучению и стажировке в сфере охраны труда, мобильных учебных классов, программ дистанционного обучения и др.) контроля за качеством обучения различных категорий работников.

Наряду с этим, основные усилия Федеральной службы по труду и занятости планируется сосредоточить на совершенствовании организационно-методического обеспечения деятельности государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации и мобилизации в этих целях необходимых организационных, интеллектуальных, материально-технических, финансовых и других ресурсов для успешного решения приоритетных задач надзорно-контрольной деятельности, обеспечивающих соответствие форм и методов надзора и контроля современным принципам развития и управления экономикой поднадзорных объектов и реально имеющемуся риску причинения вреда жизни и здоровью работников или ущемления их законных прав в сфере трудовых отношений. В этом направлении планируется решение следующих актуальных задач:
разработка организационно-распорядительных документов, в том числе с учетом необходимости обеспечения выполнения мероприятий по реализации новых положений Трудового кодекса Российской Федерации, включая исполнение дополнительных полномочий, возложенных на Федеральную службу по труду и занятости;
оптимизация организационной структуры государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, включая меры по созданию межрегиональных государственных инспекций труда, с целью увеличения степени охвата организаций надзорно-контрольными мероприятиями и повышения оперативности решения вопросов в установленной сфере деятельности по защите прав трудовых прав граждан;
упорядочение надзорно-контрольной деятельности на основе разработки административных регламентов исполнения государственных функций надзора и контроля в установленной сфере деятельности;
совершенствование методической подготовки государственных инспекторов труда по вопросам реализации их полномочий и принятия решений на основе внедрения системы непрерывного обучения и повышения их квалификации, а также издания ряда методических указаний и рекомендаций по отдельным направлениям надзорно-контрольной деятельности;
разработка системы материального и морального стимулирования деятельности государственных инспекторов труда, основанной на научно обоснованных критериях оценки и показателях эффективности их работы и широком применении современных информационных технологий;
повышение оперативности деятельности госинспекторов труда и эффективности осуществляемых ими надзорно-контрольных мероприятий в сфере трудовых отношений посредством оснащения госинспекторов труда мобильными средствами надзора и контроля («чемоданчиками инспекторов труда»);
улучшение взаимодействия государственных инспекций труда с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными на осуществление надзора и контроля в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединениями работодателей и работников и другими организациями.

Одновременно с этим, в 2008 году Рострудом и его территориальными органами по государственному надзору и контролю в трудовой сфере планируется реализовать меры по повышению эффективности исполнения возложенных полномочий по отдельным направлениям надзорно-контрольной деятельности. В этих целях Рострудом, в частности, планируется осуществить конкретные организационные мероприятий по привлечению всех имеющихся надзорно-контрольных ресурсов и максимальному использованию предоставленных полномочий на решении наиболее актуальных в настоящее время проблем в трудовой сфере, включая:
обеспечение легализации трудовых отношений между работодателями и наемными работниками, включая граждан из ближнего зарубежья, в целях полной реализации их трудовых прав, в том числе на своевременную и в полном объеме оплату труда;
дальнейшую ликвидацию просроченной задолженности по заработной плате и максимальное исключение случаев дискриминации прав работников в сфере оплаты труда, включая случаи выплаты заработной платы в размере ниже установленного минимального размера оплаты труда, а также нарушений установленного порядка учета выплаченной работникам заработной платы без надлежащего оформления платежных ведомостей;
усиление надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и обеспечение надлежащего оформления каждого случая повреждения здоровья работников в связи с исполнением трудовых (профессиональных) обязанностей.

Кроме того, в целях успешной реализации положений Трудового кодекса Российской Федерации в 2008 году Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами по надзору и контролю в трудовой сфере планируется проведение во всех субъектах Российской Федерации комплекса практических мер по расширению информирования, консультирования и оказания правовой помощи работодателям и работникам по актуальным вопросам трудового законодательства с использованием средств массовой информации и широким применением современных информационных технологий. В этих целях предполагается продолжить реализацию традиционных, имеющих положительный эффект мероприятий, основными из которых будут продолжать оставаться:
проведение по результатам инспекционных проверок совещаний с руководителями и специалистами организаций с привлечением широкого круга должностных лиц надзорно-контрольных органов, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и представителей общественных организаций;
организация и проведение госинспекциями труда лекций, бесед, семинаров, консультаций по вопросам применения трудового законодательства;
выступление руководителей и иных должностных лиц госинспекций труда в средствах массовой информации по актуальным вопросам трудового законодательства;
оказания правовой помощи гражданам при подготовке и рассмотрении судебных исков по трудовым делам;
осуществление консультационного приема граждан.
Вместе с тем практика работы территориальных органов Роструда свидетельствует, что дальнейшее повышение эффективности решаемых Рострудом и его территориальными органами задач, связанных с обеспечением надлежащего уровня правовых знаний граждан в трудовой сфере, объективно требует привлечения дополнительных средств, включая финансовые, технические и информационные ресурсы, необходимые для:
организации на территории всех субъектов Российской Федерации сети консультационных пунктов государственных инспекций труда;
расширения номенклатуры и количества технических средств, находящихся в распоряжении государственных инспекций труда, включая оснащение госинспекторов труда мобильными автоматизированными средствами;
последовательного внедрения в практическую деятельность территориальных органов Роструда автоматизированной информационной системы обеспечения надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, информирования, консультирования и оказания правовой помощи работникам и работодателям по вопросам трудового права (АИС ГИТ).