Выпуск от: июль-агуст 2008   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 57-58
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ

АКТУАЛЬНО

Аттестация рабочих мест

На смену действующему сегодня Положению о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14.03.1997 № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда», с 1 сентября 2008 года вводится в действие новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».
Возникает резонный вопрос, а стоит ли сейчас организациям проводить аттестацию в разрезе действующего Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест или дождаться сентября и оформить все документы по аттестации в соответствии с новым Порядком? И зачем вообще нужна аттестация рабочих мест по условиям труда, что дает она организациям и предприятиям, решившим все же провести у себя такую работу? На эти и другие вопросы, которые нередко возникают у работодателей в связи с аттестацией рабочих мест, я и попытаюсь ответить в данной публикации.
Представляется, что откладывать аттестацию рабочих мест до сентября из-за боязни непризнания ее результатов не стоит. В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан провести в организации аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Оформленные материалы аттестации – это документы, подтверждающие выполнение Вашей организацией требований вышеуказанной статьи. Более того, в статье нет никаких ограничений, что подтверждающие документы должны быть в обязательном порядке по какой-то определенной форме.
Ждать сентября не стоит еще по одной причине. С сентября 2008 года неизбежно увеличатся финансовые затраты на проведение аттестации рабочих мест. Во-первых, согласно новому Порядку проведения аттестации потребуется обучить членов аттестационной комиссии организации в специализированных учебных организациях, уполномоченных на такое обучение федеральными органами исполнительной власти (пункт 10 раздела 2 – "Подготовка к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда" нового Порядка). Во-вторых, с сентября 2008 года резко уменьшится количество организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест. Произойдет это вследствие того, что согласно новому Порядку к таким организациям будут предъявляться серьезные дополнительные требования по их аккредитации на право оказания этих услуг. Уменьшение количества аттестующих организаций неизбежно приведет к снижению конкуренции между ними и, соответственно, к повышению цен на эти услуги.
В отличие от действующего сегодня Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 № 12, в новом Порядке предметно и детально прописано, в каких целях используются результаты аттестации рабочих мест (пункт 4 раздела 1 – "Общие положения и основные понятия"). Итак, для чего нужна аттестация?
Во-первых, аттестация рабочих мест нужна для выполнения требований статьи 212 Трудового кодекса РФ, а также Законов субъектов РФ «Об охране труда». В частности, для работодателей мегаполиса - Закона города Москвы «Об охране труда в городе Москве» от 18.03.2008 № 11 (пункт 1 статьи 6 – выполнение требований охраны труда). В последнее время все чаще стали обращаться в органы, проводящие аттестацию, организации, руководителям которых со стороны прокуратуры предъявляются претензии о невыполнении российского законодательства в этом вопросе (ст. 212 ТК РФ). Не остается в стороне и Государственная инспекция труда в городе Москве. Из общего количества тематических и целевых проверок по вопросам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда государственными инспекторами труда (по охране труда) проведено в минувшем году 1537 проверок. Уже в первом квартале 2008 года по вопросам аттестации рабочих мест проведено 562 проверки.
Во-вторых, получение фактической картины состояния условий труда на рабочих местах для проведения необходимых конкретных мероприятий с целью улучшения и оздоровления условий труда.
В-третьих, обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции на международном рынке, а также на внутреннем рынке после вступления России в ВТО. После вступления России в ВТО товары отечественных предприятий смогут реально конкурировать с импортными товарами, как на внутреннем, так и на внешнем рынках только в том случае, если на этих отечественных предприятиях будет сертифицирована по международным стандартам система качества, составной частью которой является сертификация работ по охране труда на предприятии. Аттестация рабочих мест по условиям труда является начальным этапом сертификации работ по охране труда.
В-четвертых, обоснование льгот и компенсаций за работы с опасными и вредными условиями труда. Снижение налогов на фонд заработной платы сотрудников предприятия по результатам аттестации рабочих мест. При наличии по результатам аттестации условно аттестованных рабочих мест и с учетом анализа показателей профессионального риска на предприятии может быть проведен расчет компенсационных выплат и их отражение в локальных актах предприятия, включая коллективные и трудовые договоры. Начисленные в составе заработной платы компенсационные выплаты не подлежат обложению единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц.
В-пятых, обоснование расходов, необходимых для дополнительного улучшения условий труда работающих (дополнительная спецодежда, средства защиты и пр.) с отнесением этих затрат на себестоимость продукции. На практике нередко встречаются случаи, когда налоговые органы при проверках налагали на предприятия значительные штрафы за необоснованное предоставление льгот, компенсаций, спецодежды и других СИЗ, так как на этих предприятиях не была проведена аттестация рабочих мест (являющаяся основанием для установления таких льгот).
В-шестых, получение скидок (до 40%) к страховым тарифам, оплачиваемым организацией по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве (постановление Фонда социального страхования РФ от 05.02.2002 № 11). В соответствии с действующим налоговым законодательством процентная ставка налога по страхованию от несчастных случаев зависит от категории, к которой отнесено предприятие по степени профессионального риска. Однако не все руководители предприятий знают, что внутри этой категории им могут уменьшить до 40% ставку этого налога, если на предприятии обеспечены безопасные условия труда. А доказательством того, что на предприятии с условиями труда все хорошо, является факт аттестации рабочих мест по условиям труда.
В-седьмых, получение положительного решения Пенсионных фондов по льготным пенсиям работников организации. В настоящее время для получения льготной пенсии недостаточно факта отнесения работника к соответствующей вредной профессии. Для пенсионных Фондов нужны доказательства того, что работник работал в этих вредных условиях труда. Подтверждением является аттестация рабочих мест. Такое требование не «прописано» ни в каких нормативных и руководящих документах, но на практике оно существует.
В-восьмых, прохождение медосмотров и лечения сотрудников, приобретение средств индивидуальной защиты за счет средств ФСС. Если в процессе аттестации выяснится, что для улучшения условий труда и сохранения здоровья работников требуется приобретение приборов контроля, лечение, то сделать это можно за счет средств ФСС (предприятие может вернуть на эти цели до 20% средств, перечисляемых им в ФСС – приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.01.2008 № 43н).
В-девятых, получение организацией Заключения о соблюдении законодательных и иных нормативных актов в области охраны труда в Госэкспертизе условий труда субъекта РФ. Получение лицензий на отдельные виды деятельности. Во многих регионах действует порядок, по которому предприятие не может получить лицензию на определенные виды деятельности при отсутствии у него заключения госэкспертизы условий труда. Нередко наличие проведенной в организации аттестации рабочих мест по условиям труда является одним из условий проводимых тендеров и конкурсов.
В-десятых, аттестация рабочих мест снимет многие претензии к организации со стороны Государственной инспекции труда субъекта РФ при инспекционных проверках и рассмотрении несчастных случаев на производстве. Одним из результатов аттестации рабочих мест являются «Протоколы оценки травмобезопасности» каждого рабочего места. Из практики известно – если на предприятии не проведена аттестация и происходит несчастный случай, то государственный инспектор труда вправе предъявить претензии к руководству за то, что оно заставляло работать работника на рабочем месте, травмобезопасность которого не подтверждена.
Одновременно с аттестацией рабочих мест желательно выполнить работы по производственному контролю, что не повлечет за собой увеличения цены на выполняемые измерения. Производственный контроль проводится согласно требованиям Санитарных правил СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 13.07.2001 № 18.
Любое предприятие или организация, выполняющие работы и оказывающие услуги, осуществляющие подготовку к вводу и (или) производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, обязаны осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Одна из составляющих этого контроля – лабораторные испытания и исследования вредных производственных факторов, по плану (программе) производственного контроля, согласованному с Роспотребсоюзом.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.01.2008 № 43н утверждены по согласованию с Фондом социального страхования РФ Правила финансирования в 2008 году и в плановый период 2009-2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, где в числе финансируемых предупредительных мер есть аттестация рабочих мест по условиям труда. Необходимо отметить, что региональные отделения Фонда социального страхования РФ финансируют работы по аттестации только в том случае, если предприятие (организация) проводит эти работы не собственными силами, а с привлечением сторонней аккредитованной организации (с которой заключается соответствующий договор).
При предоставлении в Фонд договора, оформленного по дате до 1 августа текущего года, и при выполнении работ согласно договору с августа по декабрь текущего года для предприятия снижаются взносы по обязательному социальному страхованию за данный год.
В целях минимизирования затрат на аттестацию рабочих мест и получения качественных аттестационных материалов необходимо серьезно и ответственно подойти к выбору организаций, осуществляющих работы по аттестации. Не стоит брать в качестве основного критерия низкую стоимость аттестации одного рабочего места. Низкая стоимость аттестации одного рабочего места на практике очень часто не означает, что цена всей работы по аттестации рабочих мест будет минимальной. Связано это с разночтениями в трактовке понятия «рабочее место». Например, одни фирмы-исполнители под одним рабочим местом понимают каждого сотрудника, без учета однотипных профессий и соответственно аналогичных рабочих мест, другие учитывают при аттестации однотипность профессий и, как следствие, аналогичность рабочих мест, не требующих затрат по аттестации. Поэтому необходимо всегда выяснять у фирмы-исполнителя суммарную стоимость выполнения работы в целом – суммарную стоимость аттестации рабочих мест всех сотрудников (сотрудников какого-либо структурного подразделения организации) согласно штатному расписанию.
Но это еще не все. Следует внимательно читать договор на выполнение работ во избежание элементарного обмана. Например, отдельные недобросовестные организации, осуществляющие аттестацию рабочих мест, охотно взявшись за эту работу, включая разработку карт аттестации, зачастую дешевле аналогичных фирм, при сдаче работы предъявляют карты аттестации на конкретные рабочие места более чем наполовину с пустыми графами и непригодными для использования. Причем предъявить претензию фирме-исполнителю формально невозможно – ведь отчетный материал по договору, который называется «карты аттестации», есть. Поэтому целесообразно воспользоваться услугами такой организации, которая согласно договору на выполнение работ предоставляет Вам не просто «карты аттестации», а «карты аттестации, подготовленные для подписания аттестационной комиссией Вашего предприятия». Это будет гарантией, что аттестационные материалы будут подготовлены качественно и все необходимые графы карт аттестации будут заполнены.
После завершения на предприятии аттестации рабочих мест по условиям труда (после 1 сентября 2008 года) работодатель в соответствии с пунктом 46 нового Порядка обязан направить в Государственную инспекцию труда субъекта РФ: перечень рабочих мест (приложение № 1), ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение № 6) и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение № 7), включая информацию согласно приложению № 10.
И последнее. Если есть возможность выбора, лучше выбрать в качестве исполнителя работ по измерениям факторов вредности на рабочих местах организацию, имеющую аттестат аккредитации испытательной лаборатории (испытательного центра) в Системе сертификации работ по охране труда в организациях (ССОТ).
Бадагуев Б.Т., государственный инспектор труда
Государственной инспекции труда в городе Москве,
член Союза журналистов России