Выпуск от: июль-агуст 2008   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 57-58
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
САВИНОВ В.В., ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ГЛАВНОГО УПРА

Савинов В.В., Заместитель начальника Главного управления по труду и социальным вопросам Московской области, главный государственный эксперт Московской области по условиям труда

Охрана труда – одна из немногих сфер деятельности, где вопросам обучения и профессиональной подготовки придается особое значение. В Трудовом кодексе этому посвящена отдельная статья (ст. 225). Система строится на принципе непрерывного периодического обучения по вопросам охраны труда. Она включает в себя все уровни образования – начиная с инструктажей на рабочем месте и завершая обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Действующая в Московской области система обучения по охране труда, включающая в себя 57 учебных центров, позволяет полностью обеспечить потребности предприятий в обучении руководителей и специалистов. Ежегодно в этих центрах мы обучаем 30–35 тыс. человек.
Одним из важнейших элементов в системе обучения является профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда. По оценочным данным, таких специалистов в области не менее 15 тысяч.
В последние годы экономика области динамично развивается. Объем валового регионального продукта превысил 1 триллион рублей, общеэкономический оборот составил свыше 3 триллионов 670 миллиардов рублей, что в полтора раза выше, чем в 2006 году. Динамично развивается промышленный комплекс Подмосковья, индекс промышленного производства на 7% превысил российский. Продолжается рост численности занятых в экономике области, за прошлый год численность работающих на предприятиях области увеличилась более чем на 100 тыс. человек. С развитием экономики стала острее ощущаться нехватка высококвалифицированных инженеров по охране труда.
С другой стороны, с изменением законодательства службы охраны труда должны создаваться в организациях с численностью более 50 человек. В области ежегодно на 5-6 тысяч возрастает численность малых предприятий, достигшая на конец 2007 года 46 тысяч человек. Как правило, специалистов по охране труда на малых предприятиях нет, и готовить их для каждого малого предприятия нецелесообразно экономически и нерационально с точки зрения качества работы по охране труда. Осуществление функций службы охраны труда у работодателя разумнее осуществлять через систему оказания услуг в сфере охраны труда, которая хорошо развита в Московской области. Следовательно растут потребности в специалистах, способных на высоком уровне выполнять функции инженера по охране труда, причем в организациях разных видов деятельности.
Дополнительная потребность в квалифицированных кадрах по охране труда диктуется также развитием технологий, повышением культуры производства.
Понятно, что для Московской области вопросы повышения квалификации специалиста по охране труда являются крайне актуальными, поэтому еще в 2002 году на законодательном уровне в области установлено требование о периодическом (не реже одного раза в 5 лет) повышении квалификации специалистов по охране труда.
В Московской области повышение квалификации специалистов по охране труда проводится на базе Российского государственного социального университета, в котором имеется факультет охраны труда и окружающей среды (декан Захаркин Владимир Петрович был приглашен и выступил на заседании областного координационного Совета по охране труда), а также на базе Московской академии государственного и муниципального управления. Для организации обучения на договорной основе привлекаются областные учебные центры во главе с московским областным центром охраны труда (ЦОТ МО).
ЦОТ МО имеет договоры сотрудничества с обоими вузами. В соответствии с этими договорами Центр проводит всю подготовительную работу по набору слушателей, оформлению с ними договорных обязательств, подбору преподавателей, организации питания, проживания, обеспечения раздаточным материалом и т.д. вузы, в свою очередь, предоставляют утвержденные программы обучения, оказывают содействие в подборе 2-3 преподавателей, в том числе и из своих сотрудников, обеспечивают проведение экзамена и выдачи свидетельств об окончании курсов.
Следует отметить, что группы большой численности для данного вида обучения собрать довольно трудно. В связи с этим ЦОТ МО организует обучение на базе 2-3 учебных центров одновременно, сводя для вуза всех обучаемых в одну группу. Это, конечно, приводит к дополнительным затратам, однако позволяет организовать обучение с учетом интересов слушателей и максимально приближенное к месту их проживания.
Отметим несколько задач, которые ставятся в процессе повышения квалификации:
- «вспомнить» основные вопросы курса охраны труда – до 20 часов. Я думаю, что это общая проблема: специалистов по охране труда, имеющих высшее образование по данной специальности, практически нет. Основная масса инженеров по охране труда - это специалисты, окончившие технические вузы, так что «воспоминание» превращается в систематическое изложение основ охраны труда;
- ознакомить с современными тенденциями развития охраны труда в РФ и за рубежом, с последними разработками средств индивидуальной и коллективной защиты, с медицинскими разработками и др. (до 20 часов);
- организовать максимально возможное количество практических занятий (искусственное дыхание, оформление различных нарядов-допусков, заполнение форм по расследованию несчастных случаев, работа с компьютерными программами по обучению и проверке знаний по охране труда, работа в Интернете, поиск нормативной документации, знакомство с основными тематическими сайтами, в том числе и сайтами РИСОТ, Главного управления по труду и социальным вопросам Московской области, ЦОТ МО и т.д.) – до 20 часов;
- провести самостоятельную работу по подготовке реферата на заданную тему (например, об организации работы службы охраны труда на своем предприятии) – 10 часов;
- провести проверку знаний слушателей – 4 часа.
Повторюсь, это конкретная практика Московской области. Можно сказать, вынужденная, поскольку отсутствует единый подход к тому, что же должен знать и уметь специалист по охране труда, по каким направлениям вести его переподготовку и сколько часов. Считаю, что основная проблема, связанная с профессиональной подготовкой и повышением квалификации специалистов по охране труда – это отсутствие нормативной правовой базы, регламентирующей проведение этой работы.
В настоящее время отсутствуют правовые акты, устанавливающие требования к разработке и условиям реализации программ повышения квалификации специалистов по охране труда. Не определен порядок и процедуры их лицензирования, в частности, необходимость согласования программ. При лицензировании обучающие организации представляют в Министерство образования программы, имеющие различные наименования и объемы учебной нагрузки, зачастую ничем не обусловленные.
Основной вывод из нашего опыта: данный вид обучения востребован. Система учебных центров по охране труда в сотрудничестве с высшими учебными заведениями при соответствующем нормативном обеспечении способна провести своевременное повышение квалификации всех специалистов по охране труда.
Вместе с тем, считаем необходимым на федеральном уровне:
1. Разработать примерные программы повышения квалификации специалистов по охране труда, учитывающие базовую квалификацию и опыт работы специалистов при определении объема учебной нагрузки.
2. Определить порядок и процедуры лицензирования как 40-часовых программ обучения по охране труда, так и программ повышения квалификации специалистов по охране труда
3. Разработать правовые механизмы, позволяющие реализовать норму Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 225, последний абзац): «Государство обеспечивает профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования».
4. Рассмотреть возможность частичного финансирования повышения квалификации специалистов по охране труда из средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.