Выпуск от: июль-агуст 2008   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 57-58
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
КРИШТАЛЬ Д.М. , ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ФНПР

Кришталь Д.М. , Заместитель Председателя ФНПР

Настоящий съезд, призванный обсудить вопросы состояния охраны труда в нашей стране и роли специалистов в реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, должен наметить меры, направленные на улучшение условий труда на рабочих местах и сохранение здоровья трудящихся.
Предлагаемая Концепция, в частности, включает задачи сокращения уровня травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками, в том числе информирование работников, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков, а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда.
В свою очередь, наша позиция по данной проблеме была высказана на состоявшемся в октябре прошлого года Генеральном Совете ФНПР, где было озвучено отношение к политике в области охраны труда федеральных органов исполнительной власти, работодателей и их объединений. При разработке предложений и рекомендаций Федерация профсоюзов исходила из того, что проблема охраны труда и здоровья работающих должна учитываться в контексте развития политики в данной области с учетом взаимоувязки вопросов профилактики производственного травматизма и предупреждения профессиональных заболеваний.
В частности, Правительству РФ было предложено рассмотреть Концепцию формирования и развития современной системы медицины труда в РФ, подготовленную Институтом медицины труда с участием специалистов ФНПР.
Необходимость развития Института медицины труда заключается в том, что за последние десятилетия в системе здравоохранения практически полностью уничтожены медико-санитарные части, врачебные и фельдшерские здравпункты, которые ранее занимались профилактикой профессиональных заболеваний на рабочем месте. Это привело к свертыванию первичной профилактики профессиональных опасностей.
Разработка и реализация инструментов политики охраны здоровья работающих должны быть одним из приоритетов государства, наравне с национальным планом по охране труда.
Всемирной ассамблеей здравоохранения в мае 2007 года одобрен глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2009-2017 годы, который предусматривает создание инструментов в области гигиены и охраны труда. Эта программа была одобрена тремя Всероссийскими конгрессами «Профессия и здоровье». Отдельные элементы этой программы внедряются в регионах.
Изменения в социально-экономических отношениях обусловили в числе важнейших медико-социальных приоритетов профилактику стрессов на рабочем месте. В России стресс является одной из серьезных проблем.
В этой связи ФНПР подготовлен проект Концепции «Стрессы и психические нагрузки на рабочем месте, профилактика их негативных последствий». Данный материал вы получили в качестве раздаточного, и мы надеемся на активное его обсуждение.
Другой вопрос, который Генсоветом ФНПР был направлен в качестве предложения Правительству РФ, это разработка комплекса мер по совершенствованию оплаты труда в производствах, сопряженных с риском для человеческой жизни, чтобы довести постоянную часть (тариф) заработной платы до 70 процентов от заработка. Данное предложение было сформировано после крупнейших аварий на шахтах «Ульяновская» и «Юбилейная» в Кузбассе, с самолетами Пулковских и Самарских авиалиний. Все эти аварии имели экономические основу. В таких секторах экономики, как угольная, авиационная постоянная часть заработной платы составляет порядка 20-30 процентов. В структуре заработной платы растет число различного рода доплат (за полет, за экономию топлива, добытый уголь и т.п.), что вынуждает работника трудиться с нарушением технологических процессов, дабы заработать упомянутые доплаты.
В связи с тем, что на предложение Генсовета ФНПР от Правительства РФ ответа не последовало, ФНПР посчитала необходимым самостоятельно разработать соответствующий комплекс экономических мер.
Необходимо отметить, что экономическая составляющая охраны труда играет большую роль в улучшении условий труда, сохранении здоровья работников, и главное здесь - обновление основных производственных фондов, износ которых достиг критических величин (до 50 процентов). Федерация профсоюзов неоднократно вносила предложения о необходимости в рамках действующего Налогового кодекса РФ выстроить систему налоговых стимулов для мотивации работодателя на обновление производственных фондов. Одно из последних предложений заключается в том, чтобы обеспечить разумную амортизационную политику.
В настоящее время Федеральным законом от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ предусмотрено, что 10 процентов от стоимости капитальных вложений могут сразу относиться на себестоимость, а остальные 90 процентов должны амортизироваться в установленном законом порядке. На сегодняшний день такой порядок отсутствует и, по всей видимости, на это необходимо обратить внимание.
По нашему мнению, не реализуется должным образом экономическая задача, предусмотренная в Федеральном законе о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Это один из ключевых социальных законов, встроенных в систему охраны труда. Без серьезных изменений действующего законодательства в области страхования от несчастных случаев проблему улучшения условий труда нам не решить.
Помимо экономического блока проблем необходимо пересмотреть задачи по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, довести до требуемого уровня решение вопросов медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших с восстановлением их трудоспособности.
В этой связи Генеральным Советом ФНПР было предложено подготовить проект Концепции реформирования системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Также одним из главных вопросов на сегодняшний день является необходимость в пересмотре нормативной правовой базы в области охраны труда, который не решается со дня принятия Федерального закона «О техническом регулировании».
Принятые 1 июля 2007 года поправки Федеральным законом № 65-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О техническом регулировании» позволяют приступить к этой работе.
По нашему мнению, Минздравсоцразвития РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти могли бы подготовить полноценную программу на долгосрочную перспективу по проведению этой работы. ФНПР может подключиться к этой работе силами своих научных подразделений.
В мире идут активные процессы по экономической интеграции. Одновременно идет работа по унификации законодательства и нормативно-правовой базы в таких областях как качество продукции, экологическая безопасность, охрана труда.
На сегодняшний день создан международный продукт по Системам менеджмента качества (ISO 9001:2000) и экологии (ISO 14001:2004), группой стран подготовлен стандарт менеджмента охраны труда и техники безопасности (OHSAS 18001:2007). Международной организацией труда разработаны рекомендации по управлению охраной труда МОТ СУОТ:2001. Причем принятая в 2006 году Конвенция МОТ № 188 об основах содействия передовой организации охраны труда на национальном уровне предлагает использовать Рекомендации МОТ по управлению охраной труда в национальных целях.
Международные стандарты ISO и OHSAS активно используются в России и сертифицируются иностранными компаниями. По нашему мнению, необходимо идти по пути развития национальной системы стандартизации.
Поэтому ФНПР при участии своих специалистов разработала Межгосударственный стандарт по управлению охраной труда ГОСТ 12.0.230.2007, идентичный Руководству по управлению охраной труда МОТ СУОТ:2001. Этот стандарт принят практически всеми странами СНГ, в т.ч. и в России. По структуре руководящих указаний он соответствует стандарту OHSAS в отдельных руководящих компонентах превосходит его. Например, в ГОСТе 12.0.230.2007 рекомендуется разработка программ по профилактике и охране здоровья, предусмотрено участие рабочих в управлении охраной труда, а также бесплатное обучение всех участников в рабочее время, что отсутствует в международном стандарте.
Но самое главное – российский стандарт, как и международный, совместим со стандартами менеджмента качества и экологии, что может способствовать интеграции всех этих систем.
В заключение хочу отметить, что Проект Концепции программы действий по улучшению условий и охраны труда, включая аттестацию рабочих мест по условиям труда, разработанный Минздравсоцразвития РФ, был обсужден на Генеральном Совете ФНПР, и предложения по корректировке данной Программы, направленные в Минздравсоцразвития РФ, требуют их дальнейшего обсуждения.
Решение всех вышеназванных проблем с привлечением ведущих отечественных специалистов в области охраны труда, безусловно, будет способствовать улучшению условий труда, повышению безопасности, снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Надеемся, что наша позиция будет оценена как конструктивная.