Выпуск от: Апрель 2008 года   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 4(54)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
СПРАШИВАЛИ — ОТВЕЧАЕМ

СПРАШИВАЛИ — ОТВЕЧАЕМ

Наталия, г. Москва: Каким образом утверждаются и сроки пересмотра инструкций по охране труда? Какими документами сопровождаются? Сопровождаются ли приказами инструкции по истечении сроков пересмотра?
Ответ: При разработке, утверждении и пересмотре инструкций по охране труда для работников следует руководствоваться требованиями статей 212 и 372 Трудового кодекса Российской Федерации, а также «Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда» (раздел V), утвержденными постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 года № 80. Сроки пересмотра инструкций четко указаны в п. 5.6 «Методических рекомендаций…» - не реже одного раза в 5 лет, а также в п. 5.7 – о досрочном пересмотре инструкций по охране труда:
а) при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
б) изменении условий труда работников;
в) внедрении новой техники и технологии;
г) по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
д) по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда.
Если в течение срока действия инструкции по охране труда условия его труда не изменились (п. 5.8), то ее действие продлевается на следующий срок.
Инструкция по охране труда разрабатывается исходя из должности работника, профессии или вида выполняемой работы (п. 5.1 «Методических рекомендаций…»), является локальным нормативным актом и содержит нормы трудового права (ст. 372 ТК РФ). В соответствии со ст. 212 ТК РФ и п. 5.4 «Методических рекомендаций…» работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников с учетом изложенного в письменном виде мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа.
Кроме того, приложением № 8 к «Методическим рекомендациям…» предусмотрено указание на титульном листе инструкции реквизитов документа, выражающего мнение профсоюзного органа. Таким документом может быть, например, выписка из протокола заседания профсоюзного органа (профкома).
Из этого следует, что сопровождающими документами для разработанных или пересмотренных инструкций по охране труда для работников являются приказ (распоряжение) работодателя об их утверждении и выписка из решения профкома о согласовании инструкций

Екатерина, г. Москва: Обязательно ли наличие инженера по охране труда в штатном расписании на предприятии с числом работающих более 50 человек?
Cтатьей 217 ТК РФ (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ) предусмотрено, что «В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области»
Необходимую численность службы охраны труда для любой организации можно рассчитать, используя «Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях», утвержденные постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляет работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Решение о создании службы охраны труда или введении в штатное расписание должности специалиста по охране труда принимает работодатель с учетом специфики и потребности производства, количества работающих, характера условий их труда, степени опасности производства и других факторов. Поэтому в указанных случаях работодатель имеет право не вводить в штатное расписание должность инженера по охране труда, а привлечь по гражданско-правовому договору для выполнения этой работы стороннюю организацию (например, районный или городской центр охраны труда).
Однако в любом случае исполнения требований ст. 217 ТК РФ следует всегда помнить, что в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 212 ТК РФ «Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя».
Поэтому, если какой-либо работодатель не исполняет требования ст. 217 ТК РФ, то этим он не только ставит под угрозу жизнь и здоровье работников, но и усугубляет свою персональную ответственность за нарушения правил и норм охраны труда в организации, особенно в случаях, когда эти нарушения приводят к авариям и несчастным случаям на производстве. Подобная псевдоэкономия на охране труда заставит вспомнить, что «скупой платит дважды».

В.И. Орлов, зам. генерального директора АСОТ