Концепция Программы действий по улучшению условий и охраны труда
Программа действий по улучшению условий и охраны труда, включая проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, направлена на снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повышение качества рабочих мест и условий труда, снижение смертности от предотвратимых причин, увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровья работающего населения.
... 2. Принципы, цели, задачи и основные направления Программы действий по улучшению условий и охраны труда
Программа действий по улучшению условий и охраны труда, включая аттестацию рабочих мест по условиям труда, занимает особое место в долгосрочной государственной стратегии, поскольку является:
• системным элементом демографической политики, т.к. направлена на достижение стратегической цели государства, а именно, на сохранение народонаселения и здоровья самой активной, репродуктивной части российского общества;
• условием перехода экономики страны на постиндустриальный уровень, т.к. новая экономика - «экономика знаний» - связана с качественно новыми условиями труда и, соответственно, высокими требованиями к культуре труда.
Системный характер назревших проблем обуславливает необходимость реформирования всей системы управления охраной труда, т.е. управления системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности с учетом потребности развития российской экономики и тех масштабных задач, которые ставятся Правительством Российской Федерации по достижению нового качества жизни и условий труда российских граждан.
Главная цель Программы - защитить здоровье работника и обеспечить безопасность труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечение в управление этими рисками основных сторон социального партнерства - работодателей и работников.
При этом, под профессиональным риском понимается вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных случаях, установленных Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Программа действий по улучшению условий и охраны труда направлена на достижение следующих стратегических задач:
1. Снизить риски несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (индикаторы — динамика производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и случаев инвалидности вследствие трудового увечья);
2. Повысить качество рабочих мест и условий труда (индикаторы - снижение занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим требованиям, снижение количества рабочих мест с вредными и опасными производственными факторами);
3. Снизить смертность от предотвратимых причин (индикаторы — количество несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, показатель смертности от воздействия вредных и опасных производственных факторов);
4. Увеличить продолжительность жизни и улучшить здоровье работающего населения (индикаторы — динамика смертности трудоспособного населения и средней ожидаемой продолжительности жизни, количество выявленных профессиональных заболеваний).
В обществе должно быть ясное понимание того, что улучшение условий труда непосредственно связано с изменениями совокупности факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Основной задачей новой системы управления охраной труда является переход от реагирования на страховые случаи «post factum» к управлению рисками повреждения здоровья работников. Данная цель может быть достигнута созданием всеобъемлющей, сквозной системы управления профессиональными рисками, которая должна стать основой управления системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, охватывая все рабочие места вне зависимости от размера и формы собственности предприятия. Оценка, контроль и управление профессиональными рисками предполагают:
• проведение анализа и оценку состояния здоровья работающего населения в причинно-следственной связи с условиями труда;
• информирование субъектов трудового права о профессиональном риске, вероятности его возникновения и методах контроля, а также о последствиях и ответственности;
• мониторинг динамики показателей профессионального риска;
• проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников (вероятности наступления страхового случая);
• усиление роли социального партнёрства в перераспределении солидарной ответственности между государством, работодателем и работником в системе охраны труда и управления профессиональными рисками в зависимости от степени влияния каждой из сторон на управление риском.
Новая концепция системы управления профессиональными рисками основывается на фундаментальном принципе: «кто создает риски, у того больше возможностей ими управлять».
Создание системы управления профессиональными рисками предполагает проведение комплекса организационно-правовых, финансово-экономических, производственно-технологических, социальных, медицинских и санитарно-гигиенических мер, направленных на минимизацию воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников, а именно:
• создание системы выявления, оценки и контроля профессиональных рисков повреждений (утраты) здоровья работников для обеспечения превентивных мер защиты здоровья работника, включающих в себя предупредительные, профилактические и компенсационные мероприятия;
• совершенствование социально-трудовых отношений и развитие механизмов социального партнерства для разделения и закрепления ответственности государства, работодателя и работника за сохранение здоровья работников и поддержание трудовых ресурсов в работоспособном состоянии;
• реформирование социального, медицинского и пенсионного страхования с целью повышения экономической и финансовой заинтересованности сторон социального партнерства в сохранении здоровья работников и работоспособности трудовых ресурсов, совершенствование законодательства, направленного на внедрение новых принципов управления профессиональными рисками;
• построение эффективной сети информирования, консультирования и обучения различных групп работающего населения по вопросам охраны труда и здоровья на основе новых принципов управления профессиональными рисками;
• апробация новых методических разработок в рамках пилотных проектов, создание простых и доступных типовых образцов и моделей управления рисками для лёгкого копирования, тиражирования и распространения по Российской Федерации.
|