Выпуск от: Март 2008 г.   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 3 (53)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОТ

Концепция Программы действий по улучшению условий и охраны труда

Программа действий по улучшению условий и охраны труда, включая проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, направлена на снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повышение качества рабочих мест и условий труда, снижение смертности от предотвратимых причин, увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровья работающего населения.
... 2. Принципы, цели, задачи и основные направления Программы действий по улучшению условий и охраны труда
Программа действий по улучшению условий и охраны труда, включая аттестацию рабочих мест по условиям труда, занимает особое место в долго­срочной государственной стратегии, поскольку является:
• системным элементом демографической политики, т.к. направ­лена на достижение стратегической цели государства, а именно, на сохранение народонаселения и здоровья самой активной, ре­продуктивной части российского общества;
• условием перехода экономики страны на постиндустриальный уровень, т.к. новая экономика - «экономика знаний» - связана с качественно новыми условиями труда и, соответственно, высо­кими требованиями к культуре труда.
Системный характер назревших проблем обуславливает необходимость реформирования всей системы управления охраной труда, т.е. управления системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой дея­тельности с учетом потребности развития российской экономики и тех мас­штабных задач, которые ставятся Правительством Российской Федерации по достижению нового качества жизни и условий труда российских граждан.
Главная цель Программы - защитить здоровье работника и обеспе­чить безопасность труда путем внедрения системы управления профес­сиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечение в управ­ление этими рисками основных сторон социального партнерства - рабо­тодателей и работников.
При этом, под профессиональным риском понимается вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных случаях, установленных Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и про­фессиональных заболеваний».
Программа действий по улучшению условий и охраны труда направлена на достижение следующих стратегических задач:

1. Снизить риски несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (индикаторы — динамика производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и случаев инвалидности вследствие трудового увечья);

2. Повысить качество рабочих мест и условий труда (индикаторы - сниже­ние занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим требованиям, снижение количества рабочих мест с вредными и опасными производст­венными факторами);

3. Снизить смертность от предотвратимых причин (индикаторы — количест­во несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, пока­затель смертности от воздействия вредных и опасных производствен­ных факторов);

4. Увеличить продолжительность жизни и улучшить здоровье работающего населения (индикаторы — динамика смертности трудоспособного насе­ления и средней ожидаемой продолжительности жизни, количество вы­явленных профессиональных заболеваний).
В обществе должно быть ясное понимание того, что улучшение условий труда непосредственно связано с изменениями совокупности факторов про­изводственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на рабо­тоспособность и здоровье работника.
Основной задачей новой системы управления охраной труда является переход от реагирования на страховые случаи «post factum» к управлению рисками повреждения здоровья работников. Данная цель может быть достиг­нута созданием всеобъемлющей, сквозной системы управления профессио­нальными рисками, которая должна стать основой управления системой со­хранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, охватывая все рабочие места вне зависимости от размера и формы собствен­ности предприятия. Оценка, контроль и управление профессиональными рисками предполагают:
• проведение анализа и оценку состояния здоровья работающего на­селения в причинно-следственной связи с условиями труда;
• информирование субъектов трудового права о профессиональном риске, вероятности его возникновения и методах контроля, а также о последствиях и ответственности;
• мониторинг динамики показателей профессионального риска;
• проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников (вероятности наступления страхового слу­чая);
• усиление роли социального партнёрства в перераспределении со­лидарной ответственности между государством, работодателем и работником в системе охраны труда и управления профессиональ­ными рисками в зависимости от степени влияния каждой из сторон на управление риском.
Новая концепция системы управления профессиональными риска­ми основывается на фундаментальном принципе: «кто создает риски, у того больше возможностей ими управлять».
Создание системы управления профессиональными рисками предпола­гает проведение комплекса организационно-правовых, финансово-экономических, производственно-технологических, социальных, медицин­ских и санитарно-гигиенических мер, направленных на минимизацию воз­действия неблагоприятных производственных факторов на здоровье работни­ков, а именно:
• создание системы выявления, оценки и контроля профессиональ­ных рисков повреждений (утраты) здоровья работников для обес­печения превентивных мер защиты здоровья работника, вклю­чающих в себя предупредительные, профилактические и компен­сационные мероприятия;
• совершенствование социально-трудовых отношений и развитие механизмов социального партнерства для разделения и закрепле­ния ответственности государства, работодателя и работника за со­хранение здоровья работников и поддержание трудовых ресурсов в работоспособном состоянии;
• реформирование социального, медицинского и пенсионного стра­хования с целью повышения экономической и финансовой заинте­ресованности сторон социального партнерства в сохранении здо­ровья работников и работоспособности трудовых ресурсов, совер­шенствование законодательства, направленного на внедрение но­вых принципов управления профессиональными рисками;
• построение эффективной сети информирования, консультирования и обучения различных групп работающего населения по вопросам охраны труда и здоровья на основе новых принципов управления профессиональными рисками;
• апробация новых методических разработок в рамках пилотных проектов, создание простых и доступных типовых образцов и мо­делей управления рисками для лёгкого копирования, тиражирова­ния и распространения по Российской Федерации.