Выпуск от: Март 2008 г.   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 3 (53)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ОХРАНА ТРУДА В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Одним из главных направлений государственной политики в области охраны труда является признание приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.
Повышение качества жизни, рост благосостояния и сохранение жизни и здоровья граждан в период развития экономики страны немыслимы без отлаженной системы управления охраной труда. Создание здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах - одна из наиболее важных задач среди проблем производства, которая связана с вопросами социального партнерства между работниками и работодателями, затрагивая при этом интересы обеих сторон. Общество в целом несет большие материальные и моральные потери из-за случаев производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, аварий и катастроф, связанных с производственной деятельностью.
Государство осуществляет целенаправленную политику в поддержку развития малого предпринимательства, что позволило превратить организации малого бизнеса в ключевую составляющую экономики России. Количество малых предприятий в стране из года в год растет и составляет не одну сотню тысяч, соответственно возрастает и численность занятых в них людей, которая перевалила уже за 15 млн. человек.
К малым предприятиям согласно ст. 3 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 № 88-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ) относятся организации, в которых численность работников не превышает: в промышленности, строительстве, на транспорте -
100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -
30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, использующие труд наемных работников.
Специфика трудовых отношений на малых предприятиях определяется тем, что они функционируют, как правило, на основе частной собственности. В этих условиях эффективное взаимодействие работодателя и работников в вопросах охраны труда должно базироваться как на безусловном признании и соблюдении законодательных нормативных правовых актов, регулирующих условия и охрану труда, так и на развитии коллективных и индивидуальных договорных отношений, учитывающих интересы обеих сторон.
В соответствии со ст. 217 Трудового кодекса РФ у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. В организациях, где численность работников не превышает 50 человек, решение о создании службы по охране труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации. При отсутствии у работодателя службы охраны труда (специалиста по охране труда) их функции осуществляет работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда.
Общее руководство работой по охране труда в организации осуществляет работодатель. Непосредственное руководство работой по охране труда в организации и ее структурных подразделениях осуществляет должностное лицо, на которое приказом возложены обязанности по обеспечению охраны труда в организации. Заместители руководителя организации (работодателя), руководители структурных подразделений осуществляют руководство деятельностью по охране труда соответствующих подразделений и служб организации в соответствии с требованиями законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.
На службу охраны труда организации возлагается методическое руководство работой по охране труда и контроль за ее осуществлением в структурных подразделениях.
Деятельность любого предприятия, в том числе малого, применительно к требованиям законодательства об охране труда можно разбить на два этапа:
1) организация деятельности предприятия;
2) осуществление деятельности.
Безусловно, деятельность малого предприятия имеет свою специфику, и подогнать ее под какую - либо схему не всегда удается. Тем не менее, практика работы по охране труда показывает, что наилучший результат в области безопасности труда достигается там, где работодателем меры принимаются своевременно.
На этапе организации работ по охране труда на малых предприятиях их руководители и работодатели – физические лица должны провести следующие организационные мероприятия:
- изучить свои обязанности в соответствии с законодательством об охране труда (ст. 22 и 212 ТК РФ, ГОСТ Р 12.0.006-2002 ССБТ «Общие требования к управлению охраной труда в организации»);
- выбрать организационную форму рабо­ты по охране труда (создание службы или назначение специалиста по охране труда, оформление договорных отношений со сторонним специалистом или организа­цией, оказывающими услуги в области ох­раны труда - ст. 217 ТК РФ);
- распределить обязанности по охране труда между должностными лицами ма­лого предприятия и ответственность в обла­сти организации безопасного производства работ и контроля за соблюдением требова­ний охраны труда (ст. 212 ТК РФ, Тарифно-квалификационные характеристики (тре­бования) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденные постановлением Минтруда России от 06.06.96 № 32);
- назначить распорядительными доку­ментами ответственных должностных лиц (ст. 217 ТК РФ) за:
- обеспечение безопасных условий и охраны труда и безопасное производство работ по малому предприятию в целом (руководитель или его заместитель);
безопасное производство работ на отдельных участках или подразделениях малого предприятия; электрохозяйство; безопасную эксплуатацию объектов Ростехнадзора и иных объектов повышен­ной опасности.
Могут быть назначены и другие ответственные лица в соответствии с требованиями отраслевых правил и инструкций по охране труда и иных нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;
- пройти самому обучение и направить на учебу специалистов и работников, связанных с вопросами охраны труда, в специализиро­ванные учебные центры охраны труда (ст.ст. 212 и 225 ТК РФ, ст. 17 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страхова­нии от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», приказ Минтруда России от 21.06.03 № 153 «Об утверждении примерных программ обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных», постановление Минтруда РФ № 1 и Минобразования РФ № 29 от 13.01.03 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», МДС 12-11.2002 Методическое пособие к СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» для проведения обучения и проверки знаний по охране труда руководящих работников и специалистов в строительстве, ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ «Организация обучения безопасности труда»). Организация дополнительного специального обучения безопасности труда для работ повышенной опасности (ст. 9 Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
- сформировать перечень нормативных правовых актов, содержащих государствен­ные нормативные требования охраны труда (постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.00 № 399 «О норма­тивных правовых актах, содержащих госу­дарственные нормативные требования по ох­ране труда», постановление Минтруда от 17.12.02 № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда», Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда, утвержденные Минтрудом России от 13.05.04 г.);
- определить контингент работников, для которых предусмотрен предварительный при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (ст.ст. 212 и 213 ТК РФ, приказ Минздравмедпрома России от 14.03.96
№ 90 «О порядке проведения предваритель­ных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах до­пуска к профессии», приказ Минздрава РФ от 16 августа 2004 г. № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)», постановление Правительства РФ от 27.10.03 № 646 «О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)» (с изменениями от 1.02.05), приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 мая 2005 г. № 338 «О внесении изменений в приложение № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)», письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13.05.05г. № 0100/63-05-32 «О порядке применения приказа Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83, постановление Правительства № 695 от 23.09.02 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности») – перечень профессий, видов работ и должностей, работники которых должны обязательно проходить предварительный и периодические медицинские осмотры определяет работодатель совместно с организацией представляющей интересы коллектива и согласовываются с органами Госсанэпиднадзора;
- определить профессии и виды работ, при выполнении которых необходимо бесплатно выдавать работникам средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства, определить порядок их бесплатной выдачи (ст. 221 ТК РФ, постановление Минтруда РФ № 51 от 18.12.98 «Об утверждении правил обеспечения специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», постановление Минтруда РФ № 39 от 29.10.99 «О внесении изменений и дополнений в Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», постановление Минтруда РФ № 7 от 03.02.04 « О внесении изменений и дополнений в Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», постановление Госстандарта № 34 от 19.06.00 «Об утверждении и введении в действие правил проведения сертификации средств индивидуальной защиты», Типовые от­раслевые нормы бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индиви­дуальной защиты (по отраслевой принадлеж­ности), утвержденные постановлениями Мин­труда России от 08.12.97 № 61, от 16.12.97 № 63, от 25.12.97 № 66, от 26.12.97 № 67, от 29.12.97 № 68, от 30.12.97 № 69, от 31.12.97 № 70, от 22.07.99 № 25 с изме­нениями и дополнениями согласно постанов­лению Минтруда России от 17.12.01 № 85, Нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядок и условия их выдачи, утвержденные постановлением Минтруда России от 04.07.03 № 45) – приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются за счет средств работодателя.
Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи СИЗ предусматривают обеспечение работников СИЗ независимо от организационно-правовых форм организации;
- выделить производства, профессии и должности с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, работа в кото­рых дает право на льготы и компенсации (ст.ст. 92, 117, 147, 212 и 222 ТК РФ, федеральный закон от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российс­кой Федерации» (в ред. Федерального Зако­на от 25.07.02 № 116-ФЗ), Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополни­тельный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госком­труда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 № 298/П-22 (совместно с Инструкцией о порядке применения Списка, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР и Прези­диума ВЦСПС от 21.11.75 № 273/П-20), постановление Правительства РФ от 29.11.02 № 849 «О порядке утверждения норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятых на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания», постановление Минтруда РФ от 11.09.03 № 64 «О внесении изменений и дополнений в перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденный постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2003 г. № 14», Нормы и условия бесплатной выдачи мо­лока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на рабо­тах с вредными условиями труда, утверж­денные постановлением Минтруда России от 31.03.03
№ 13, Перечень вредных производственных фак­торов, при воздействии которых в профи­лактических целях рекомендуется употреб­ление молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержденный приказом Минздрава России от 28.03.03 № 126, Правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, утвержденные постановлением Минтруда России от 31.03.03 № 14)
- сокращенная продолжительность рабочего времени; предоставление ежегодного дополнительного отпуска; оплата труда; бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов; лечебно-профилактическое питание;
- выделить работы, к которым предъяв­ляются повышенные требования безопаснос­ти, и работы, для проведения которых требует­ся оформление наряда-допуска, организация работ повышенной опасности (ПОТ РО-14000-005-98 «Положение. Ра­боты с повышенной опасностью. Организа­ция проведения», ПОТ РМ-016-2001 «Межот­раслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроус­тановок», «Правила устройства и безопасной эксп­луатации грузоподъемных кранов», «Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)», «Правила устройства и безопасной эксп­луатации сосудов, работающих под давле­нием», «Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных кот­лов», «Правила устройства и безопасной эк­сплуатации трубопроводов пара и горячей воды», «Правила безопасности в газовом хо­зяйстве», ПОТ РМ-027-2003 «Правила по охране труда на автомобильном транспорте») - порядок организации работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, регламентируется целым рядом документов, основные из которых приведены выше;
- заключить трудовые договора с работниками (ст.ст. 16, 56-71 ТК РФ, Перечень тяжелых работ и работ с вред­ными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается примене­ние труда женщин, утвержденный постанов­лением Правительства Российской Федера­ции от 25.02.00 № 162, Перечень тяжелых работ и работ с вред­ными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается примене­ние труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденный постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 25.02.00 № 163);
- разработать инструкции по охране труда для работников (ст. 212 ТК РФ, Методичес­кие рекомендации по разработке государ­ственных нормативных требований охраны труда, утвержденные постановлением Минт­руда России от 17.12.02 № 80) - разработке инструкций по охране труда предшествует составление перечня инструкций по охране труда, действующих в малом предприятии, исходя из наличия профессий и видов работ;
- получить положительное заключение государственной экспертизы условий труда (для лицензируемых видов деятельно­сти) (ст. 2161 ТК РФ, постановление Минтруда России от 02.07.01 № 53 «Об утвержде­нии Методических рекомендаций по прове­дению государственной экспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности») - лицензируемые виды деятельности определены ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- ввод производственного объекта в эксплуатацию (ст.ст. 215 и 357 ТК РФ, постановление Правительства РФ от 24.11.05 № 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»).
На этапе осуществления деятельности ма­лого предприятия работа по охране труда включает в себя следующие основные мероприя­тия:
- проведение инструктажей по охране труда (ст.ст. 212 и 225 ТК РФ, ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ «Организация обучения безопасности труда. Общие положения») - для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда:
вводный; первичный инструктаж на рабочем месте; повторный; внеплановый и целевой инструктажи;
- создание комиссии (комитета) по ох­ране труда (ст. 218 ТК РФ, приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.05.06 № 413 «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда») - комиссия (комитет) по охране труда создается для организации совместных действий работодателя, работников, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и сохранению здоровья работников;
- избрание уполномоченных (доверен­ных) лиц по охране труда профессиональ­ных союзов или иных уполномоченных ра­ботниками представительных органов (постановление Федерации независимых профсоюзов России от 18.10.06 № 4-3 «О типовом Положении об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза», приказ Минтруда РФ от 21.08.2000 № 208 «Об утверждении типовых программ для проведения обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных») - уполномоченные (доверен­ные) лица по охране труда профессиональ­ных союзов или иных уполномоченных ра­ботниками представительных органов осуществляют общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
- организация расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст.ст. 227-231 ТК РФ, Положе­ние об особенностях расследования несча­стных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденное по­становлением Минтруда России от 24.10.02 № 73, постановление Правительства РФ от15.12.2000 № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний»);
- аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация работ по охране труда (ст. 212 ТК РФ, постановление Минтруда России от 14.03.97 № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» (Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569 с 1 сентября 2008 г. вводится в действие новый "Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда"), постановление Минтруда России от 24.04.02 № 28 «О создании системы серти­фикации работ в организациях») - аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Аттестация рабочих мест является составной частью работы по сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;
- обязательное социальное страхова­ние работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе­ваний (ст. 212 ТК РФ, Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обяза­тельном социальном страховании от несчас­тных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.01 № 652 «Об утверж­дении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от не­счастных случаев на производстве и про­фессиональных заболеваний») - формирование механизма обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний потребовало разработки и принятия целого ряда нормативных правовых актов, устанавливающих основные нормы, правила и процедуры действий субъектов страхования.
В числе этих нормативных правовых актов федеральные законы о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правила отнесения отраслей, (подотраслей) экономики к классам профессионального риска, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, порядок оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его социальную, медицинскую и профессиональную реабилитацию, порядок расследования страховых случаев и многие другие;
- создание и ведение документации по охране труда (ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ «Организация обу­чения безопасности труда», Положение об особенностях расследова­ния несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвер­жденное постановлением Минтруда России от 24.10.02 № 73, постановление Правительства РФ от 15.12.2000 № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний»), статистические формы № 1-т - условия труда и № 7 - травматизм) - на малом предприятии работы по охране труда проводятся на основе распорядительной, учетной и отчетной документации. Распорядительная документация готовится на стадии организации малого предприятия. Учетная и отчетная документация ведется в процессе его деятельности;
- санитарно-бытовое обеспечение ра­ботников (ст. 223 ТК РФ, СНиП 2.09.04-87 (2001) «Административные и бытовые здания») - санитарно-бытовое обеспечение работников возлагается на работодателя. В состав санитарно-бытовых помещений входят: гардеробные, душевые, умывальные, уборные, комнаты гигиены женщин, курительные, места для размещения полудушей, сауны, устройства питьевого водоснабжения, помещения для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды, ее стирки и др.;
- оборудование уголка по охране труда (постановление Минтруда России от 17.01.01 № 7 «Об утверждении рекоменда­ций по организации работы кабинета охра­ны труда и уголка охраны труда») - в организациях с численностью менее 100 работников рекомендуется создание уголка охраны труда;
- обеспечение работников специаль­ной одеждой, специальной обувью и други­ми средствами индивидуальной защиты, смы­вающими и обезвреживающими средствами (ст. 221 ТК РФ, постановление Минтруда РФ от 18.12.98 № 51 «Об утверждении правил обеспечения специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», Типовые от­раслевые нормы бесплатной выдачи рабо­чим и служащим специальной одежды, спе­циальной обуви и других средств индивидуальной защиты (по отраслевой при­надлежности), утвержденные постановлени­ями Минтруда России с изменениями и до­полнениями, а также Нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвре­живающих средств, утв. постановлением Минтруда России от 04.07.03 № 45) - в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются за счет средств работодателя;
- выдача молока и лечебно-профилак­тического питания (ст. 222 ТК РФ, постановление Правительства РФ от 29.11.02 № 849 «О порядке утверждения норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания», приказ Минздрава РФ 28.03.03 № 126 «Об утверждении Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов», постановление Минтруда РФ от 30.03.03 № 13 «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда», постановление Минтруда РФ от 31.03.03
№ 14 «Об утверждении перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания»);
- финансирование мероприятий по ох­ране труда (ст. 226 ТК РФ) - финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм осуществляется в размере не менее 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов;
- обеспечение прав и обязанностей работников малых предприятий (ст.ст. 21, 214, 219, 220 ТК РФ) – Трудовой кодекс не только расширил и конкретизировал права работников, но и предусмотрел гарантии этих прав. Особо предусмотрено, что отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), не влечет за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности;
- выполнение требований в области охраны труда, предъявляемых к лицензиатам при продлении срока действия лицензии на отдельные виды деятельности (постановление Минтруда России от 02.07.01 № 53 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению государственной экспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности») - задачей государственной экспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности является контроль за обеспечением на объектах лицензионной деятельности условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников.
Представленный объем мероприятий по охране труда на этапах организации и осуществления деятельности малыми предприятиями определяет основные ме­тодические рекомендации для подготовки их руководителей, ответственных лиц, ра­ботодателей - физических лиц к работе по охране труда.
Предложенная Вашему вниманию статья призвана оказать на практике существенную помощь в необходимой организации работы по охране труда на предприятиях и в организациях, в том числе и в субъектах малого предпринимательства.
Бадагуев Б.Т., государственный инспектор труда ГИТ
в г. Москве