Выпуск от: 27 февраля 2008 г   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 51-52
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ИТОГОВОЕ КОММЮНИКЕ 3-ЕЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

ИТОГОВОЕ КОММЮНИКЕ
3-ей Международной научно-практической конференции
«Совершенствование управления охраной труда, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности»
(Москва, 5-6 декабря 2007 г.)
В Конференции приняли участие 260 специалистов, в том числе представители службы охраны труда федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации, руководители и ответственные сотрудники: Государственной инспекции труда, региональных центров охраны труда и обучающих учреждений, представители организаций социальных партнеров, крупных компаний и акционерных обществ, предприятий малого и среднего бизнеса, специалисты-практики, научные работники. В работе пленарных заседаний и заседаний тематических секций активно участвовали 22 доктора и 19 кандидатов наук.
На Конференции присутствовали и участвовали в ее работе директор и эксперты Московского бюро МОТ, руководители и специалисты научных учреждений и служб охраны труда из Германии, Республики Беларусь, Украины, Казахстана и Проекта «ЕвропаЭйд».
Тема Конференции вызвала живой интерес. В ее обсуждении на пленарных заседаниях выступило 20 человек и 26 человек выступили на заседаниях трех тематических секций.
Сущность темы и направленность дискуссии на заседаниях были определены основным докладом, представленном на Конференции директором Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России, заместителем координатора стороны Правительства Российской Федерации в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, д.э.н., профессором А.Л. Сафоновым (в настоящее время заместитель Министра здравоохранения и социального развития РФ) и содокладом генерального директора ФГУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда» Росздрава, д.э.н., профессором Н.П. Пашиным.
В ходе обсуждения было отмечено, что изменения условий и режима труда на производстве вызвали необходимость более тесного сочетания государственного влияния на организацию и управление охраной труда на разных уровнях с саморегуляцией и повышением ответственности работодателей и работников за производственную безопасность и достойные условия труда. С учетом этих реалий и необходимости гармонизации российского законодательства с международными нормами и стандартами происходят изменения государственной политики охраны труда. При этом было особо подчеркнуто, что одной из основных составляющих реализации государственной политики безопасности и охраны труда является научное обеспечение.
Многие выступающие отмечали, что пока не удается добиться значительного улучшения условий и охраны труда работников, в том числе сокращения числа работающих в неблагоприятных условиях. Требует дальнейшего совершенствования система социального страхования, отсутствуют механизмы экономического воздействия и материальной ответственности работодателя за состояние охраны труда и вред, причиненный работнику в результате несчастного случая или профессионального заболевания.
Органы исполнительной власти не в полной мере осуществляют контроль за соблюдением работодателями законодательства о труде в ведомственных организациях, не всегда участвуют в расследовании несчастных случаев на производстве. В организациях многих регионов страны продолжается практика допуска к работе руководителей, специалистов и рабочих, не прошедших обучения и инструктажей по охране труда. Значительное количество несчастных случаев на производстве связано с неудовлетворительной организацией безопасного производства работ.
Конференция отмечает, что определяющим фактором, оказывающим влияние на качество и эффективность обучения и подготовку специалистов по охране труда, является четкое взаимодействие органов исполнительной власти с государственными органами надзора и контроля, профсоюзными организациями предприятий и регионов, обучающими центрами.
В действующей информационной системе по вопросам охраны труда отсутствует такая важная функция, как передача с нижнего (регионального) уровня на верхний (федеральный) уровень информации о состоянии дел в сфере условий и охраны труда, что не позволяет оперативно отслеживать состояние охраны труда, причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и в результате делает невозможным эффективное управление охраной труда.
До настоящего времени не сформирована правовая база, регламентирующая систему общественного аудита как неотъемлемой части системы общественного регулирования социальными процессами, позволяющей своевременно выявлять отклонения от установленных законодательных норм, правил и стандартов, а также создавать правовые условия для учета предложений социальных партнеров, позволяющих своевременно принимать превентивные меры по устранению недостатков в сфере безопасности и охраны труда работающих.
Отсутствие специалистов по охране труда в органах исполнительной власти различных уровней управления усугубляют ситуацию в проведении профилактических мероприятий и создает дополнительные трудности в решении вопросов организации безопасного труда подавляющего числа работников различных видов экономической деятельности.
Многие участники конференции высказывали глубокую озабоченность по поводу того, что до настоящего времени отсутствуют критерии оценки организации работ по охране труда и их соответствие требованиям законодательных и нормативных правовых актов. Сложившаяся ситуация крайне отрицательно сказывается не только на качестве аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации охраны труда в организациях, но и на реализации государственной политики в области охраны труда.
Принимая во внимание вышеизложенное, Конференция предлагает:
- Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Федерацией независимых профсоюзов России и Российским союзом промышленников и предпринимателей активизировать работу по приведению нормативных правовых актов по охране труда в соответствие с внесенными по федеральному закону от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ изменениями в Трудовой кодекс Российской Федерации;
- продолжить практику предварительных консультаций (проработки) с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научной и инженерно-технической общественностью по проектам вновь разрабатываемых нормативных правовых актов для учета их предложений в подготавливаемые документы;
- подготовить комментарии к Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также рассмотреть и утвердить Программу сертификации работ по охране труда в организациях и методические рекомендации организациям, оказывающим услуги в области социального аудита.
Конференция просит Минздравсоцразвития России максимально ускорить доработку Концепции Программы действий по улучшению условий и охраны труда, включая проведение аттестации рабочих мест по условия труда, с участием социальных партнеров и заинтересованных организаций.
В проекте Концепции предлагается особое внимание обратить на такие проблемы:
- совершенствование организации и управления условиями и охраной труда, необходимость принятия новых видов документов о повышении ответственности должностных лиц и усилении надзорно-контрольной деятельности, уровень оснащенности специалистов средствами оргтехники и приборами контроля параметров производственной среды;
- повышение уровня нормативного правового обеспечения охраны труда по видам деятельности, уделив особое внимание организациям малого предпринимательства;
- формирование в рамках концепции соответствующих мероприятий по проблемам охраны труда на региональном и муниципальном уровнях.
Для повышения качества и эффективности обучения по охране труда, в том числе отдельных категорий застрахованных, участники Конференции считают необходимым создание благоприятных условий для своевременного и планомерного обучающего процесса и гарантированного финансового его обеспечения.
Конференция рекомендует научным организациям, занимающимся проблемами охраны и экономики труда, в кратчайшие сроки провести исследования по поиску механизмов, обязывающих работодателей вкладывать средства в улучшение условий труда и, прежде всего, на снижение профессиональных рисков, своевременный инструктаж, обучение и проверку знаний правил технической эксплуатации оборудования, поддержание на должном уровне общественного и государственного надзора и контроля охраны труда, проведение соответствующих организационно-технических мероприятий.
Конференция предлагает Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации рассмотреть вопрос о создании при Министерстве Научного общественного совета по проблемным вопросам безопасности и охраны труда.