Выпуск от: Ноябрь-декабрь 2007 года   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 11-12
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ СОВЕЩАНИЕ

Доклад председателя Комитета общественных связей города Москвы А.В. Чистякова,
«О государственном управлении охраной труда и мерах по обеспечению безопасных условий труда в организациях города Москвы»

Уважаемые коллеги, дорогие участники совещания!
Сегодня мы по традиции собрались для того, чтобы подвести итоги нашей с вами работы в области охраны труда за последние три года.
Темпы развития промышленного и строительного производства, городского хозяйства и социальной сферы города в последние годы реально ставят задачи, связанные с повышением внимания к вопросам обеспечения охраны труда как со стороны работодателей, так и со стороны органов государственной власти города Москвы, органов государственного надзора и контроля, общественного контроля.
По подсчетам специалистов, ежегодные экономические потери в России, связанные с производственным травматизмом и профессиональной заболеваемостью, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, составляют более 400 млрд. рублей.
С учетом общего количества работников, занятых в экономике города (6 млн. 300 тысяч человек) потери рабочего времени в связи с временной нетрудоспособностью составили 18 млн. человеко-дней, что равнозначно ежедневному невыходу на работу примерно 74 тысяч человек (данные Мосгорстата).
Производственный травматизм и профессиональная заболеваемость ведут не только к материальным и моральным потерям для работников и работодателей, но и приводят к ухудшению демографической ситуации в городе и в стране в целом.
В городе сформирована законодательная и нормативно-правовая база, создана инфраструктура, позволяющая работодателям обеспечивать безопасные и здоровые условия труда на рабочих местах.
С 2001 года в Москве действует закон города «Об охране труда в городе Москве». В настоящее время в Московскую городскую Думу вносится на рассмотрение проект новой редакции закона в связи с изменившимся федеральным законодательством. В соответствии с этим законом в Москве выстроена система управления охраной труда, где определены функции всех субъектов управления охраной труда от органов исполнительной власти до работодателей.
Организационной основой реализации государственной политики в области охраны труда в городе Москве являются городские программы по охране труда.
В этом году заканчивается реализация Городской программы по охране труда на 2005-2007 годы.
За эти годы существенно возросла роль Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы, которую возглавляет первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Л.И. Швецова.
Комиссией регулярно контролируется ход выполнения намеченных программой мероприятий, рассматриваются вопросы состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, реализации государственной политики в области охраны труда в административных округах и отраслях города Москвы, а также вопросы соблюдения требований трудового и санитарного законодательства.
На заседания городской комиссии по охране труда приглашаются руководители организаций, допустившие неоднократные случаи производственного травматизма, к примеру ЗАО АМО «ЗИЛ», ОАО «Серп и Молот», ГУП МПП «Салют» и другие, а также руководители организаций, не обеспечившие надлежащий контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил. Так по результатам рассмотрения состояния условий и охраны труда в турецкой компании «ЭНКА ИНШАТ» подготовлена информация Мэру Москвы Ю.М. Лужкову о выражении недоверия руководству компании, допустившему неоднократные случаи тяжелого и смертельного травматизма, а также случай массового отравления работников компании летом этого года.
Мы думаем, что принимаемые Межведомственной комиссией Правительства Москвы меры обяжут работодателей повернуться лицом к проблемам охраны труда.
В рамках реализации городской программы для органов исполнительной власти и организаций города подготовлен ряд методических рекомендаций, выпускаются нормативно-информационные сборники, в том числе по расследованию и учету несчастных случаев на производстве, по проведению смотров-конкурсов по охране труда, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Организована и проводится уведомительная регистрация организаций и физических лиц, оказывающих услуги в области охраны труда с целью ориентации работодателей на получение высококвалифицированных услуг.
Главной задачей городских органов исполнительной власти на сегодняшний день остается регулирование обеспечения охраны труда и соответственно дальнейшее развитие ее городской инфраструктуры.
Сегодня в городской инфраструктуре обеспечения охраны труда на основе соглашений о взаимодействии задействованы 4 городских базовых центра охраны труда, 56 обучающих организаций, 51 орган по сертификации работ, 65 испытательных лабораторий, а также организации, обеспечивающие издание и распространение нормативных актов и методической литературы, плакатов и знаков безопасности, средств индивидуальной и коллективной защиты.
Ежегодно в обучающих организациях походят обучение и проверку знаний по охране труда около 75 тысяч руководителей и специалистов, в том числе около 25 тысяч отдельных категорий застрахованных, обучаемых за счет средств Фонда социального страхования РФ.
Испытательными лабораториями города проводятся замеры вредных производственных факторов и подготавливаются материалы для аттестации более 65 тысяч рабочих мест организаций различных отраслей экономики города.
Определенно положительной новацией в городской инфраструктуре обеспечения охраны труда явилось создание в каждом административном округе филиалов государственного учреждения «Московский городской центр условий и охраны труда» - базовых центров по охране труда. При самой активной поддержке префектур административных округов они созданы в целях оказания организационно-методической и практической помощи руководителям предприятий и специалистам органов исполнительной власти в каждом административном округе.
Только за 10 месяцев этого года реальную помощь в организации работы по охране труда получили более 5,5 тысяч предприятий и организаций. В тесном контакте со специалистами префектур АО и управ районов города проводится работа по профилактике несчастных случаев и улучшению условий труда в организациях. За последний год с участием специалистов базовых центров практически во всех управах районов города созданы комиссии для решения вопросов охраны труда. Представители этих комиссий совместно со специалистами центров посетили более 1,5 тысяч предприятий различных форм собственности с целью оказания им помощи, провели около 200 совещаний, круглых столов, семинаров по охране труда.
Это взаимодействие в работе следует развивать и более активно привлекать к ней отраслевые органы исполнительной власти.
В Москве в 2006, 2007 годах впервые в России организовано и проведено сплошное статистическое обследование субъектов малого предпринимательства по форме регионального статистического наблюдения, разработанной Комитетом общественных связей города Москвы и Мосгорстатом. В эту форму был введен подраздел, отражающий организацию работы по охране труда в субъектах малого предпринимательства.
Всего статистическим обследованием охвачено около 157 тыс. организаций, что составляет 75,4 % субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическими лицами, на которых занято 1 млн. 143 тыс. работников.
Только в 55% субъектов малого предпринимательства созданы службы или имеются специалисты по охране труда.
Лишь 11,4% организаций намечали в 2006 году провести обучение по охране труда. Четвертая часть этих организаций так этого и не сделали.
Только 5,2 % организаций имели затраты на охрану труда и они составили в среднем на одного работающего 181 рубль. Тогда как по крупным и средним предприятиям эта сумма в среднем по городу составляет 3600 рублей.
Сплошное статистическое обследование позволило впервые получить достаточно реальную картину состояния охраны труда в субъектах малого предпринимательства в целом по городу.
И поэтому, особое внимание в текущем году уделялось субъектам малого предпринимательства, а их на сегодня в Москве зарегистрировано 207 тысяч. Именно этим предприятиям в большей степени нужна помощь в организации работы по охране труда. Совместными усилиями территориальных органов исполнительной власти, окружных центров развития малого предпринимательства и базовых центров по охране труда приняты меры по оснащению малых предприятий методической литературой, средствами наглядной агитации по охране труда, обеспечению средствами индивидуальной защиты работников, обучению персонала.
В своих обращениях в адрес федеральных структур власти мы неоднократно подчеркивали, что настало время создания единого информационно-статистического поля в системе учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не только по крупным и средним предприятиям, но и по организациям малого предпринимательства.
Одним из основных показателей выполнения программных мероприятий, направленных на содействие работодателям в обеспечении безопасных условий труда, является уровень производственного травматизма.
Итоги реализации этих мероприятий за прошедшие три года показывают положительную динамику снижения уровня производственного травматизма.
В отраслях экономики и социальной сфере города общее количество групповых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным и тяжелым исходом снизилось почти вдвое: с 1248 в 2004 году до 649 в 2006 году.
По оперативным данным Государственной инспекции труда в городе Москве за 9 месяцев 2007 года из расследованных несчастных случаев (тяжелые, групповые и со смертельным исходом) признано связанными с производством 441. За этот же период 2006 года - 547 случаев.
Погибло на производстве в результате несчастных случаев за 9 месяцев 2007 года – 160 человек, в том числе 8 женщин. За аналогичный период 2006 года число погибших на производстве составило 210 человек, из них 12 женщин. Следует учитывать, что данные за 2007 год предварительные и до конца года они могут измениться.
Наибольшее число несчастных случаев с тяжелым и смертельным исходом отмечены в организациях, расположенных в Центральном и Юго-Западном административных округах города Москвы.
Наибольшее число пострадавших зарегистрировано в строительстве – более 40,18%, в организациях промышленного производства – около 16%, в организациях транспорта и связи – 13,7%.
Несмотря на то, что в 2007 году число страхователей Государственного учреждения – Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по городу Москве увеличилось на 10%, по сравнению с тем же периодом 2006 года, число страховых случаев производственного травматизма уменьшилось на 1,2 % .
Около половины причин несчастных случаев связаны с организацией труда – это неудовлетворительная организация безопасности производства работ, допуск к руководству работами и к работе должностных лиц и работников, не прошедших обучение и проверку знаний по охране труда. Причиной травматизма зачастую является нарушение трудовой и производственной дисциплины. Это говорит о безответственности работодателей, управленческого персонала организаций к обеспечению охраны труда, о невыполнении с их стороны требований трудового законодательства.
Устранение большинства организационных причин не требует больших материальных затрат, а следовательно это значительный резерв для снижения уровня производственного травматизма для самих организаций и поле деятельности для органов государственного надзора и контроля, общественного контроля, органов исполнительной власти.
Кстати, говоря о материальных затратах, хотелось бы подчеркнуть, что сплошь и рядом охрана труда в организациях города ещё финансируется по остаточному принципу и выполнение тех или иных мероприятий по охране труда ставится в зависимость от «наличия средств».
Следует в рамках функционирующей системы социального партнерства самым активным образом при заключении коллективных договоров и соглашений различного уровня проводить необходимую разъяснительную работу. Требовать от работодателей в соответствии с Московским трехсторонним соглашением между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и работодателей затрат на мероприятия по охране труда в расчёте на каждого работника не менее годовой суммы минимального размера оплаты труда, или затрат предусмотренных статьёй 226 Трудового Кодекса РФ.
Экономия на охране труда – «псевдоэкономия». Безопасные условия труда экономически выгодны. А здоровье работника –национальное богатство. Это мы должны всегда помнить.
Порой бывает трудно убедить работодателя в выгоде от соблюдения требований охраны труда. Следует с сожалением признать, что вопрос экономической заинтересованности работодателя в выполнении требований охраны труда в настоящее время не решен. Не дало ожидаемого эффекта введение скидок и надбавок к тарифу на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Всем достаточно ясно, что положительный эффект мы можем получить только в том случае, если размеры надбавок за случаи производственного травматизма и профессиональной заболеваемости будут превышать размеры затрат на организацию и обеспечение охраны труда.
Еще несколько предложений по поводу социального страхования от несчастных случаев, которые с нашей точки зрения следует решать, прежде всего, на федеральном уровне.
Кроме совершенствования законодательной базы, связанной со страховыми тарифами целесообразно решить вопрос по расширению Перечня предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и включить в него затраты на приобретение и модернизацию коллективных средств защиты работников, реконструкцию санитарно-бытовых помещений, приобретение приборов контроля за состоянием условий труда.
Также необходимо отрегулировать механизм взаимодействия Фонда социального страхования РФ с региональной инспекцией труда в целях усиления внимания к профилактическим мероприятиям по снижению травматизма и профессиональной заболеваемости.
Через законодательные и нормативные акты на федеральном уровне можно решить вышесказанное, также как и предложенное ранее социальными партнёрами объединение страховых взносов малых предприятий близких по профилю для реализации программ по охране труда. Кстати существующее законодательство этого не запрещает.
В ближайшее время мы представим в Минздравсоцразвития РФ предложения по всем затронутым мною вопросам.
Регулярно органы государственного надзора и контроля, общественного контроля проводят проверки соблюдения действующего законодательства о труде и санитарного законодательства. И ежегодно фиксируются сотни тысяч нарушений законодательства. Плановый контроль, осуществляемый Государственной инспекцией труда в городе Москве, показывает, что ежегодно в среднем в каждой организации фиксируется 14-16 нарушений. В прошлом году в 8,5 тыс. организаций города выявлено 122 тысячи нарушений законодательства. А это наличие профессиональных рисков, которые влияют на возникновение несчастных случаев на производстве. И здесь большая работа для органов государственного надзора и контроля, особенно в части принятия эффективных мер воздействия на работодателей, нарушающих законодательство. Они, от лица государства, являются гарантами прав работников на безопасные условия труда.
Нас беспокоит частичное ограничение полномочий государственных инспекторов по охране труда в связи с изменением федерального законодательства.
Пользуясь случаем, хочу обратиться к представителям Минздравсоцразвития РФ и Федеральной службы по труду и занятости. В связи с малочисленностью службы государственной экспертизы условий труда, а эта проблема существует не только у нас, предлагаем рассмотреть вопрос о создании внештатной экспертизы условий труда.
Обеспечение действенного контроля за выполнением со стороны работодателей требований законодательства следует ожидать и от представителей органов исполнительной власти города на всех уровнях, которые в соответствии с Трудовым Кодексом и утвержденным Правительством Москвы Порядком участия представителей органов исполнительной власти в расследовании несчастных случаев на производстве должны в полной мере осуществлять контроль за состоянием охраны труда в ведомственных организациях и участвовать в расследовании всех несчастных случаев, независимо от организационно-правовых форм организаций.
Мы считаем, что сегодня органам государственного надзора и контроля, органам исполнительной власти особое внимание необходимо уделять профилактической работе по предупреждению производственного травматизма и поиску новых форм и методов работы с организациями и в первую очередь с теми, у которых имеют место повторные несчастные случаи с тяжелым и смертельным исходом.
Немаловажная роль в обеспечении охраны труда отводится общественному контролю. Московская Федерация профсоюзов, другие городские объединения профсоюзов, которые оказывают нам в этом вопросе помощь и содействие.
Сегодня объединения предпринимателей, все предпринимательское сообщество начинает понимать, что одним из элементов достижения общественного согласия является система социальной защиты труда, представляющая собой сферу важнейших интересов трудящихся и во многом определяющая устойчивость и экономически выгодную динамику развития бизнеса.
Для усиления внимания работодателей к вопросам обеспечения безопасных условий труда в Москве организован и проведен второй городской смотр-конкурс на лучшую организацию работы в области охраны труда, в котором приняли участие около двух тысяч организаций различных отраслей экономики и социальной сферы.
Сегодня мы будем награждать победителей и активных участников смотра-конкурса.
Итоги прошедшего конкурса, опыт работы в его организации убеждают нас в необходимости дальнейшего его проведения с привлечением к участию как можно большего числа организаций города.
Теперь несколько слов о наших планах и задачах.
23 октября 2007 года Правительством Москвы утвержден Комплекс программных мероприятий города Москвы на 2008-2010 годы.
Комплекс программных мероприятий разрабатывался на основе предложений органов исполнительной власти города Москвы, органов государственного надзора и контроля, городских объединений профсоюзов и работодателей, организаций городской структуры обеспечения охраны труда.
Программные мероприятия, направленные на содействие работодателям, предлагают дальнейшее совершенствование механизмов управления охраной труда.
Это содействие отраслевым и территориальным органам исполнительной власти в реализации государственной политики в области охраны труда, и повышение уровня взаимодействия органов исполнительной власти с организациями города.
Это системное планирование работ по охране труда на основе коллективных договоров и соглашений. Необходимо расширить арсенал средств и мероприятий по преодолению традиционно равнодушного, инертного отношения персонала к охране труда, активно используя в этих целях стимулирование безаварийного труда и пропаганду передового опыта.
Требуется также продолжить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда, позволяющую реально улучшить условия труда работников, определить меры по профилактике заболеваний.
Необходимо на базе аттестации рабочих мест осуществить комплексную оценку профессиональных рисков, определить их масштабы и возможные последствия, разработать меры по минимизации рисков в каждой организации города.
Также необходимо совершенствовать систему подготовки персонала, в том числе руководителей и специалистов.
Требуется повысить роль учебных организаций в этой области, в том числе повышения квалификации преподавателей.
На наш взгляд успешной реализации поставленных задач будет способствовать передача в ведение субъектов Федерации вопросов экспертизы условий труда, организации обучения и проверки знаний, в том числе отдельных категорий застрахованных, обучающихся за счёт средств Фонда социального страхования.
В процессе выполнения намеченных программных мероприятий предусматривается снизить уровень производственного травматизма в городе, измеряемый числом пострадавших в расчете на 1000 работающих, с 1,52 до 1,4.
На это и должна быть направлена совместная работа всех участников системы управления охраной труда в городе от Правительства Москвы до работодателей и работников, всех участников сегодняшнего совещания. Только вместе мы можем создать условия, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья работающих москвичей.

Содоклад
заместителя председателя МФП
А.С. Чиннова

Уважаемые товарищи!
Обеспечение необходимых условий и охраны труда – одна из основных гарантий трудовых прав работающих. Это важнейшее направление практической деятельности профсоюзов.
Профсоюзы рассматриваем охрану труда не только как ключ решения проблем социальной сферы, но и как важнейший элемент единого механизма жизнеобеспечения города, формирования надежной основы для его стратегического развития в последующие десятилетия.
Сегодняшнее Совещание подводит итоги работы за последние три года. Мы разделяем точку зрения Правительства Москвы, что в городе удалось в этот период не допустить роста производственного травматизма с тяжелым исходом. Это подтверждается сегодня и в докладе Председателя Комитета общественных связей города Москвы Александра Васильевича Чистякова.
Безусловно, повышение уровня безопасности труда было обеспечено правильно выбранной государственной политикой в области охраны труда, проводимой в городе Москве. Этому в немалой степени способствует эффективно работающая система социального партнерства, кропотливая работа Правительства Москвы, Московской Федерации профсоюзов и Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей). Серьезная работа проводится в административных округах префектурами и окружными советами профсоюзов, а также многими членскими организациями МФП и отраслевыми органами исполнительской власти города.
Проблемы охраны труда на протяжении многих лет являются предметом рассмотрения Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в которых предусмотрены отдельные разделы, отражающие вопросы охраны труда. Можно привести много примеров, как отдельные наши договоренности влияют на положение дел в области охраны труда. Например, установление в Московском Трехстороннем соглашении минимального размера финансирования мероприятий в области обеспечения безопасности труда. Только выполнение данного обязательства работодателями позволило за последние годы увеличить выделение средств на эти цели в 2,5 раза (в 2001 году затраты на 1-го работающего составили 1430 рублей, в 2006 году – 3630 рублей ), что не могло не сказаться и на наметившимся в городе снижении производственного травматизма. Главное – людей на работе стало гибнуть меньше.
Особое место в регулировании социально-трудовых отношений, решении вопросов охраны труда Московская Федерация профсоюзов отводит системе коллективных договоров. В настоящее время в городе их действует 8464. Это, пожалуй, именно тот документ, где взаимные обязательства работников и работодателей можно наполнить конкретным содержанием. Тем более, что с принятием новой редакции Трудового кодекса Российской Федерации значительно повышается их роль в регулировании трудовых отношений.
Однако следует отметить, что они заключены, в основном, в крупных и средних организациях.
Наиболее сложное положение в сфере регулирования вопросов охраны труда наблюдается на предприятиях малого бизнеса. Эти предприятия не охвачены коллективно-договорным регулированием социально-трудовых отношений. Их труднее проверить на предмет соблюдения норм и правил по охране труда и они зачастую не находятся в поле зрения ни государственных контролирующих органов, ни профсоюзов. Наши с вами выводы о неблагополучном положении дел в этом секторе экономики в вопросах охраны труда подтвердило и проведенное в этом году статистическое наблюдение за охраной труда в субъектах малого предпринимательства.
Конечно, развитие социального партнерства на всех уровнях, создание первичных профсоюзных организаций – это задача профсоюзов. Но если коллективные договора оказывают существенное влияние на состояние охраны труда в организации, то эта задача общая. В этом должны быть заинтересованы и работодатели, и органы исполнительно власти.
Еще раз хочу подчеркнуть, что благодаря действиям социальных партнеров в Москве достигнуты определенные положительные показатели работы в области охраны труда. Но они были бы значительно лучше, если бы на государственном уровне этим вопросам уделялось должное внимание.
На состоявшемся 24 октября т.г. заседании Генерального Совета ФНПР было отмечено, что действующее сегодня законодательство и принятые Правительством РФ нормативные правовые акты в области охраны труда «замораживают» ситуацию, при которой не просматривается перспектива достижения необходимого уровня требований и побуждения работодателей создавать здоровые и безопасные условия труда на рабочих местах. Проводимая государственная политика в области охраны труда пока не способствует улучшению условий труда на рабочих местах.
В основном все сводится к различного рода компенсационным выплатам. Здесь конечно уместно отметить, что и в городе Москве не принимается достаточно мер к улучшению условий труда работников. В условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам в городе занято 13% работающих, наибольшее их количество – 23,4% в организациях транспорта. Причем эти показатели не снижаются, а наоборот – растут. Но и эти цифры не дают полной картины об условиях труда в Московских организациях. Так статистической отчетностью охвачены всего лишь 743 тыс. человек, а трудятся в экономике города более 6 млн. человек.
Не надо обольщаться и показателями снижения профессиональных заболеваний. Это на наш взгляд происходит из-за недостатков в проведении медицинских осмотров. В 2006 году фактически лишь одна четвертая часть работников организаций, контактирующих с вредными и опасными факторами - прошла медицинские осмотры.
Не способствует улучшению условий труда и износ основных производственных фондов. Достаточно сказать, что в отдельных видах экономической деятельности износ оборудования составляет 50-70 и более процентов. Ежегодно этот показатель превышает темпы восстановления основных фондов. Об этом еще три года назад на прошлом совещании говорил министр Правительства Москвы Евгений Алексеевич Пантелеев. Он сказал, что для поддержания фондов в нормальном состоянии необходимо их ежегодное обновление на 7-8%, а на самом деле можно говорить только о 5% в год.
При таком положении о безопасных условиях труда работников не может быть и речи.
Наряду с этим хотел бы подчеркнуть, что инвестиции в основные производственные фонды, их обновляемость, а также перевод промышленности на инновационный путь развития находится, к сожалению, вне сферы управления охраной труда.
Нам представляется, что для решения этой задачи наше Совещание сегодня может поставить вопрос перед Правительством РФ о необходимости в рамках действующего Налогового кодекса РФ выстроить систему налоговых стимулов для мотивации работодателя на обновление производственных фондов, поощрение работодателей путем предоставления льготных кредитов на техническое перевооружение и создание рабочих мест с благоприятными условиями труда.
Надо объективно сказать, что в настоящее время в России отсутствует реальная государственная политика по обеспечению экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда.
Одним из элементов экономической мотивации работодателя является аттестация рабочих мест, основной целью которой является – оценка условий труда, для приведения их в соответствие с требованиями правил и предоставления необходимых компенсаций работникам за работу во вредных условиях труда. Так вот ликвидация рабочих мест с вредными условиями труда, сокращение затрат производства на различного рода издержки, а также компенсации и должно являться одним из экономических факторов деятельности работодателя.
С формальной точки зрения аттестация является одним из наиболее проработанных процессов, однако на практике возникает слишком много проблем, которые не способствуют широкому применению этой системы.
Аттестация рабочих мест в Москве проводится очень медленно. Ежегодно подвергаются аттестации лишь 30-40 тыс. рабочих мест. Сегодня организации, и это подтверждают, в том числе, и наши проверки, тратят гораздо больше средств на проведение самой аттестации, чем собственно на улучшение условий труда. Об этом говорят и цифры, которые я назвал выше – количество рабочих мест с неблагоприятными условиями труда в Москве не уменьшается, а увеличивается.
И в этой связи не могу не подчеркнуть, что для многих специализированных организаций, проведение работ по аттестации рабочих мест, причем, как пестрят их рекламные объявления – «под ключ», стало устойчивым и доходным бизнесом. При этом эти организации не несут ни какой ответственности за выставленные результаты оценки рабочих мест.
На это надо обратить особое внимание инспектирующих органов, а также федеральных органов законодательной и исполнительной власти.
Профсоюзы Москвы поддерживают тезисы доклада правительственной стороны о необходимости принятия мер по укреплению службы, обеспечивающей государственную экспертизу условий труда. На эту службу в соответствии с законодательством возлагаются большие функции. Однако в нынешнем своем положении она практически не справляется со своим предназначением, в первую очередь, с проведением работы по оценке качества аттестации рабочих мест.
Профсоюзы (на заседании Генерального Совета ФНПР) предложили Минздравсоцразвитию проработать вопрос об оценке влияния аттестации рабочих мест на здоровье и безопасность работников, а также сопоставить аттестацию рабочих мест с оценкой риска, которую проводят в Европейском союзе. Московская Федерация профсоюзов предлагает поддержать эти предложения.
Одним из механизмов, который также мог бы содействовать решению задач по улучшению условий труда, заключен в Федеральном законе о страховании от несчастных случаев на производстве.
Установленный Законом порядок скидок и надбавок практически не работает. В 2006 году доля страхователей в городе Москве, получивших скидки к страховому тарифу, составила всего 0,003% (31 страхователь), а получивших надбавки – 0,022% (206 страхователей) – из 922 тыс организаций страхователей города. Эти цифры и комментировать не хочется.
Система страхования от несчастных случаев должна быть понятной и четкой. Сработал хорошо – перейди в низший класс (плати меньше), плохо – в более высокий класс профессионального риска и плати больше.
МФП практически на всех уровнях говорит о необходимости создания механизма повышения экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда и повышения материальной ответственности работодателя за вред, наносимый здоровью работника на производстве.
Посудите сами.
На сегодняшний день, в случае гибели от несчастного случая на производстве, размер единовременной выплаты семье погибшего из средств социального страхования составляет 46 900 руб.
Возникает вопрос, почему за неправильное оформление мигранта на работу на работодателя налагается штраф около 900 тыс. рублей, а за смерть работника на производстве семье выплачивается сумма в 20 раз меньше этих штрафных санкций? Это же противоречит логике здравого смысла! Можно ли мириться с таким положением? Получается, что собственнику выгоднее заплатить за смерть человека, чем за покупку безопасного оборудования или модернизацию технологического процесса. К великому сожалению, у нас имеются недобросовестные собственники, для которых прибыль важнее, чем человеческая жизнь и здоровье работника. Не пора ли эту разницу в виде возмещения выплачивать, например в размере той суммы, которая была затрачена на воспитание, учебу, приобретение профессии и т.д. за период жизни человека до гибели на производстве.
У нас сегодня имеется шанс добиться понимания того, что безопасный труд это выгода, а травматизм и профзаболевания тяжкое бремя – издержки и убытки. Именно такую систему нужно внедрять и многие это понимают. Какие бы задачи мы ни решали – в экономике или социально-трудовой сфере – мы обязаны искать самые эффективные пути, находить методы и инструменты их реализации.
Хотелось бы призвать участников совещания не столько к критике сложившегося положения, сколько к конструктивному диалогу с конкретными предложениями для повышения эффективности нашей работы и включения в текст резолюции, которую нам предстоит сегодня принять.