Выпуск от: октябрь 2007   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 10(48)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ КАНЦЕРОГ

Острая социальная актуальность профилактики канцерогенных воздействий на работников организаций (далее - персонал) и население обусловлена широким распространением и постоянным ростом заболеваемости различными формами рака: в 2004 году в России в онкологических учреждениях состояли на учете около 2,5 млн. больных, было выявлено около полумиллиона новых случаев злокачественного новообразования, прирост заболеваемости за десятилетний период с 1994 по 2004 г.г. составил около 18% [1]; уровень возникновения наследственно обусловленные заболеваний оценивается в 5-7%.
В производственной сфере канцерогенному воздействию подвергается около четверти персонала, занятого в экономике страны (около 15 млн. человек), абсолютное число летальных исходов, обусловленных трудовой деятельностью в канцерогеноопасных условиях труда, оценивается около 12 тыс. случаев в год. При этом в России по случаю профессионального рака установлены компенсации всего лишь в 520 случаях за 17 лет (1987 -2003 гг.), а например в Германии - в 1604 случаях за один только 1994 г. [2]. Статистика производственно обусловленного рака в стране практически отсутствует, «положение в стране с выявлением профессионально обусловленной онкологической заболеваемости катастрофическое»[1]:
- доля регистрируемого профессионального рака составляет всего лишь 0,3% от ожидаемого количества случаев [1];
- около 6% больных, которым впервые поставлен диагноз злокачественного образования, отказываются от лечения (по стране это составляет около 30 тыс. человек, треть из которых могла быть излечена) [3]. Причина этого, надо полагать, не только в современном уровне медицины, не предотвращающей летального исхода онкологического заболевания в ~ 60% случаев, но и напрямую связана с широким спектром социальных проблем;
- заболевания, выявленные после прекращения трудовой деятельности, практически не связываются с производством даже в тех случаях, когда латентный (скрытый) период заболевания совпадает с трудовым периодом в канцерогеноопасных условиях;
- в число производственных (профессиональных) и производственно обусловленных не включаются случаи заболеваний населения мегаполисов и промышленных зон, напрямую связанные с производственной деятельностью, осуществляемой в т.ч. с нарушениями (либо используя недостатки) действующего законодательства (например при отсутствии санитарно-защитных зон, нерегулируемом росте использования автотранспорта в условиях неразвитой инфраструктуры и т.д.).
Рост онкологической заболеваемости в значительной степени опреде¬лен неблагоприятным направлением демографических процессов в попу¬ляции России, обусловившим «постарение» населения [1]. При этом «по¬старение» следует относить не к возрастному показателю - средней про¬должительности жизни, которая в России на одном из самых низких уров¬ней в мире, а к физиологическому состоянию, т.е. к наступлению старости в более раннем возрасте, связанному с социальными условиями жизни. Снижение онкологической заболеваемости - существенный фактор поло¬жительного влияния на демографическую ситуацию в стране. Рост чис¬ленности населения за счет увеличения продолжительности жизни и снижения смертности имеет существенные экономические преимущества в сравнении с прочими вариантами (например за счет рождаемости и имми¬грации), обусловленные, в частности, продлением периодов работоспо¬собности и эффективного использования профессиональных качеств.
«Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников» [4, 5] и «признание и обеспечение приоритета безопасности жизни и здо¬ровья работников по отношению к результатам производственной дея¬тельности» [6] - первые в ряду основных направлений государственной политики в области охраны труда. Конвенцией Международной организа¬ции труда (МОТ)] предусмотрено, что «предприниматели должны обеспе¬чить, насколько это обоснованно и практически осуществимо, чтобы нахо¬дящиеся под их контролем рабочие места, механизмы, оборудование и процессы были безопасными и не угрожали здоровью; ... чтобы химиче¬ские, биологические и физические вещества и агенты были безопасными для здоровья, когда принимаются соответствующие защитные меры» [7]. Российское федеральное законодательство, кроме того, обязывает рабо¬тодателя «обеспечить: соответствующие требованиям охраны труда усло¬вия труда на каждом рабочем месте» и «приобретение и выдачу ... серти¬фицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств ... ра¬ботникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда ...» [4, 5].
В сфере охраны здоровья граждан профилактике принадлежит законо¬дательно установленный приоритет [8]. Безальтернативным методом сни¬жения ближайших и отдаленных онкогенных последствий воздействия производственной среды на здоровье людей была и остается первичная (доклиническая) профилактика рака (ППР). Кроме приоритета в системе профилактических мер предпосылками эффективности ППР является возможность массового участия работников, работодателей, государст¬венных и общественных организаций в практическом использовании науч¬ных достижений медицины и техники.
Исходной в системе ППР является экспертиза научно-исследовательских и проектных работ с главной целью не допустить не¬обоснованного создания источников канцерогенной опасности. Необходи¬мо также повысить статус социально-экономического обоснования (СЭО), в котором значительность социальных показателей превалировала бы над экономическими. Дифференцированные по значимости размеры едино¬временных затрат и срок их окупаемости должны быть нормативно опре¬делены. Существенным барьером на пути необоснованного использова¬ния канцерогенов могут стать обязательное лицензирование [9] канцерогеноопасных видов деятельности и обязательная сертификация [10] канцерогеноопасной продукции, работ и услуг.
Разрабатываемый в настоящее время Комиссией по канцерогенным факторам при «Государственном учреждении «Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина Российской академии медицинских наук» (ГУ РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН) пакет нормативно-правовых актов при¬зван придать новое качество профилактике заболеваний раком как персо¬нала, так и населения страны.
В отличие от детально регламентированных параметров воздействия одного из онкогенных факторов - ионизирующих излучений [11], для хими¬ческих канцерогенов предельно допустимая концентрация (ПДК) и обу¬словленный ею класс канцерогенной опасности (а не класс опасности, установленный по общей токсичности) определены лишь для единиц наиме¬нований веществ [12], номенклатура которых, приводимая различными отечественными (в т.ч. официальными) источниками справочных данных [12, 13, 14, 15], включает от 17 до более 360, а справочником (двадцати¬летней давности) Международного агентства по изучению рака (МАИР) [16] она представлена более 600 наименованиями. Вещества, испытывавшиеся на канцерогенность или ставшие предметом эпидемиологиче¬ских исследований, по классификации МАИР разделены на 4 группы: груп¬па 1 - факторы, канцерогенность которых для человека доказана эпиде¬миологическими исследованиями; группа 2 - факторы возможно канцеро¬генные для человека, включающая две подгруппы: с более высокой (2А) и с более низкой (2Б) степенью доказанности; группа 3 - агенты, которые не могут быть классифицированы как канцерогены в отношении человека (видимо, это факторы с подозрением на канцерогенную активность); груп¬па 4 - вещества с доказанной неканцерогенностью [16] (в настоящее время группа 4 включает лишь одно вещество - капролактам). Отнесение к этим группам зависит от значимых доказательств, возможность получения ко¬торых только лабораторно-клиническими методами ограничена (за исклю¬чением эпидемически значимых случаев, например локальных и глобаль¬ных катастроф) в связи с многообразием и сложностью моделирования практических ситуаций, неоднозначностью причин возникновения (поли-этиологичностью) заболевания и т.д. При этом значимые доказательства канцерогенности в «чистых» экспериментах на подопытных животных не всегда признаются достоверными для человека (не относят к группе 1). Без «либерализации» ориентированной на человека аппроксимации ре¬зультатов экспериментов на животных не представляется возможным ус¬тановить параметры, подлежащие нормированию: номенклатуру факто¬ров, в отношении которых обязательны меры канцерогенной защиты; эф¬фект суммации и потенцирования реального комплекса вредных факто¬ров; ориентировочный безопасный уровень вредных веществ (ОБУВ); ме¬тоды и средства коллективной и индивидуальной защиты; номенклатуру санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и т.д.
Классификация МАИР не может быть положена в основу нормирова¬ния в связи с несоответствием требованиям однозначности и императив¬ности толкования признаков групп (кроме группы 1) канцерогенов.
В настоящее время на долю официально признанных в России канце¬рогенов (за редким исключением - химического происхождения) приходит¬ся около 90 наименований [12], хотя признание (вслед за мировым) канцерогеноопасными нескольких сотен веществ из более 3-х миллионов из¬вестных не кажется чрезмерным. При подобной избирательности принятой системы идентификации канцерогенных агентов ППР практически не мо¬жет соответствовать своему предназначению, т.к. лишена необходимого условия своей эффективности - тотальности. Неэффективность ППР не¬избежно влечет смещение основных профилактических усилий в ее вто¬ричную (клиническую) и третичную (противорецидивную) области персо¬нального лечения рака. Оперативность признания канцерогенными боль¬шего числа факторов сдерживается, в основном, отсутствием достаточно¬го финансирования эмпирических исследований (по установленному пра¬вилу [12] все зарубежные данные должны быть подтверждены отечест¬венными экспериментами) и принятой в интересах академической науки жесткостью системы критериев идентификации канцерогенов в лабораторных условиях, которая не предусматривает мобильного поэтапного обобщения научно-практической информации в социальных интересах.
Легитимация возможно большего числа известных канцерогенных фак¬торов необходима не только во исполнение основного принципа политики государства в области охраны труда и здоровья граждан, но и во избежа¬ние социальной напряженности из-за возникновения правовых коллизий между персоналом, работодателем и органами социального обеспечения в процессе реализации прав на компенсации, например:
- правовых - из-за различия юридического статуса факторов под общим наименованием «канцерогены»: под действие Международных конвенций [7, 18, 25], ратифицированных Россией, подпадает значительно большее количество канцерогенных факторов, чем предусмотрено нормативом [12], позиционирующим себя единственным легитимным правовым актом, устанавливающим принадлежность факторов к номенклатуре канцерогенов.
- экономических - затраты на предусмотренные нормативом [12] защитные мероприятия значительно ниже требуемых [15]. Исполнение требований в полном объеме влечет снижение рентабельности производства (за счет изменения статей дополнительных расходов) и стремление работодателя минимизировать непроизводительные расходы;
- социальных - несогласованность положений нормативно-правовых актов [12, 24, 26, 27] допускает разночтения при исполнении нормативно-правовых актов о досрочном пенсионном обеспечении за работу во вредных условиях труда; нормативом [28] не предусмотрено право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день при использовании канцерогенов.
Разрешение перечисленных выше и др. проблем ППР невозможно без кардинального изменения традиционной методологии канцерогенной безопасности и принятия (в отсутствие стандартизованных данных) ряда важных для социальной сферы допущений.
Основным принципом методологии должна стать презумпция (призна¬ние достоверности, пока не будет доказано обратного) чрезвычайной опасности канцерогенных факторов. При отсутствии установленной по канцерогенной активности ПДК (ОБУВ, физического параметра и др.) для любого из канцерогенных факторов групп 1 и 2 (по классификации МАИР) этот санитарно-гигиенический параметр среды в канцерогеноопасных ус¬ловиях утрачивает свою нормативную функцию быть гарантом безопасно¬сти («при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов или при другой продолжительности, но не более 41 часа в неделю, в тече¬ние всего рабочего стажа не могут вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследо¬ваний в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и по¬следующих поколений» [13]), а остается показателем лишь токсической активности (не специфической) фактора и его диспергирования в про¬странстве.
Для целей охраны труда персонала и охраны здоровья населения це¬лесообразно:
- включать в номенклатуру факторы по обоснованному подозрению на канцерогенную активность, а исключать из номенклатуры - по обоснованной доказанности неканцерогенности;
- расширить номенклатуру канцерогенов, в отношении которых обязательно проведение ППР, объединив канцерогенные вещества 1 и 2 групп;
- сократить номенклатуру канцерогенов группы 3, уменьшив число параметров, по которым ее агенты не могут быть отнесены к группе 2;
- признать все канцерогены факторами 1-го класса опасности (чрезвычайно опасными) и распространить соответствующие требования на их использование;
- классифицировать канцерогеноопасные условия труда как особо опасные при не установленной ПДК (ОБУВ, физических параметрах и др.) по канцерогенной активности для любого или хотя бы одного из одновременно действующих канцерогенных факторов групп 1 и 2;
- риск утраты здоровья персоналом, занятым в канцерогеноопасных условиях труда, классифицировать как экстремальный (сверхнормативный, чрезвычайный);
- предельно допустимые параметры фактора установленной токсической и канцерогенной активности определять по правилу суммирования либо потенцирования, как для самостоятельных факторов однонаправленного действия;
- придать канцерогенным факторам единый юридический статус при назначении компенсаций за работу с их использованием;
Реалистический подход к проблеме обеспечения безопасности труда не позволяет законодательству декларировать возможность абсолютной ликвидации угрозы здоровью работника со стороны производственной среды. В сочетании с особенностями онкогенеза: беспороговым действи¬ем (независимостью от количественных параметров и времени воздейст¬вия канцерогенных факторов), длительным латентным периодом (от мо¬мента первого контакта до выявления опухолей проходит от 14 месяцев до 34 лет, в среднем -13 лет [15]), наследованием и др. это означает, что воздействие канцерогеноопасной производственной среды является фак¬тором не потенциально опасным, а постоянно действующим и неустрани¬мым. По этой причине понятие «канцерогенное воздействие» аналогично понятию «канцерогенный (канцерогеноопасный) контакт». Под канцеро¬генным (канцерогеноопасным) контактом следует понимать взаимодейст¬вие человека с канцерогеноопасной средой, обусловливающее аспираци-онный, пероральный, накожный, проникающий или другой вид воздействия на человека. Прочие особенности канцерогенного контакта (прямой - кос¬венный, непосредственный - опосредованный, локальный - обширный, по¬стоянный - временный, непрерывный - дискретный и т.д.) однозначно не определяют эффект канцерогенного воздействия и не могут служить сис¬темными признаками воздействий.
Канцерогенные контакты возможны в любой из социальных сфер жиз¬ни человека. В связи с этим канцерогенные контакты следует различать как производственные, бытовые и естественные (природные, фоновые). Под производственным канцерогенным контактом следует понимать воз¬действие техногенных и (или) технологически измененных естественных (природных) канцерогенных факторов на персонал при исполнении им лю¬бых трудовых функций. Непрерывность в течение рабочего дня и относи¬тельная равномерность воздействия на персонал обусловлены преиму¬щественной локализацией канцерогенных факторов в пределах цехов, производств, участков, рабочих мест и т.д. (далее - структурные подразде¬ления) и территорий организаций, постоянством продолжительности ра¬бочего времени (нормируется законом) и относительным постоянством величины фактора (обеспечивается службами главных специалистов и службой технической безопасности организации). При этом с достаточной точностью можно считать постоянной (в отсутствие инцидентов, аварий и катастроф) экспозицию персонала к вредному производственному воздей¬ствию.
Принято, что возникновение злокачественных новообразований (С -cancer) в общем виде описывается функцией трех аргументов:
C = f(D,E,A) [17],
где:
D (disposition) - предрасположенность организма ,
Е (exposition) - интенсивность канцерогенного воздействия и А (аде) - возраст.
Эта зависимость будет носить чисто теоретический характер, пока не будут нормативно установлены параметры аргументов D, Е и А.
Аргумент предрасположенности организма к канцерогенным воздейст¬виям (D) - косвенно регистрируемый и управляемый параметр, не под¬дающийся объективной идентификации по результатам внешнего управ¬ления. Объектами организационно-технического управления функцией возникновения злокачественных новообразований должны стать возраст привлечения к работам в условиях канцерогенных воздействий (А) и ин¬тенсивность воздействий (Е).
В основу дифференциации контингентов по 4-м группам риска утраты здоровья от онкологических заболеваний (по некоторой аналогии с категорированием лиц, подвергаемых радиационному воздействию [11]) могут быть положены признаки относительной локализации канцерогенов, по¬стоянство экспозиции к канцерогенным воздействиям и уровень защиты подвергаемых риску лиц:
- к 1-ой группе следует отнести штатный персонал канцерогеноопасных структурных подразделений, занятый на работах с использованием в производстве канцерогенных факторов (здесь и далее термин «использование в производстве» означает любую трудовую деятельность, при которой работник может подвергнуться воздействию химического вещества (в данном случае канцерогенного» [18, 19, 20]). Для персонала этой группы риск утраты здоровья от онкологических заболеваний должен характеризоваться как экстремальный (сверхнормативный, чрезвычайный);
- ко 2-ой группе - персонал, не состоящий в штате канцерогеноопасных подразделений, периодически занятый (по утвержденному графику, распоряжениям, наряду-допуску и т.п.) в условиях 1-ой группы обслуживанием оборудования и производством др. работ (ремонтных, электротехнических, строительных, уборочных и др.);
- к 3-ей группе - персонал (независимо от времени занятости, должности, профессии и характера работ), занятый в границах территории организации (включая санитарно-защитную зону), а также население, проживающее в границах нормированной, но отсутствующей санитарно-защитной зоны;
- к 4-ой группе - население, проживающее вне санитарно-защитной зоны в границах территории, где не исключено наличие производственно обусловленных (не характерных для фона либо превышающих фон) канцерогеноопасных факторов, выявляемых современными методами (границы территории могут устанавливаться органом Роспотребнадзора с обязательным учетом метеорологических особенностей региона).
Объединение лиц 1 - 4 групп в когорту по показателю риска утраты здо¬ровья от онкологических заболеваний дает возможность в значительной степени нивелировать влияние аргумента D в зависимости причин забо¬леваемости от индивидуальных особенностей человека.
Нормативным путем получения официальных сведений об условиях труда персонала является аттестация рабочих мест на соответствие нор¬мам безопасности [21]. Возможность наличия в производственной среде (воздухе рабочей зоны, технологическом потоке, производственных отхо¬дах и пр.) одного или более канцерогенных факторов должно учитываться при классификации условий труда [21, 23] как самостоятельное основание для повышения класса условий труда на одну степень, сверх установлен¬ной по прочим показателям (классу опасности, множественности, остронаправленности, суммации, потенцированию и др.). При этом для отнесения организации, его структурных подразделений и условий труда к категории канцерогеноопасных не требуется (исходя из концепции беспорогового действия) инструментального измерения параметров канцерогенов в ра¬бочих средах, достаточно факта использования их (в т.ч. как прекурсора) в технологическом процессе. Применение персоналом сертифицированных и любых дополнительных средств индивидуальной и коллективной защиты уменьшает риск повреждения здоровья, но не изменяет класс и степень условий труда работника [23], равно как и снижение канцерогенной опас¬ности действующих производств за счет технической рационализации, по¬вышающей степень автоматизации и механизации, герметизации обору¬дования, предотвращения инцидентов и аварий, локализации их послед¬ствий и т.д. Данные проектной документации на технологический процесс и оборудование, подтвержденные и конкретизированные при аттестации рабочих мест, с указанием канцерогеноопасных факторов, стадий техно¬логического процесса, структурных подразделений, работ и т.д. подлежат включению в санитарно-гигиенический Паспорт канцерогеноопасного предприятия (организации) [22] и должны быть использованы для управ¬ления экспозицией персонала к канцерогенным воздействиям (аргументмЕ).
Исполнение встречающегося в нормативах требования повышения безопасности труда путем замены вредного и опасного (в т.ч. канцероген¬ного) производственного фактора на менее вредный и опасный возможно лишь в стадии научно-исследовательской и проектной разработки процес¬сов. Кардинальное изменение основной технологии на любой стадии пу¬тем замены ингредиентов, физических условий, стехиометрии химических реакций, оборудования и др. не только меняет суть процесса и является нарушением утвержденной технологии (технических условий) производст¬ва, но и влечет, как правило, негативные последствия для эксплуатацион¬ных и др. свойств продукции. Все локальные технические решения, долж¬ны пройти экспертизу на соответствие нормативным требованиям техни¬ческой и экологической безопасности в службах главных специалистов ор¬ганизации (технолога, механика, метролога, энергетика и др. по принад¬лежности), быть утверждены ими, согласованы с разработчиком, внесены в проектную и эксплуатационную документацию, найти отражение в инст¬рукциях по охране труда.
Продукция канцерогеноопасных производств должна подвергаться кон¬тролю на соответствие техническим условиям ее производства и на оста¬точное содержание канцерогеноопасных компонентов. Продукция может быть признана канцерогенобезопасной в случае, если она не содержит следов канцерогенов, выявляемых современными методами анализа. Очистка продукции с целью повышения ее эксплуатационных свойств не только не снижает канцерогенной опасности, но и может увеличить ее, ес¬ли сопровождается увеличением концентрации, летучести и т.д. канцерогеноопасных компонентов.
Кадровая политика работодателя должна учитывать экстремальный (сверхнормативный) характер риска утраты персоналом здоровья и быть направлена на достижение минимальной численности и постоянства пер¬сонала, занятого в канцерогеноопасных условиях труда, в т.ч. за счет: привлечения и ротации кадров по признаку опыта работы в канцерогено¬опасных условиях труда; соблюдения возрастного ценза при назначении на работы в канцерогеноопасных условиях труда; ограничения численно¬сти персонала применением различных форм организации труда, напри¬мер совмещением профессий (при этом занятость персонала по основной и совмещаемой профессиям должна учитываться по всем критериям наи¬более вредной профессии).
Возрастные (аргумент А) предпочтения занятости в канцерогеноопасных условиях труда имеют целью снижение онкологической заболеваемо¬сти в раннем и среднем трудоспособном возрасте (в перспективе - улуч¬шение генофонда), повышение экономической заинтересованности рабо¬тодателя, снижение экономической нагрузки на здравоохранение и т.д. Кроме безусловного исполнения законодательного запрета на использо¬вание в канцерогеноопасных условиях труда женщин фертильного (спо¬собности к вынашиванию и рождению ребенка) возраста и лиц обоего по¬ла моложе 18-ти лет, целесообразно на работы в этих условиях привле¬кать лиц в возрасте не ранее окончания переходного периода от юноше¬ского до взрослого (20 - 21 год), а также при условии достижения ими ментального возраста (определяемого при помощи тестов уровня интел¬лектуального развития). Критерием для установления возрастного ценза для начала занятости в канцерогеноопасных условиях труда может слу¬жить законодательное положение о праве на досрочное пенсионное обес¬печение [24] работников по Списку №1: женщин с 45 лет при необходимом специальном стаже работы 7,5 лет и общем -15 лет, мужчин - с 50 лет при необходимом специальном стаже работы 10 лет и общем - 20 лет. Таким образом, к началу работы в канцерогеноопасных условиях возраст должен составлять для женщин около 35 лет, а для мужчин - около 40 лет (с запа¬сом на непродолжительные перерывы в специальном стаже). В этом воз¬расте: подавляющее большинство людей завершают свой репродуктив¬ный период, и таким образом не переносят нагрузку на генофонд, обу¬словленную канцерогеноопасными условиями труда; большая часть необ¬ходимого стажа работы бывает выработана; человек имеет достаточную информацию о состоянии собственного здоровья и может осознанно вос¬пользоваться медицинскими рекомендациями (в т.ч. врачей-онкологов); накоплен практический житейский и производственный опыт, создающий предпосылки к осмысленному исполнению канцерогеноопасных работ и осознанной онкологической настороженности. Немаловажным обстоя¬тельством для людей среднего и старшего работоспособного возраста яв¬ляется возможность получить работу с повышенной оплатой, при сокра¬щенной продолжительности рабочего дня, увеличенным отпуском и льго¬тами, установленными работодателем, а также возможность сократить период жизни в неблагоприятных (вредных, тяжелых, стрессовых и т.п.) обстоятельствах за счет раннего выхода на пенсию. Принимая во внима¬ние продолжительность латентного периода онкологического заболева¬ния, риск его проявления в работоспособном возрасте снижается, а пик его переносится на поздние сроки жизни. Экономические затраты работо¬дателя, придерживающегося возрастного ценза при приеме на работу, снижаются в основном за счет уменьшения: затрат на многократные пе¬риодические медицинские обследования лиц из числа бывшего персона¬ла, работавшего в условиях канцерогенной опасности; отчислений на страхование от потери трудоспособности и профессиональных заболева¬ний, а также от сопутствующих им единовременных и постоянных прямых расходов.
Сведения о канцерогенной опасности труда в организации в целом ли¬бо его структурном подразделении должны быть сообщены потенциаль¬ному работнику на вербальной (устной) стадии заключения трудового до¬говора. Условия труда, виды и размеры предоставляемых работнику га¬рантированных работодателем компенсаций должны быть отражены в письменной форме трудового договора в качестве обязательных для включения условий [4].
Режимом внутреннего трудового распорядка организации должно быть предусмотрено, что утвержденное работодателем штатное расписание структурного подразделения является единственным основанием для по¬стоянной занятости в канцерогеноопасном подразделении, зоне и рабо¬тах. Персонал прочих структурных подразделений может быть допущен к работам в канцерогеноопасной зоне по наряду-допуску, оформленному в установленном порядке. Присутствие в зоне посторонних лиц (не являю¬щихся непосредственными исполнителями и руководителями работ) не допускается за исключением должностных лиц в сопровождении ответст¬венного представителя работодателя.
Продолжительность занятости персонала в канцерогеноопасных усло¬виях труда должна быть по возможности ограничена (не в ущерб безопас¬ности и качеству работ). Для этого целесообразно устанавливать техноло¬гические перерывы с пребыванием персонала вне зон повышенной канце¬рогенной опасности. Независимо от частоты и суммарной продолжитель¬ности технологических перерывов они должны в рабочее время в канцерогеноопасных условиях труда.
«Предприниматели должны обеспечить, чтобы на рабочем месте, при наличии любого вещества или агента, обладающего канцерогенными свойствами, было соответствующее указание о вероятной канцерогенно-сти любому трудящемуся, который может подвергаться их воздействию» [25]. В местах размещения общедоступной информации (в кабинетах, на стендах и уголках охраны труда, в библиотеках, в здравпунктах и др.) должны быть представлены сведения: об онкогенных свойствах физиче¬ских, химических, биологических и пр. факторов, используемых в произ¬водстве; о медицинских противопоказаниях занятости в канцерогеноопас¬ных условиях труда; о характерных симптомах на ранних стадиях онколо¬гических заболеваний и методах самообследования; о номенклатуре и эффективности доступных лечебно-профилактических средств; популяр¬ные издания, посвященные ППР; о мерах работодателя по профилактике заболеваний и роли персонала в повышении эффективности этих мер; о содержании специального раздела коллективного договора и предложе¬ний для включения в него; о состоянии онкологической заболеваемости в организации по результатам обязательных периодических медицинских осмотров (ОПМО); о содержании действующих правовых актов по защите интересов персонала, обусловленных занятостью в особо опасных усло¬виях труда, и соответствующих изменениях в законодательстве.
Меры канцерогенной безопасности и методы минимизации канцеро¬генных воздействий на персонал должны быть включены в программы профессионального обучения и инструктажа всех видов. Целью обучения и инструктажа должно стать развитие у персонала онкологической насто¬роженности (без провокации хронического стресса), внимания к состоянии собственного здоровья, к скрупулезному исполнению правил внутреннего трудового распорядка и инструкций по охране труда, к эффективному применению средств индивидуальной защиты. При этом каждый работник должен знать, что предусмотренные защитные мероприятия и компенса¬ции (при условии их использования в полном объеме по целевому назна¬чению) снижают уровень производственного вредного воздействия до уровня, близкого к воздействию естественного фона.
Лечебная профилактика должна включать комплекс мероприятий от ОПМО персонала (группа риска 1) до полной диспансеризации населения (группа риска 4). Предварительный медицинский осмотр при приеме лиц на работу в условиях труда, не исключающих воздействие на работника канцерогенных факторов (группы риска 1 - 3), обязателен. Все виды ОПМО должны осуществляться в установленном порядке и периодично¬стью врачебной комиссией с участием врача-онколога. Медицинские ос¬мотры врачом-онкологом лиц из числа персонала, прекративших работу в канцерогеноопасной организации (кроме продолживших трудовую дея¬тельность в другой канцерогеноопасной организации), должны осуществ¬ляться за счет работодателя в течение срока, в порядке и с периодично¬стью, устанавливаемыми уполномоченными органами здравоохранения с учетом природы канцерогенного фактора, возможной локализации злока¬чественных новообразований и ориентировочной продолжительности ла¬тентного периода. Существенным фактором защиты здоровья работника от злокачественных новообразований является повышение специфиче¬ской резистентности (сопротивляемости) организма за счет лечебно-профилактических мероприятий (аргумент D). Занятость персонала в канцерогеноопасных условиях (независимо от их класса) должна быть для работодателя достаточным основанием для бесплатного обеспечения персонала лекарственными профилактическими средствами (иммуно- и онкопротекторами). Номенклатуру этих средств, объем обеспечения и по¬рядок применения устанавливает врачебная комиссия, осуществляющая ОПМО, по согласованию с территориальным компетентным органом.
Виды и размеры компенсаций персоналу должны определяться в зави¬симости от принадлежности к группе риска утраты здоровья и класса ус¬ловий труда и включать: обеспечение нормативными и дополнительными средствами индивидуальной защиты повышенной эффективности, ком¬фортности и качества; надбавку к заработной плате; дополнительный от¬пуск; сокращенный рабочий день; диспансеризацию; лечебно-профилактические питание и лекарственные средства; санаторно-курортное лечение и др. Дополнительные виды компенсаций и льгот мо¬гут быть предусмотрены региональным Трехсторонним соглашением между правительством, конфедерацией работодателей и представительным органом общественных организаций, коллективными договорами между работодателем и персоналом либо др. нормативно-правовыми актами. Каждая из предусмотренных компенсаций и льгот должна быть реализо¬вана в установленный срок, а замена ее денежным эквивалентом запре¬щена. Органы государственного надзора и контроля и уполномоченных работниками общественных организаций должны вносить обязательные для исполнения (либо для рассмотрения) работодателем предложения об устранении нарушений порядка предоставления компенсаций.
Работодатель должен вести персонифицированный учет, содержащий сведения о работнике, имеющем производственный канцерогенный кон¬такт: о месте его работы, о специальном стаже, о номенклатуре канцеро¬генов, о заключениях по итогам медицинских осмотров и др. Учет может осуществляться путем ведения персональной информационной карты ра¬ботника, срок хранения которой (по заполнении содержащей конфиденци¬альные сведения) в организации должен быть установлен не менее 45 лет.
Ориентировочным показателем относительного благополучия канцеро¬генной обстановки в организации должен стать контрольный уровень кан¬церогенной опасности производственных факторов, устанавливаемый по инициативе работодателя и персонала, либо по рекомендации органа надзора. Контрольный уровень должен учитывать: выводы заключитель¬ных актов по результатам ОПМО персонала; количество, номенклатуру, канцерогенную активность используемых в производстве канцерогенов, содержание их в воздухе рабочей зоны и др. производственных средах; уровень механизации и автоматизации производственных процессов; влияние на окружающую природную среду; длительность непрерывной и дискретной занятости персонала в условиях канцерогенной опасности; номенклатуру и уровень компенсаций и льгот и др.
Ввиду невозможности реализации абсолютно безотходных технологий вредные производственные факторы посредством окружающей природной среды оказывают на население непрерывное (так же, как и на персонал), но нестабильное по величине производственно обусловленное воздейст¬вие. Онкологическая заболеваемость населения значимо зависит от сте¬пени локализации канцерогенных факторов (в порядке убывания: персо¬нал канцерогеноопасных организаций - население промышленных регио¬нов - население сельскохозяйственных регионов и т.д.). В отсутствие нор¬мативно-правовых актов о канцерогенной безопасности осуществление канцерогенной защиты населения опосредованно через защиту персонала организаций является одной из мер ППР населения. Цель защитных ме¬роприятий, направленных на снижение последствий канцерогенных воз¬действий на здоровье населения та же, что и для персонала - минимиза¬ция экспозиции к вредным воздействиям и численности людей, подвер¬гаемых этим воздействиям. Наиболее доступными и эффективными сле¬дует считать: размещение канцерогеноопасных организаций в малонасе¬ленных зонах; увеличение нормативных размеров и безусловное наличие санитарно-защитных зон; придание санитарно-защитным зонам за счет озеленения и локальных климатических условий аспирационных функций в дополнение к функции защиты расстоянием; учет метеорологических особенностей региона, влияющих на осаждение загрязнений; разрежение жилой застройки, с приближением к санитарно-защитной зоне организа¬ции.
Под производственно обусловленным (связанным с производством) канцерогенным контактом следует понимать воздействие производствен¬ных канцерогенных факторов на человека, не связанного трудовыми от¬ношениями с владельцем техногенного источника этих факторов - вид производственного канцерогенного контакта, обособленного по признаку формальной принадлежности к канцерогенному источнику. Локализован¬ное постоянное воздействие на население может быть сравнимо и даже превышать интенсивность производственного воздействия на персонал, как по величине, так и по длительности, например в случаях: техногенных аварий и катастроф, при залповых сбросах накопленных в организации концентрированных отходов, при уничтожении отходов методом их лока¬лизации (свалки, хвостохранилища, могильники и др.) или диспергирова¬ния в окружающей среде (сжигание, распыление, сброс в водоемы и др.), а также вследствие того, что масштабное обезвреживание загрязнений отличается от локального меньшей эффективностью в силу экономических и организационных причин. Последствия производственно обусловленного канцерогенного воздействия на население усугубляются тем, что в отли¬чие от персонала оно:
- не дифференцировано к воздействию ни по профессиональному признаку (не обучено методам профессиональной защиты), ни по состоянию здоровья, ни по возрасту;
- не обеспечено средствами коллективной и индивидуальной защиты;
- не имеет средств оперативного контроля и своевременного оповещения;
- непосредственно не включено в сферу ответственности работодателя, юридически не связано с организацией даже в местах проживания в непосредственной близости от нее;
- не может эффективно влиять на состояние среды обитания (экологической, экономической, психологической и др.) через институт трудовых и общественных отношений вследствие пассивности, обусловленной относительной разобщенностью, технической и правовой неосведомленностью.
Под природным (естественным, фоновым) канцерогенным контактом следует понимать воздействие на человека канцерогенных факторов техногенно не измененной окружающей природной среды, естественно рас¬пределенных в биосфере: земле, воде, воздухе, организме человека, и др. ее элементах. Под бытовым канцерогенным контактом следует понимать воздействие на человека природных канцерогенных факторов, изменен¬ных в результате деятельности, не связанной с исполнением им трудовых функций. Во всяком случае, при установлении этиологии злокачественных новообразований следует учитывать локальную (региональную) канцеро¬генную нагрузку на среду обитания населения, и то, что фоновая и быто¬вая канцерогенные нагрузки на население, традиционно не связываемые с производством и не влекущие компенсационных последствий, как прави¬ло, являются техногенными (т.е. производственно обусловленными).
Таким образом, для конкретизации социальной функции методологии канцерогенной безопасности целесообразно:
1. Исходить из презумпции чрезвычайной опасности канцерогенных факторов при установлении методологических принципов обеспечения канцерогенной (онкогенной) безопасности;
2. Относить условия труда к 4 классу при неустановленном с учетом суммарной (токсической и канцерогенной) активности ПДК (ОБУВ, физических параметров и др.) для любого индивидуально или совместно действующих канцерогенных факторов , а персонал групп 1 и 2 - к занятым в условиях экстремального (сверхнормативного, чрезвычайного) риска утраты здоровья;
3. Считать постоянной (в отсутствие инцидентов и аварий) в течение всего рабочего дня экспозицию персонала к вредному производственному воздействию канцерогенных факторов, а само воздействие – непрерывным и равномерным по величине;
4. Установить 4 группы риска утраты человеком здоровья от онкологических заболеваний в результате производственного и производственно обусловленного канцерогенного воздействия;
5. Расширить диапазон этиологических условий, по которым возможно отнесение онкологических заболеваний к категории профессиональных;
6. Установить возрастной ценз для персонала впервые принимаемого на работу в канцерогеноопасных условиях труда;
7. Устанавливать в течение рабочего дня технологические перерывы в составе рабочего времени с пребыванием персонала вне зон повышенной канцерогенной опасности;
8. Обеспечить персонал лекарственными профилактическими средствами (иммуно- и онкопротекторами);
9. Развивать онкологическую настороженность персонала при обучении по программам охраны труда, инструктажах, путем использования местных средств информации и др. форм профессиональной подготовки;

10. Максимально ограничить необоснованное создание источников канцерогенной опасности, используя установленные методы экспертизы на стадиях научно-технической и проектной разработки, лицензирования вида деятельности и сертификации продукции;
11. Расширить номенклатуру канцерогенных факторов, в отношении которых обязательно проведение ППР, за счет: объединения (по классификации МАИР) канцерогенов 1 и 2 групп; сокращения числа параметров, по которым агенты группы 3 не могут быть отнесены к группе 2; легитимации известных канцерогенных факторов; аппроксимации результатов экспериментов на животных в интересах человека; включения факторов в номенклатуру по обоснованному подозрению на канцерогенную активность, а исключения из нее по обоснованной доказанности их неканцерогенности;
12. Установить для канцерогенов, в отношении которых имеется подоз¬рение на канцерогенную активность либо отсутствуют установленные со¬ответствующие канцерогенной активности ПДК (ОБУВ, физические пара¬метры и др.) 1-й класс опасности (чрезвычайно опасные факторы) и рас¬пространить на их использование соответствующие требования безопас¬ности;
13. Придать канцерогенным факторам единый юридический статус (правомочность) при назначении компенсаций за работу с их использованием;
14. Установить контрольный (предельный для организации, структурного подразделения) уровень канцерогенных производственных факторов как показатель относительной канцерогенной безопасности;
15. Ввести определения разновидностей термина «контакт»: канцерогенный (канцерогеноопасный); канцерогенный производственный; канцерогенный производственно обусловленный (связанный с производством); канцерогенный природный (естественный, фоновый); канцерогенный бытовой.


БИБЛИОГРАФИЯ
1. А.П. Ильницкий, С.А. Степанов. Краткий анализ профессионально обусловленной онкологической заболеваемости в России за 2002 - 2005 годы. - М.: РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН. Первичная профилактика рака. Информационный бюллетень, Вып. 1(3), 2006 г. , - с. 16-19;
2. А.П. Ильницкий. Канцерогенные факторы и профессиональный рак. - М.: РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН. Первичная профилактика рака. Информационный бюллетень, Вып. 2, 2005, - с. 4-11;
3. А.П. Ильницкий. Место санитарно-просветительной работы в профилактике рака в России. - М.: РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН. Первичная профилактика рака. Информационный бюллетень, Вып. 1, 2005, - с.12-14;
4. Трудовой кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 года № 90-ФЗ);
5. Федеральный закон от 17.07.1999 г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;
6. Закон города Москвы от 14.03.2001 г. №7 "Об охране труда в городе Москве";
7. Конвенция 1981 года №155 Международной организации труда от 22.06.81 г. «Конвенция о безопасности и гигиене труда и производственной среде»;
8. Закон РФ от 22.07.1993 г. № 5487-1" Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (в ред. Федерального закона от 02.12.2000 г. № 139-ФЗ);
9. Федерального закона от 08.08.2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

10. Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
11. Санитарные правила СП 2.6.1.758-99 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99)» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 02.07.1999 г.). Издание официальное. - М.: Центр санитарно-эпидемиологического нормирования, гигиенической сертификации и экспертизы Минздрава России, 1999. -116 с;
12. Перечень веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых факторов, канцерогенных для человека. Гигиенический норматив ГН 1.1.725-98 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.12.1998 г. №32);
13. ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны;
14. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Гигиенический норматив ГН 2.2.5.686-98 (утв. постановлением
Главного Государственного врача РФ от 04.02.1998 г. №4);
15. Вредные вещества в промышленности. Справочник для химиков, инженеров и врачей. Изд. 7-е, пер. и доп. В трех томах. Под ред. засл. деят. науки проф. Н.В. Лазарева и докт. мед. наук Э.Н. Левиной. - Л.: «Химия», 1977;
16. Канцерогенные вещества (Справочник. Материалы Международного агентства по изучению рака) /Под ред. B.C. Турусова. Пер. с англ. А.Ф. Карамышевой. - М.: «медицина», 1987. - 335 с;
17. А.П. Ильницкий. Первичная профилактика рака: место и роль в противораковой борьбе. - М.: РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН. Первичная профилактика рака. Информационный бюллетень, Вып.1, 2005, - с. 4-6;
18. Конвенция 170 Международной организации труда (МОТ) от 25.06.1990 г. «Конвенция о безопасности при использовании химических веществ на производстве»;
19. «Правила по охране труда при использовании химических веществ ПОТ Р М-004-97», утвержденных постановлением Минтруда РФ от 17.09.1997 г. №44;
20. Гигиенический норматив ГН 1.2.1841-04 «Перечень веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека. Дополнения и изменения №1 к ГН 1.1.725-98», утвержденный Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 05.03.2004 г.;
21. «Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденное постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 г. №12;
22. Организация и проведение санитарно-гигиенической паспортизации канцерогенно опасных производств. Методические указания МУ 1.1.688-98. - М.: «ИНТЕРСЭН», 1998. - 23 с;
23. «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Руководство Р 2.2.2006-05», утвержденное Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29.07.2005 г.;
24. Федеральный закон от 17.12.2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
25. Конвенция 139 и Рекомендации 147 Международной организации труда (МОТ) от 05.07 1974 г. «Конвенция о борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики»;
26. Постановление КМ СССР от 26.01.1991 г. №10 «Об утверждении Списков №1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
27. Разъяснение от 23.10.92 г. №2 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10", утв. пост. Минтруда РФ от 23.10.92 г. №26;
28. Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.1974 г. №298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день».