Выпуск от: октябрь 2007   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 10(48)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
КОТЕЛ — ИСТОЧНИК ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ

Неправильная эксплуатация паровых и водогрейных котлов, особенно на животноводческих фермах и в осенне-зимний период, нередко приводит к их взрывам с человеческими жертвами.
Приводим лишь два таких характерных случая, происшедших в хозяйствах Башкирии.
В СПК «Победа»» Шаранского района Республики Башкортостан в марте 2006 года при взрыве котла на молочно-товарной ферме № 1 погибли кочегар и подсобный рабочий. У кочегара остались без отца-кормильца три несовершеннолетние дочери (1993,1995 и 2005 г.р.), а у подсобного рабочего - мать-пенсионерка и двое сыновей (1999 и 2005 г.р.).
Характеристика места аварии.
Групповой несчастный случай со смертельным исходом произошел на животноводческой ферме СПК «Победа», расположенной на расстоянии одного километра от населенного пункта. Котельная оборудована в пристройке к корпусу коровника № 2, размерами 6х6 метров, без окон, имелись три дверных проема. Котел КП-300, изготовленный на Давлекановском заводе противопожарного оборудования в 1987 году, был смонтирован в помещении молочно-товарной фермы в октябре 2005 года. Его монтаж был произведен работниками СПК «Победа». Завод изготовил котел в паровом исполнении, но в СПК, в нарушение установленного порядка, он был переоборудован в водогрейный режим и использовался для нагрева воды.
Поставленные заводом-изготовителем на котел предохранительные клапаны были в хозяйстве демонтированы, а места их установки заварены (заглушены) сваркой. Для топки котла использовались дрова. К работе кочегаром был допущен работник без обучения, проверки знаний, стажировки и удостоверения на право обслуживания котла как оборудования особой опасности.
Обстоятельства несчастного случая
7 марта 2006 года кочегар Кадргулов приступил к работе около 10 часов утра. В здании котельной, вместе с ним, находился рабочий Асылгореев – механик машинного доения, который после завершения основной работы, по устному распоряжению главного зоотехника, зав. фермой помогал кочегару в распиловке и рубке дров для топки котла КП-300.
До 12 часов дня оба работника занимались заготовкой дров, растопкой котла и подачей горячей воды для замачивания кормов. В процессе работы котла произошла утечка воды, вследствии чего - перегрев котла, а при подаче воды в раскаленную часть котла произошел его взрыв (примерно в 12 часов 50 минут). Взрыв вызвал деформацию стен котельной и обрушение плит перекрытия, которые придавили обоих работников.
После извлечения из-под завала тел пострадавших без признаков жизни они были направлены в морг, где судмедэкспертиза установила, что смерть обоих наступила от механической асфиксии в результате сдавливания груди и живота. В крови и моче пострадавших был обнаружен этиловый спирт в количестве, соответствующем средней у кочегара и сильной - у подсобного рабочего степени алкогольного опьянения.
Причины аварии и группового несчастного случая
1. Эксплуатация неисправного котла КП-300, переоборудованного из парового в водогрейный и установленного в помещении МТФ СПК «Победа» без проекта, с нарушением инструкции завода-изготовителя, а также с грубыми нарушениями требований п.п. 3.26-3.29 «Правил по охране труда в животноводстве» ПОТ РО 006-2003, утвержденных приказом Минсельхоза России от 10.02.2003 г. № 49 и зарегистрированных Минюстом России 6.06.2003 г., рег. № 4651.
В соответствии с требованиями Правил: п.3.26 «Эксплуатация водогрейных котлов с водой температурой не выше 115 °С, мощностью от 0,1 до 3 МВт и паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа должна осуществляться в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации изготовителей котлов.»;
п. 3.27 «Пуск в эксплуатацию котлов должен производиться по разрешению комиссии предприятия с участием в ней представителей органов государственного надзора, технической инспекции труда. Решение комиссии записывается в технический паспорт котла и подписывается ее членами.»;
п. 3.28 «Ответственность за содержание и безопасную эксплуатацию паровых и водогрейных котлов возлагается на работника, назначаемого приказом работодателя.».
2. Неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в запрещенном Правилами и заводской инструкцией переоборудовании котла с заглушкой его предохранительных клапанов, а также допуске к его обслуживанию необученного работника, не имевшего соответствующего удостоверения на право производства этих работ.
3. Отсутствие контроля за соблюдением работающими трудовой и производственной дисциплины, в результате чего уже в начале рабочей смены (а вероятно еще до ее начала, о чем говорит высокий процент содержания алкоголя в моче) оба пострадавших находились в состоянии алкогольного опьянения.
Лица,ответственные за допущение нарушений правил и норм охраны труда, приведших к аварии и несчастному случаю.
1.Председатель СПК «Победа», не обеспечивший, как работодатель, выполнение требований ПОТ РО 006-2003 и статей 212, 225 ТК РФ.
2. Главный инженер СПК, организовавший монтаж и переоборудование котла КП-300 без проекта и с грубым нарушением заводской инструкции, его эксплуатацию без согласования с Управлением Гостехнадзора Республики Башкортостан и обслуживание котла не обученным работником, чем грубо нарушил требования ПОТ РО 006-2003, ст.ст. 212, 215 ТК РФ, п.2.8.1 ПТЭТЭ, п.п. 2.1, 2.2, 2.6, 2.9, 2.12, 3.1, 3.2, 3.4, 4.7, 4.8 Должностной инструкции главного инженера хозяйства.
3. Главный зоотехник, зав. фермой, допустивший к обслуживанию котла необученных мерам безопасности работников, а также не обеспечивший контроль за соблюдением работающими трудовой и производственной дисциплины, что послужило причиной нахождения их на работе в нетрезвом виде уже с начала рабочей смены.
К сожалению, это не единственный случай взрыва котла с человеческими жертвами: в колхозе имени Жданова Илишевского района Башкирии тракторист-машинист Мусин без обучения новой профессии был направлен на ферму для обслуживания котла КВ-200, так же переоборудованного из парового в водогрейный. Не имея квалификации кочегара и не зная устройства и правил безопасного обслуживания котла, он допустил грубую ошибку, закрыв у работающего котла вентили подачи и забора воды, что привело к полной герметизации нагревающегося котла. В результате произошел взрыв котла, разрушение здания котельной, а сам механизатор был тяжело травмирован.
Виновники указанных несчастных случаев были строго наказаны, но хочется надеяться что приведенные характерные примеры грубых нарушений правил и норм охраны труда, приведшие к авариям и гибели людей, послужат наглядным уроком не только для хозяйств Республики Башкортостан, но и для сельхозпредприятий других регионов при монтаже и эксплуатации таких объектов и оборудования повышенной опасности, как паровые и водогрейные котлы, а также другие водонагреватели.

В. Орлов, заместитель генерального (АСОТ)