Выпуск от: август 2007 года   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 8(46)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
«СМЕРТЕЛЬНЫЕ УРОКИ» ПРОШЛОГОДНЕЙ УБОРКИ УРОЖАЯ

В прошлом году многие средства массовой информации неоднократно предупреждали читателей об особой травмоопасности уборочного периода. В местах уборки урожая и заготовки кормов, подработки его на зернотоках, перевозки грузов и выполнении других работ, в этот самый напряженный для тружеников села период соблюдение установленных правил и норм охраны труда приобретает особое значение.
Анализ травматизма в уборочный период прошлого года показал, что основными причинами несчастных случаев по-прежнему является неудовлетворительная организация труда, допуск к работе людей без инструктажей и обучения безопасным приемам труда, эксплуатация неисправной техники и оборудования.
Ежегодно, из-за отсутствия ограждений карданных и других передач сельскохозяйственной техники, а также бункеров зернотоков, запуска двигателей тракторов при включенной коробке передач и неисправной системой блокировки такого запуска, при опрокидывании колесных тракторов на запрещенной для них трамбовке силосной массы и транспортных работах с расстановкой колес на узкой колее погибают сотни механизаторов и других тружеников села.
Поэтому, сегодня вопрос обеспечения безопасных условий труда требует повышенного внимания и является важнейшей составляющей частью всего комплекса мер по заготовке кормов и уборке урожая 2007 года.
Повсеместно следует разработать и утвердить безопасные маршруты передвижения техники по территории сельхозпредприятия, обеспечить исправное состояние уборочной техники и оборудования, особенно с учетом ее старения, выделить специально обозначенные места для кратковременного отдыха работающих, их качественное инструктирование и обучение безопасным методам и приемам труда. И, конечно, следует обеспечить повседневный и действенный административный и общественный контроль за безусловным соблюдением установленных нормативных требований по охране труда в этот сложный и напряженный период.
Мелочей в этой работе быть не может, так как приходится за них расплачиваться здоровьем и жизнями тружеников села. Вот лишь несколько наглядных примеров связанных со случаями гибели людей в уборочный период.
В связи с началом уборки урожая кормовых культур с июня прошлого года в СПК «Киров» Самарской области был установлен 10-часовой рабочий день.
Тракторист А. Шкатов 4 июля 2006 г. выполнял задание по перевозке сена с полей. Около 19 ч. 20 мин. работа закончилась из-за поломки грейферного погрузчика сена, и Шкатов на тракторе МТЗ-80 с прицепом поехал по грунтовой дороге к месту стоянки.
Съезжая с основной колеи на параллельную дополнительную, расположенную выше уровня земли, Шкатов повернул трактор налево и при пересечении гребня основной колеи высотой до 0,4 м, не справился с управлением трактором, его вынесло через дополнительную колею на поле, заросшее ковылем.
Там произошел занос трактора, потеря его управляемости и опрокидывание под давлением прицепа.
С большим трудом и не сразу удалось достать пострадавшего из кабины трактора и отправить на автомашине в районную, а затем в областную больницу (диагноз – открытая проникающая черепно-мозговая
травма, оскольчатый перелом свода и основания черепа, ушиб головного мозга с размозжением вещества, шок 4-й степени), где он скончался.
Причиной опрокидывания трактора и несчастного случая явились грубые нарушения требований безопасности при эксплуатации на транспортных работах на узкой (1600 мм) колее, с высокой степенью износа протектора колес трактора МТЗ-80 с двухосным прицепом 2-ПТС-4 при отсутствии на нем тормозной системы. Инструкцией завода-изготовителя по эксплуатации тракторов «Беларусь» МТЗ-80 (п. 3.5.9) предусмотрена перед использованием на транспортных работах расстановка колес на 1800 мм. Тракторный прицеп 2-ПТС-4 в СПК «Киров» был переоборудован, не имел тормозной системы, его длина была увеличена до 4,6 м, ширина – до 4,3 м и высота бортов – до 1,8 м (заводские размеры соответственно 3,71 м, 2 м и 0,415 м), техническая документация на переоборудование прицепа отсутствует, чем нарушены требования п.п. 1.7, 3.5 «Правил по охране труда в растениеводстве» ПОТ РО-008-2003. Предрейсовый медицинский осмотр водителя и технический осмотр трактора с прицепом не проводились, журнал регистрации технического состояния и выпуска на линию транспортных средств, как и журнал учета выдачи путевых листов, отсутствовали. Шкатов имел перерыв в работе трактористом более 1-го года, но был повторно допущен к этой работе без обучения по охране труда и стажировки. В СПК не была разработана инструкция по охране труда для тракториста, содержащая сведения о способах и приемах безопасного выполнения работ, в том числе на транспортных работах и в аварийных ситуациях.
Ответственными за допущенные нарушения и несчастный случай определены бригадир тракторно-полеводческой бригады и механик 2-го отделения, а также главный инженер и председатель СПК.
В ООО «Восточный» Удмуртской Республики при уборке урожая люцерны в августе прошлого года был захвачен за одежду не огражденным валом косилки СКР-1,5 и погиб тракторист. Утром 26 августа 2006 г. тракторист А. Уткин получил задание на скашивание люцерны для скармливания крупнорогатому скоту на молочно-товарной ферме. Закрепленный за ним трактор находился на ремонте, и выполнение работы ему поручили на другом тракторе - МТЗ-82, двигатель которого смогли завести с буксира трактором МТЗ-80, на котором намечалось отвозить накошенную массу с поля. Приехав на поле, Уткин подцепил косилку и к ней прицеп, а тракториста Горшенина послал на его тракторе за вилами, чтобы ими разравнивать в прицепе скошенную массу. Сам приступил к косьбе, но обнаружил пробуксовку клиноременной передачи, из-за чего забивался режущий аппарат косилки. Для устранения неисправности Уткин, не выключая ни вал отбора мощности, ни двигатель трактора (и как он мог заглушить двигатель, если трактор заводился с буксира), наклонился через карданный вал и стал
подтягивать накидным ключом натяжное устройство.
При вращении не защищенного кожухом карданного вала произошел захват одежды Уткина с последующим наматыванием одежды на крестовину карданного вала вблизи редуктора привода косилки.
Приехавший с вилами на поле Горшенин обнаружил Уткина, намотанного на карданный вал привода косилки. Заглушив двигатель трактора и , ощупав Уткина, он определил, что пострадавший уже мертв.
Причиной несчастного случая явилась техническая неисправность тракторного агрегата – отсутствие защитного кожуха на приводе карданного вала, а также на клиноременной передаче привода ножевого вала косилки, чем грубо нарушены требования п.п.1.12, 3.36 «Правил по охране труда в растениеводстве» ПОТ РО 008-2003, а также ст. 212 ТК РФ. Кроме того, с пострадавшим не был проведен очередной инструктаж и обучение по охране труда (нарушены п.1.10 ПОТ РО 008-2003 и п.7.3.1 ГОСТ 12. 0.004-90 ССБТ) и ему поручили работу на неисправном тракторном агрегате. Ответственными за допущенные нарушения и несчастный случай определены бригадир комплексной бригады и инженер-механик ОАО «Восточный».
По аналогичной причине в прошлом году не огражденным карданным валом привода вакуумного насоса прицепа-емкости ЖЗВ-3,2 был захвачен за одежду и смертельно травмирован рабочий ОАО «Староджерелинское» Краснодарского края.
Ежегодно много несчастных случаев происходит из-за технической неисправности колесных и гусеничных тракторов – их эксплуатации с отключенной системой блокировки запуска двигателя, не допускающей его пуск при включенной передаче в коробке перемены передач. По этой причине в прошлом году в СПК племзаводе «Красный Октябрь» Кировской области при работах на трамбовке силоса трактором ДТ-75 МЛ в силосной траншее погиб тракторист В.Стариков. Кроме неисправности системы блокировки передач, на тракторе была неисправна и предусмотренная заводом-изготовителем система запуска двигателя из кабины трактора. При запуске двигателя трактора с включенной передачей Стариков стоял на гусенице у пускача и при движении был придавлен гусеницей и бульдозерной навеской трактора.
По аналогичной причине 31 июля 2006 г. в крестьянском хозяйстве «Ново-Александровское» Шаховского района Московской области погиб тракторист А. Андреев. При перевозке силосной массы с поля на тракторе Т-150К его двигатель заглох. При попытке запустить его пусковым двигателем выйдя из кабины, трактор с оставленной включенной передачей и неисправной блокировкой начал движение и наехал на Андреева, смертельно его травмировав. Трактор Т-150К в 2006 г. не проходил техосмотр, акт приемки
его из капремонта отсутствует. Пострадавший обучение по охране труда не проходил.
По этой же причине при эксплуатации технически неисправного трактора ДТ-75М в прошлом году в ООО «Восток» Алтайского края погиб рабочий И. Гадюкин, допущенный к работе на тракторе не только без блокировки передач, но и без его профессиональной подготовки, с выдачей удостоверения тракториста, без обучения по охране труда. Трактор ДТ-75М без номерного знака на учете в инспекции Гостехнадзора не находился и техосмотр не проходил.
Кроме того, из-за неисправности блокировки передач погибли в прошлом году трактористы-машинисты в сельхозкооперативе «Галинский» Новосибирской области (не было ни аккумулятора, ни стартера пускача, ни блокировки передач), в ООО «Щербиновскагропромхимия» Краснодарского края, в дочернем хозяйственном обществе( ДХО) «Искра» Республики Башкортостан, в ООО «Гремячий» Красноярского края и в ряде других хозяйств.
Как и в перечисленных случаях, очень часто необученность механизаторов безопасным приемам труда также является причиной их гибели. 26 сентября 2006 г. в СПК ПЗ «Илькино» Меленковского района Владимирской области на уборке урожая зерновых вико-овсянной смеси из-за повышенной влажности зерна комбайнер А.Захаров начал работу лишь после обеда. Подъехавший для загрузки зерна водитель Ионов не увидел комбайнера, поднялся на комбайн и обнаружил Захарова в зерновом бункере комбайна СК-5М-1 «Нива». Намотанная на загрузочный шнек бункера одежда прижимала его к валу. Выключив двигатель комбайна, водитель Ионов с помощью других работников освободили Захарова от сдавливающей его верхней одежды, однако он признаков жизни не подавал. Судмедэкспертиза установила – смерть наступила от асфикции в результате сдавливания шеи фрагментами верхней одежды пострадавшего.
Причиной несчастного случая явилась необученность комбайнера безопасным методам и приемам выполнения работ (ни вводный, ни на рабочем месте инструктажи, обучения и проверки знаний по охране труда не проходил) и его необеспеченность предусмотренной нормами спецодеждой (комбинезоном без развевающихся частей), чем нарушены требования ст.ст. 212, 221, 225 ТК РФ, а также п.п. 1.10, 1.13, 2.34, 2.35 ПОТ РО 008-2003. Ответственными за эти нарушения определены механик отделения и председатель СПК «Илькино».
По этой же причине необученности требованиям безопасности 15 августа 2006 г. в СПК «Капшинский» Тверской области погиб тракторист А. Питерщиков, производивший техобслуживание навесной косилки КС-Ф-2,1Б-4 (с трактором МТЗ-80) при не отключенном приводе механизмов: получил удар монтажкой по груди, причинивший ему смертельные травмы грудной клетки с переломами ребер и повреждением сердца.
Наряду с нарушениями правил и норм по охране труда должностными лицами, одной из причин травматизма в уборочный период ежегодно являются грубые нарушения трудовой и производственной дисциплины непосредственно самими работниками.
Хочется надеяться, что вышеприведенные примеры потерь механизаторов в уборочный период прошлого года послужат наглядным примером как для работодателей и других должностных лиц, так и для всех работников сельхозпредприятий для предупреждения повторения подобных случаев в развернувшийся, самый напряженный для тружеников села период уборки урожая 2007 года.

В.Орлов, зам. генерального директора АСОТ
г. Москва