Выпуск от: май 2007 года   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 5 (43)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ИНФОРМАЦИЯ О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ...

Информация о ходе реализации постановления Совета ВКП от 2 ноября 2004 года
О состоянии охраны труда в государствах участниках СНГ и задачах профсоюзов по усилению общественного контроля
за ее обеспечением»


5 апреля 2007 года состоялось заседание постоянной комиссии ВКП по охране труда, на котором был рассмотрен вопрос «О ходе реализации постановления Совета ВКП от 2 ноября 2004 года «О состоянии охраны труда в государствах участниках СНГ и задачах профсоюзов по усилению общественного контроля за ее обеспечением», а также рекомендаций, содержащихся в Докладе ВКП и Статкомитета СНГ по этим вопросам».
На комиссии выступили представители Профсоюзов России, Украины, Беларуси, Армении, Казахстана.

Анализ показал, что в истекшем периоде в государствах СНГ усилилось внимание к обеспечению здоровых и безопасных условий труда на производстве. Органами власти, профсоюзными органами стран СНГ осуществлялись меры по совершенствованию законодательства, управления охраной труда, улучшению взаимодействия профсоюзов, органов власти, представителей работодателей в этих вопросах.
Профсоюзы Содружества, добившись восстановления во многом ранее утраченных прав, используя возможности социального партнерства и общественного контроля, стали оказывать более действенное влияние на выработку и реализацию национальной политики в области охраны труда.
На прошедших в 2005-2006 годах съездах, заседаниях исполкомов и советов, конгрессах многих объединений профсоюзов стран СНГ и международных отраслевых объединений профсоюзов вопросам охраны труда было уделено первостепенное внимание.
В Азербайджане Конфедерация профсоюзов в истекшем периоде основное внимание уделяла выполнению решений II заседания Меджлиса «О роли профсоюзов в решении проблем охраны труда» (2003 год), определившего на перспективу основные направления деятельности профсоюзов в этой области. Это — оказание практической помощи профсоюзным организациям, улучшение условий охраны труда и окружающей среды непосредственно на рабочих местах, улучшение общественного контроля за охраной труда, здоровьем и окружающей средой и информационное обеспечение структур охраны труда. В декабре 2006 года Меджлис Конфедерации
рассмотрел вопрос о ходе реализации данного постановления с принятием соответствующих рекомендаций.
Коллективным генеральным соглашением на 2006-2007 годы, по инициативе КПА, предусмотрены обязательства, связанные с решением социальных проблем, улучшением условий труда, обеспечением роста доходов населения. КПА делает упор на комплексный подход в решении проблем обеспечения надлежащих условий труда. За последние годы совместно с техническими инспекциями труда республиканских комитетов профсоюзов, со специалистами КПА проведен мониторинг соблюдения законодательства об охране труда более 2,5 тыс. предприятий, в том числе более 100 из них осуществлен совместно с Государственной инспекцией по труду.
В Армении Конфедерация профсоюзов добивается решения вопросов охраны труда в рамках социального партнерства, в коллективных договорах и соглашениях. В свете требований Трудового кодекса Конфедерацией разработаны и представлены в Правительство РА проекты ряда подзаконных нормативных правовых актов. В том числе о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, о порядке деятельности комиссии по вопросам здоровья и по обеспечению безопасности трудящихся в организациях, о порядке проверки
знаний требований охраны труда и здоровья руководителями и главными специалистами. Совместно с Национальной статистической службой Армении проведен анализ производственного травматизма, результаты которого направлены членским организациям.
В Беларуси профсоюзы в истекшем периоде уделяли значительное внимание вопросам сотрудничества с органами власти в подготовке важнейших нормативных и правовых документов в области охраны труда. По предложению ФПБ в июле 2005 года принят Указ Президента Республики Беларусь, наделяющий ФПБ правом общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организациях и индивидуальных предпринимателей, независимо от их членства в профсоюзах. ФПБ инициировала принятие Декрета Президента Республики Беларусь «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». С участием профсоюзов ведется разработка проекта закона об охране труда. В настоящее время он направлен в парламент республики. В представленном законопроекте учтены все предложения профсоюзов по обеспечению охраны
труда. Правительством приняты Концепция государственного управления охраной труда в Республике Беларусь и Республиканская целевая программа по улучшению условий и охраны труда на 2006-2010 годы. Республиканскими, местными исполнительными и распорядительными органами разработаны соответствующие отраслевые и региональные программы.
Государственная инспекция по охране труда Беларуси только за январь-июль 2006 года выявила и пресекла при проверках на предприятиях свыше 170 тыс. нарушений требований законодательства о труде и охране груда. Техническая инспекция ФПБ взяла под особый контроль организации, допустившие рост производственного травматизма со смертельным и тяжелым исходом. В первом полугодии 2006 года инспекцией обследовано 2,2 тыс. организаций, - в том числе 975 - негосударственных форм собственности.
В Казахстане Федерация профсоюзов республики определила основные направления работы, в том числе в области охраны труда на перспективу. Двадцатый съезд профсоюзов Республики Казахстан утвердил программный документ «Стратегия деятельности профсоюзов Республики Казахстан на 2005-2010 годы», которым вопросы охраны и безопасности условий труда выделены в число важнейших направлений деятельности профсоюзов. Особое внимание Федерацией профсоюзов в прошедшем периоде уделялось реализации принятого в 2004 году Закона «О безопасности и охране труда». По инициативе Федерации, для более эффективного взаимодействия в этой работе всех заинтересованных структур, в Республике создана межведомственная рабочая группа по реализации положений данного законодательного акта.
В целях активизации работы профсоюзных организаций, привлечения внимания органов власти и управления, работодателей к этим проблемам Федерация профсоюзов Казахстана ежегодно проводит Республиканский общественный смотр по безопасности и охране труда, охватывающий все направления этой деятельности. По итогам 2005 года приведены в соответствие с требованиями санитарии и гигиены труда 1840 цехов, участков, других производственных подразделений.
В Казахстане реализуется, разработанная с участием ФПРК, Программа обеспечения безопасности и охраны труда республики на 2005-2007 годы, ориентированная на решение важнейших общегосударственных проблем - улучшение здоровья населения, повышение уровня и качества его жизни, совершенствование охраны и безопасности труда.
В Кыргызстане Федерация профсоюзов усиливает общественный контроль за состоянием охраны труда. Техническая инспекция труда профсоюзов обследовала в 2005 году 776 предприятий, в том числе 166 совместно с государственными органами надзора. В 193 случаях предъявлены требования о приостановке работы оборудования и производственных участков в связи с угрозой здоровью или жизни людей. Привлечено к дисциплинарной ответственности 260 должностных лиц. В республике усиливается внимание к вопросам обеспечения безопасности труда на объектах повышенной опасности.
В Молдове Конфедерация профсоюзов республики выступает за широкое участие профсоюзов в разработке государственных программ
в области медицины, охраны труда и здоровья трудящихся, профилактики профессиональных заболеваний, оздоровления окружающей среды, участие в осуществлении контроля безопасности труда независимо от вида собственности. При активном участии профсоюзов
Парламентом приняты важные законы - о профессиональных союзах, об инспекции труда, Трудовой кодекс и др.
В целях повышения ответственности работодателей за обеспечение безопасности труда в стране установлены достаточно жесткие меры финансового воздействия на нарушителей. Во-первых, в течение первых двадцати дней хозяин предприятия, по вине которого
произошел несчастный случай, за счет собственных средств стопроцентно оплачивает больничный лист работнику, временно утратившему трудоспособность. Во-вторых, он обязан возместить пострадавшему ущерб в виде единовременного пособия из расчета среднемесячной заработной платы по РМ за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности. В-третьих, в случае гибели работника работодатель должен выплатить единовременное пособие его детям или другим иждивенцам в размере среднегодового заработка, помноженного на число полных лет, не дожитых им до шестидесяти.
В России профсоюзы усилили требовательность к органам власти в вопросах обеспечения безопасных и здоровых условий труда. Шестой съезд Федерации Независимых профсоюзов России принял специальную резолюцию «Об охране труда и экологии», в которой потребовал от Правительства Российской Федерации принять неотложные меры, направленные на разработку проекта национальной программы по улучшению условий и безопасности труда работников, скоординировав его с национальными программами по экономическому развитию и здоровью.
Приняты меры по повышению эффективности деятельности государственных и общественных органов контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда. К контролю за состоянием охраны труда в организациях шире стал привлекаться профсоюзный актив. В этих целях в 2007 году ФНПР объявлен смотр-конкурс на звание «Лучший уполномоченный по охране труда ФНПР».
С октября 2006 года введена в действие новая редакция Трудового. кодекса РФ. По требованию ФНПР в него включен ряд дополнительных требований, направленных на усиление охраны труда работников. В частности, работодатель в организации с численностью работников более 50-ти человек обязан теперь создавать службу охраны труда.
Предусмотрено также увеличение минимального размера финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда с 0,1% до 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) и др.
В 2006 году в целом по стране на мероприятия по охране труда израсходовано 79,5 млрд. рублей.
В Таджикистане Федерация профсоюзов решает проблемы, связанные с охраной труда на предприятиях и в организациях во взаимодействии с органами государственного управления. За период 2001-2006 гг. профсоюзной инспекцией проведено более 5 тыс. обследований предприятий, организаций и объектов.
Профсоюзы Таджикистана принимают активное участие в подготовке нормативных и правовых актов, затрагивающих трудовые и социально-экономические права работающих. В настоящий момент продолжается работа по подготовке проекта Закона Республики
Таджикистан об охране труда (в новой редакции), комментариев к Трудовому кодексу и Национального обзора состояния охраны труда в стране. Завершены работы по подготовке проекта Закона Республики Таджикистан об обязательном государственном страховании от несчастных случаев на производстве.
В Украине V съезд Федерации профсоюзов принял Программу действий ФПУ на 2006-2011 годы, где одним из основных направлений работы является защита прав трудящихся на охрану труда и здоровья. В этих целях предусматривается принятие мер по укреплению технической инспекции труда всеукраинских профсоюзов, повышению ее авторитета, сокращению количества работающих в условиях, не соответствующих требованиям норм и правил, и др.
В целях усиления взаимодействия профсоюзов с органами надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда ФПУ и Госпромгорнадзором Украины заключено соглашение, предусматривающее постоянный обмен информацией, совместную разработку
законопроектов, направленных на улучшение нормативно-правового регулирования сферы трудовых отношений, улучшение подготовки должностных лиц, специалистов, всех работников и профсоюзных активистов по вопросам охраны труда и др.
В Украине перед органами государственного надзора поставлена задача - достигнуть через 7-8 лет уровня развитых стран мира по показателям производственного травматизма. Первоочередными мерами для достижения этих целей являются усиление профилактической работы в отраслях с опасными условиями труда, обеспечение финансирования региональных программ по улучшению состояния безопасности труда Госпромгорнадзором и Международной Финансовой Корпорацией Всемирного Банка подписан меморандум о сотрудничестве. РАБОТЕ ВКП
Первоочередными задачами определены коррекция и инвентаризация законодательной базы по проблемам безопасности и охраны труда. В Украине в настоящее время действуют свыше 2,5 тыс. государственных нормативных актов по охране труда, большинство которых устарело и нуждается в пересмотре.
Центральный совет Федерации профсоюзов работников лесных отраслей СНГ на своем заседании в апреле 2005 года обсудил вопросы состояния охраны труда на предприятиях лесных отраслей стран Содружества. Учитывая сохраняющиеся в последние годы недостатки
в деле обеспечения безопасности труда, Центральный совет рекомендовал членским организациям обратить особое внимание на вопросы создания на рабочих местах здоровых и безопасных условий труда, сокращения количества несчастных случаев на производстве.
Федерация профсоюзов инициировала рассмотрение вопросов охраны труда Межгосударственным советом СНГ по лесному комплексу и лесному хозяйству, с принятием соответствующих рекомендаций.
Исполнительный комитет Международной конфедерации профсоюзов работников здравоохранения, рассмотрев на своем заседании информацию о состоянии условий и охраны труда в учреждениях здравоохранения стран Содружества, рекомендовал членским организациям считать обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников в учреждениях здравоохранения стран СНГ одной из приоритетных задач отраслевых профсоюзов; совершенствовать взаимоотношения с органами законодательной и исполнительной власти по решению данных вопросов в интересах работников здравоохранения; содействовать на всех уровнях обеспечению в необходимых объемах финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Совет Международной Конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей обсудил в апреле 2006 года вопросы социально-экономического положения работников отрасли. Отмечено, что в целом социальное взаимодействие профсоюзов
и работодателей отрасли на железнодорожном транспорте в странах СНГ и Балтии позволяет вести коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений. Участники заседания согласились о необходимости расширения, в рамках Конфедерации, взаимодействия профсоюзов по анализу процессов внедрения на железных дорогах новых принципов и технологий
работы, обеспечивающих, в том числе, улучшение условий труда, организации социального мониторинга хода реформ.
В последние годы больше внимания вопросам обеспечения здоровых и безопасных условий труда стали уделять органы власти и управления всех уровней стран СНГ. На планомерной основе совместно с заинтересованными структурами и профсоюзами они последовательно решают задачи, связанные с совершенствованием организации охраны труда, повышением ответственности за обеспечение безопасности труда, обменом опытом работы и др.
Следует отметить активное сотрудничество ряда стран СНГ с Международной организацией труда по созданию работникам надлежащих условий трудовой деятельности. МОТ совместно с участниками трехстороннего социального партнерства разработаны Национальные программы достойного труда на 2007-2009 годы. В настоящее время эти программы подписаны представителями МОТ, а также правительств, профсоюзов и работодателей Азербайджана, Казахстана и Кыргызстана. Они предусматривают поддержку создания в странах новых рабочих мест, развитие профессиональных навыков и возможностей трудоустройства, улучшение национальной системы охраны труда, сокращение дефицита достойного труда в неформальной экономике.
В истекшем периоде важной формой привлечения внимания органов власти, общественности, специалистов к проблемам безопасности труда в странах СНГ стало участие в проведении ежегодно 28 апреля Всемирного дня охраны труда, объявленного МОТ. В период его проведения повсеместно осуществляются меры пропагандистского и агитационного характера, проводятся семинары, "круглые столы" с участием общественности, представителей профсоюзов, органов власти и управления, смотры-конкурсы по различным аспектам деятельности в области охраны труда, вырабатываются дополнительные меры по улучшению этой работы.
Комиссия ВКП отмечает, что несмотря на проводимую в странах СНГ работу некоторые важные рекомендации указанного Доклада остались нереализованными, в том числе по созданию механизмов экономического стимулирования работодателей за обеспечение охраны труда, включению в бюджеты всех уровней финансирования соответствующих целевых программ, активизации межгосударственного сотрудничества в этой области и др.
Учитывая неполный охват статистикой занятого населения стран СНГ (в среднем 40-50% численности занятых), реальные показатели производственного травматизма по странам СНГ выше официальных и значительно превышают показатели зарубежных стран. Так, по расчетам Минздравсоцразвития РФ реальное число погибших на производстве в России в 2005 году составило 9 тыс. человек. По данным Росстата коэффициент частоты производственного травматизма в 2005 году в 2-2.5 раза превысил соответствующие показатели в США и Западной Европе. По данным украинских экспертов уровень производственного травматизма в стране опережает экономически развитые государства мира в 5-6 раз. Проведенный ВКП сравнительный анализ уровня тяжести несчастных случаев в странах СНГ в 2005 году по сравнению с 1980 годом (бывшие союзные республики) показал, что в настоящее время он превосходит показатели 1980 года по странам в 1,1-1,4 раза.
Серьезной проблемой для многих стран продолжает оставаться выработка и внедрение механизмов экономического стимулирования работодателей по созданию безопасных условий труда. Этот вопрос решается в большинстве стран медленно.
Необходимо отметить, что до настоящего времени не все страны разработали и внедрили систему социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которая поставила бы в прямую зависимость размеры страховых взносов работодателей от состояния охраны труда.
Пока этот вид страхования действует в 5-ти странах - Беларуси, Казахстане, Молдове, России и Украине.
Более пристального внимания органов власти, профсоюзов, работодателей в настоящее время требует проблема обеспечения безопасности труда на предприятиях транснациональных компаний.
Острота этой проблемы возросла в связи с крупной аварией в сентябре 2006 года на угольной шахте в Казахстане, принадлежащей компания Миттал Стил.
По причине систематических нарушений владельцами компании требований безопасности и охраны труда, на шахтах Карагандинской области (Республика Казахстан) за последние два года произойти 2 крупные аварии, в результате которых погибло свыше 60-ти человек. В августе т.г. на металлургическом, предприятии этой otce компании в Карагандинской области произошел групповой несчастный случай – отравление угарным газом, в результате которого пострадало 13 рабочих.
Федерация профсоюзов Республики Казахстан заявила Правительству Республики Казахстан протест в связи с его позицией попустительства к собственнику-работодателю. В Украине в сентябре этого года на комбинате «Криворожстачъ» этой же компании по вине работодателей погиб человек. В первом полугодии 2006 года по сравнению с тем же периодом 2005 года на предприятиях ОАО «Миттал Стил «Кривой Рог» общее число несчастных случаев возросло в 1,5 раза.
В настоящее время в странах СНГ замедлилась работа по ратификации важнейших Конвенций МОТ в области охраны труда, являющихся основой выработки единых принципов и подходов совместного решению этой проблемы.
Так, проведенный специалистами ВКП анализ показал, что на сегодняшний день Конвенцию МОТ о снабжении машин защитными приспособлениями ратифицировало 6 стран (Азербайджан, Беларусь, Молдова, Россия, Таджикистан, Украина); О производственной среде (загрязнение воздуха, шум и вибрация) - 5 стран (Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан); О безопасности и гигиене труда и производственной среде, устанавливающую основные принципы национальной политики в области охраны труда, - 4 страны (Беларусь, Казахстан, Молдова, Россия) и другие.
В большинстве стран СНГ действующее законодательство по охране труда строится на общих принципах и подходах, определенных международными правовыми нормами и модельными законами по этим проблемам, разработанными ВКП и принятыми Межпарламентскими Ассамблеями в СНГ и ЕврАзЭС.
Справочно:
МПА СНГ приняты законы:
О безопасности при использовании химических веществ на производстве (1994);
Об охране труда (1997);
О службах охраны труда (2000).
МПА ЕврАзЭС приняты законы:
О правовом регулировании организации охраны труда (1997);
О надзоре и контроле за соблюдением законодательства об охране труда (1998).
Как показал анализ, в национальных законах ряда стран - Беларуси, Казахстана, России учтены отдельные нормы и принципы, содержащиеся в модельном законодательстве.
Однако в целом указанные законы недостаточно учитываются при разработке и совершенствовании национальных законодательств, что сдерживает работу по гармонизации законодательства стран СНГ.
Учитывая изложенное, полагали бы целесообразным направить Записку «О ходе реализации постановления Совета ВКП от 2 ноября 2004 года «О состоянии охраны труда в государствах-участниках СНГ и задачах профсоюзов по усилению общественного контроля за ее обеспечением», а также рекомендаций, содержащихся в Докладе ВКП и Статкомитета СНГ по этим вопросам» объединениям профсоюзов стран СНГ и международным отраслевым объединениям профсоюзов для использования в практической работе, с учетом содержащихся в ней результатов проведенного анализа.

Департамент ВКП
по вопросам охраны труда, здоровья и гуманитарным проблемам