Выпуск от: март 2007   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 4 (42)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА В РФ

Проблемы обеспечения в организациях Российской Федерации здоровых и безопасных условий труда, предупреждения несчастных случаев на производстве, снижения производственно обусловленной заболеваемости и связанных с этим экономических потерь остаются достаточно острыми.
Из официальных данных Росстата следует, что к началу 2006 года численность работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, увеличилась до 22,2%. Наибольшая часть охваченных статистическим наблюдением работников трудится в условиях повышенных уровней шума, ультразвука и инфразвука, запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны, вибрации. Много людей занято тяжелым физическим трудом. При этом в последние 5 лет тенденция увеличения абсолютного количества работающих в этих условиях сохраняется.
Особенно неблагополучное состояние дел сложилось в таких отраслях промышленности, как угледобывающая, металлургическая, горнорудная и некоторые другие, где количество работников, занятых в неудовлетворительных условиях труда, составляет до 50%.
Практика работы государственных инспекций труда свидетельствует о том, что в организациях многих отраслей экономики на протяжении длительного периода традиционно сохраняются неудовлетворительные условия труда, в значительной мере обусловленные несовершенством применяемых технологических процессов, замена которых зачастую требует от работодателя крупных инвестиций.
Например, практически на всех проверенных в 2006 году лесопильно-деревообрабатывающих предприятиях Архангельской области на протяжении длительного периода времени работники (как женщины, так и мужчины) вынуждены трудиться в условиях, не отвечающих нормативным требованиям по уровням шума и вибрации на рабочих местах, которые многократно превышают допустимые. Более того, значительная часть женщин на проверенных предприятиях занята на технологических операциях, связанных с применением тяжелого физического труда (ручная сортировка пиломатериалов на сортировочных площадках). Аналогичная ситуация ежегодно фиксируется государственными инспекторами труда и на других предприятиях данной отрасли.
Практика надзорно-контрольной деятельности федеральной инспекции труда свидетельствует о повсеместном нарушении работодателями постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года № 162, утвердившего Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин. Например, в Вологодской области (ЗАО «Фирма «Стоик») и Кемеровской области (Полосухинская дистанция пути, Кузбасское отделение ОАО «РЖД») госинспекторами труда были установлены факты привлечения женщин к запрещенным для них работам по специальности «монтер пути».
Исключительно в связи с несовершенством технологических процессов во многих организациях Российской Федерации весьма широкое распространение имеет применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, многократно превышающих предельно допустимые нормы.
Например, работницы Шовгеновской пекарни ОАО «Дондуковский элеватор» (Республика Адыгея) привлекались работодателем к работе по переноске мешков с мукой весом 50 кг; работницы коллективного фермерского хозяйства «Витязь», сельскохозяйственного производственного кооператива им. Чапаева, ООО «Тагиров и компания» и др. (Республика Башкортостан), ООО «Заречье-2» (Самарская область) привлекались к перемещению вручную мешков с комбикормами и молочных бидонов; работницы Благовещенского почтамта (Амурская область) привлекались к перемещению вручную на расстояние более 25 метров мешков с почтовой корреспонденцией весом до 50 кг. Подобные нарушения отмечались в организациях Курской области, Оренбургской области, Краснодарского края,
Тверской области, Усть-Ордынском Бурятского автономного округа, Республики Татарстан и др.
Распространенными нарушениями норм трудового права в отношении женщин, выявленными государственными инспекторами труда, является применение их труда по обслуживанию быков- и хряков-производителей в организациях сельского хозяйства Республики Башкортостан, Удмуртской Республики, Республики Татарстан, Тверской области и др., привлечение к работам с ядохимикатами, забою скота (Самарская область), привлечение к работам с вредными и опасными производственными факторами, где запрещен труд женщин в возрасте до 35 лет. В результате подобных нарушений, например, 20 августа 2006 года во время работы на ферме ООО «Агроспецстрой» Менделеевского района (Республика Татарстан) быком-производителем была нанесена тяжелая травма телятнице.
Приведенные примеры и анализ надзорно-контрольной деятельности государственных инспекций труда свидетельствуют об отсутствии у большинства работодателей реальных стимулов для создания здоровых и безопасных условий труда и реализации конкретных мер по устранению воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов. Объективная необходимость значительных капитальных вложений на переоснащение производств в связи с физическим и моральным старением основных производственных фондов и технологий является экономически невыгодной, что в результате делает работников данных организаций заложниками ситуации на многие годы и в конечном итоге обусловливает высокий уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. И даже в тех случаях, когда предоставляется возможным осуществить конкретные мероприятия по улучшению условий и охраны труда за счет иных источников и привлекаемых средств, работодатели идут на это весьма неохотно.
В 2006 году Фондом социального страхования Российской Федерации зарегистрировано 91,6 тыс. человек, пострадавших от несчастных случаев на производстве (86583 чел) и профессиональных заболеваний (5012).
По оперативным данным федеральной инспекции труда из 4301 работников, погибших в результате несчастных случаев на производстве в 2006 году, более 55% (2375 чел.) приходится на такие виды экономической деятельности, как строительство (21,4%), обрабатывающие производства (18,3%), сельское и лесное хозяйство (15,5%). Подобное соотношение на протяжении последних 3-х лет сохраняется и по тяжелым несчастным случаям на производстве.
Преобладающими видами происшествий при этом являются падение работников с высоты и воздействие движущихся, разлетающихся и вращающихся предметов, деталей машин и оборудования, которые в совокупности дают 57% (в абсолютных цифрах 13012) несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом.
Основными причинами несчастных случаев на производстве являются неудовлетворительная организация производства работ, нарушения технологических процессов, нарушения в обучении работников по охране труда и содержании рабочих мест. Немаловажными остаются вопросы, связанные с нарушением работниками трудовой и производственной дисциплины.
Наблюдается значительное количество случаев смерти работников на рабочих местах, классифицированных медицинскими работниками как смерть от общего заболевания.
При этом углубленные медико-экспертные исследования, позволяющие установить наличие причинно-следственной связи развития общего заболевания работника с реальными условиями труда, как правило, не проводятся.
По-прежнему государственными инспекциями труда выявляются несчастные случаи на производстве, скрытые работодателями от расследования и учета, количество которых на протяжении последних трех лет колеблется в пределах 2,8 – 3,6 тыс. ежегодно, из них 260–460 случаев со смертельным исходом.
Практика работы с многочисленными обращениями граждан свидетельствует, что работодателями повсеместно нарушаются возложенные на них Трудовым кодексом Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, по применению средств индивидуальной и коллективной защиты, созданию на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям охраны труда. Работники не информируются об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске
повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
Из-за нарушений порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, незаконных действий работодателей, направленных на искажение обстоятельств несчастных случаев и их неправильную квалификацию, многие пострадавшие работники и члены семей погибших на производстве лишаются законного права на соответствующие единовременные, ежемесячные выплаты из Фонда социального страхования Российской Федерации и другие полагающиеся им пособия.
Во многом это обусловлено отсутствием элементарных знаний работниками своих прав в сфере трудовых отношений, отсутствием в субъектах Российской Федерации системы информирования работников и работодателей по актуальным вопросам охраны труда.
При этом зачастую граждане не знают, что в каждом субъекте Российской Федерации имеется соответствующая государственная инспекция труда, являющаяся территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которая осуществляет ежедневный прием работников и работодателей и оказывает им бесплатные консультационные услуги по вопросам трудового
законодательства.
В ходе встречи с государственным инспектором труда любой человек может оставить письменное заявление, по
которому будут проведены соответствующие проверки и при необходимости приняты меры инспекторского реагирования, направленные на защиту его нарушенных трудовых прав. Другой формой общения с государственной инспекцией труда в субъекте Российской Федерации, часто применяемой работниками и работодателями, является письменное обращение в государственную инспекцию труда по почте. При этом и в первом, и во втором случаях работник в обязательном порядке получит письменное извещение о результатах рассмотрения его обращения и принятых мерах.
Следует отметить, что 2006 год и начало 2007 года характеризуются усилением внимания к проблемам охраны труда
со стороны Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. В частности, 5 октября 2006 года в Государственной Думе состоялся «круглый стол», на котором обсуждались вопросы правоприменительной практики в сфере охраны труда и были приняты соответствующие рекомендации Государственной Думе, Правительству Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
30 ноября 2006 года на совещании у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.
Медведева в ходе обсуждения проблем технического регулирования было принято решение о подготовке соответствующих документов об исключении из сферы действия Федерального закона «О техническом регулировании» процессов производства, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и реабилитационных требований в сфере охраны труда, что позволит придать процессам формирования нормативно-правовой базы по охране труда новое качество.
В ходе обсуждения вопросов демографической политики России на различных уровнях, в том числе в докладе Д.А.
Медведева на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, состоявшемся 7 марта 2007 года, уделялось значительное внимание состоянию производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и их влиянию на демографические процессы. В проектах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и Концепции действий на рынке труда на 2007–2010 годы появились соответствующие подразделы, направленные на улучшение ситуации в сфере условий и охраны труда.
И, наконец, в соответствии с Планом проведения «правительственного часа» на весеннюю сессию Государственной
Думы 2007 года, утвержденным постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, 16 мая 2007 года проводится «правительственный час» на тему: «О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации, по повышению уровня занятости населения, обеспечению безопасных условий труда, предупреждению гибели и травматизма на производстве».
Учитывая реальное состояние условий и охраны труда, сложившееся на текущий момент времени, требуется принятие неотложных мер на уровне государства.
Прежде всего, учитывая комплексность проблемы и ее значение для настоящего и будущего Российской Федерации,
требует немедленного решения вопрос о создании действенной системы государственного управления охраной труда, предполагающей формирование вертикали органов управления охраной труда на федеральном и региональном уровнях.
В этой связи следует отметить, что вопросы разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти и
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны труда достаточно полно были урегулированы статьями 5 и 6 Федерального закона № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», утратившего силу 6 октября 2006 года в связи с введением в действие Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ. При этом в действующем Трудовом кодексе Российской Федерации статьи аналогичного содержания отсутствуют.
Создание действенной системы управления охраной труда требует наличия законодательной и нормативной базы, соответствующей уровню развития современных производств.
Между тем, в настоящее время большинство применяемых на практике отраслевых Правил охраны труда и практически все межотраслевые Правила охраны труда фактически не имеют юридической силы как нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда.
Для надлежащего решения вопросов улучшения условий и охраны труда требуется незамедлительное принятие комплекса мер, направленных на повышение экономической заинтересованности и стимулирование деятельности работодателей в этой сфере.
В этой связи представляется, что основой всех профилактических мероприятий, направленных на предотвращение
производственного травматизма и риска нарушения здоровья работающих, должны являться объективные сведения о состоянии условий труда в организациях, базирующиеся на результатах проведенной работодателем аттестации рабочих мест по условиям труда. Однако до сегодняшнего времени результаты аттестации рабочих мест по условиям труда не увязаны с системой и принципами финансово-экономической деятельности организаций, в том числе с содержащимися в действующем законодательстве экономическими стимулами в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Кроме того, в настоящее время результаты аттестации рабочих мест по условиям труда не являются обязательным
основанием для решения вопросов предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, которые работодатель может решать без учета реальных условий труда на рабочих местах, опираясь исключительно на отраслевые перечни профессий и должностей работников, имеющих право на те или иные гарантии, связанные с охраной труда, утвержденные ранее постановлениями Правительства СССР или Госкомтруда СССР.
Следует отметить также, что многолетняя практика и опыт проведения аттестации рабочих мест по условиям труда подтверждают, что организация, механизм, порядок и нормативное регулирование этой работы требуют принципиального изменения и совершенствования. Именно это, в сочетании с большими финансовыми затратами на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, зачастую является причиной нежелания работодателей, и в первую очередь занимающихся малым и средним бизнесом, проводить аттестацию рабочих мест в организации.
В качестве перспективного направления повышения экономической заинтересованности и стимулирования деятельности работодателей по улучшению условий и охраны труда следует рассматривать совершенствование системы обязательного страхования профессиональных рисков путем перехода к индивидуальным страховым тарифам для каждого вида экономической деятельности. Это означает, что размеры страховых взносов для каждой организации должны рассчитываться с учетом объективных особенностей ее производственной и экономической деятельности, состояния условий и охраны труда, а не каких-либо усредненных показателей.
Учитывая значимость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда в части объективной оценки реальных условий труда в организации и надлежащего решения вопросов улучшения этих условий и предоставления работникам предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций, если условия труда неудовлетворительные, особенно важным представляется обеспечение действенного контроля за результатами и качеством проводимой работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда, одним из инструментов которого может и должна являться государственная экспертиза условий труда. Надлежащая организация данной работы приобретает еще большую актуальность в связи с тем, что статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации установлена норма, позволяющая работодателю не устанавливать работникам компенсации в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда.
Однако на сегодняшний день порядок проведения экспертизы Правительством Российской Федерации не определен, распределение полномочий между субъектами экспертизы не проводилось.
Реализация комплекса мер, направленных на повышение экономической заинтересованности и стимулирование деятельности работодателей по созданию здоровых и безопасных условий труда, должна сочетаться с усилением их ответственности за не обеспечение здоровых и безопасных условий труда, а также сокрытие информации о существующем производственном риске повреждения здоровья работающих в связи с вредными и тяжелыми условиями труда.
В этой связи в настоящее время (в силу отсутствия реальных инструментов экономического стимулирования деятельности работодателей) решающее значение имеет повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями требований трудового законодательства, и, в первую очередь федеральной инспекции труда.
Федеральной инспекцией труда в соответствии с возложенными на нее полномочиями в случаях выявления правонарушений в сфере труда применяются меры административного воздействия на работодателей, предусмотренные ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом в
настоящее время в соответствии с частью 1 указанной статьи нарушение законодательства о труде и охране труда
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 5 до 50 МРОТ (от 500 до 5 тыс. рублей) и на юридических лиц – в размере от 300 до 500 МРОТ (от 30 до 50 тыс. рублей).
В то же время, за совершение других, менее социально опасных правонарушений, законодательством об административных правонарушениях предусмотрены штрафные санкции, значительно превышающие указанные
в ст. 5.27 КоАП размеры. Так, например, в соответствии со ст. 18.17 КоАП несоблюдение работодателем установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 450 до 500 МРОТ (от 45 до 50 тыс. рублей), а на юридических лиц – от 8000 до 10000 МРОТ (от 800 тыс. до 1 млн. рублей).
В этой связи представляется необходимым законодательно увеличить размер штрафных санкций за допущенные нарушения законодательства о труде и охране труда, налагаемых как на должностных лиц, так и на юридических лиц, в том числе за сокрытие работодателем от работников информации об условиях и охране труда на рабочих
местах и существующих рисках повреждения здоровья.
Одновременно следует отметить, что в связи с продолжающимся увеличением численности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации и произведенными сокращениями численности государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации (по сравнению с 1995 годом численность госинспекций труда уменьшилась на 34%) доля организаций, проверенных государственными инспекторами труда на протяжении последних 5 лет, изменилась с 4,2% в 2001 году до 2,1% в 2006 году, причем резкое уменьшение относительного количества проверенных предприятий произошло в 2004 году и продолжается в настоящее время.
Между тем анализ динамики изменения штатной и фактической численности госинспекторов труда и показателей производственного травматизма показывает, что между ними существует прямая зависимость, причем замедление темпов снижения общего производственного травматизма и травматизма со смертельным исходом фактически совпадает с произведенным сокращением численности государственных инспекций труда в субъектах Российской
Федерации. В частности, произведенное в 2004 году уменьшение фактической численности государственных инспекторов труда (по охране труда) в среднем на 14% привело к адекватному замедлению темпов снижения производственного травматизма к концу 2005 года на 11,2%.
В этих условиях требуется существенное усиление профилактической составляющей надзорно-контрольной деятельности федеральной инспекции труда, основанное на оптимизации ее структуры и численности, а также технической оснащенности госинспекторов труда, соответствующих требованиям сегодняшнего дня.

А.В. Мартынов,
заместитель руководителя Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службы по труду и занятости