Выпуск от: февраль 2007 года   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 2(40)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Новые редакции статей 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года NQ 69-ФЗ вносят кардинальные изменения в виды и структуру пожарной охраны. Статьей 4 предусматривается частная пожарная охрана, исключена статья 14 («Объединения пожарной охраны»). В старой редакции к объединениям относились фонды пожарной безопасности. Новая редакция дополняет подразделения пожарной охраны муниципальной пожарной охраной, также предусматривает новую структуру Государственной противопожарной службы, в которую будут входить федеральная противопожарная служба (ФПС) и противопожарные службы субъектов Российской Федерации.
Право создавать у себя противопожарную службу предоставлено самим субъектам Российской Федерации. Следует иметь в виду, что речь идет о создании противопожарной службы субъекта Российской Федерации на основе использования потенциала, средств и основных фондов существования подразделения ГПС.
Новый закон устанавливает, что государственный пожарный надзор будет осуществляться исключительно должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящимися в ведении Федерального органа исполнительной власти уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Рассматриваемым здесь Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ предусмотрено также дополнение Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" статьями 11.1. "Муниципальная пожарная охрана" и 12.1 "Частная пожарная охрана". Статья 11.1 предусматривает, что муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Внимание следует обратить на то, что в соответствии со второй часть указанной статьи цели, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления самостоятельно.
Существенно изменена только статья 13 «Добровольная пожарная охрана» - теперь, с выходом закона, только органы местного самоуправления могут привлекать добровольных пожарных к участию на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.
При разграничении функции по обеспечению пожарной безопасности закон вводит новые правила в распределение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в области пожарной безопасности, в связи с чем претерпела значительные изменения глава 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ. Основное, что необходимо отметить: к ведению федеральных органов государственной власти в области пожаротушения отнесена функция по организации тушения пожаров на объектах, «критически важных для национальной безопасности страны», других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области пожарной безопасности относится организация тушения пожаров (за исключением пожаров, тушение которых возложено на федеральные органы государственной власти); к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности будет относиться обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
В статье 22 в связи с возложением на пожарную охрану задачи проведения аварийно-спасательных работ дается их определение. Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения, территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
С 1 января 2005 года финансовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования. При этом понятие «первичные меры пожарной безопасности» изложено в проекте Федерального закона «Об общем техническом регламенте «Об общих требованиях пожарной безопасности»». Понятие «первичные меры пожарной безопасности» довольно емкое. Оно включает в себя муниципальное правовое регулирование организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения. Сюда же относятся наличие сил и средств для тушения пожаров или договора с подразделением пожарной охраны на обеспечение пожарной безопасности, разработка паспорта безопасности муниципального образования, организация обучения населения мерам пожарной безопасности.
Функции по координации действий всех видов пожарной охраны по тушению пожаров возлагаются на ФПС МЧС России. Территориальные органы МЧС России на основании соглашений с субъектами Российской Федерации выполняют функции единого органа управления и также находятся в оперативном подчинении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Что же касается принципов создания пожарной охраны городских и сельских поселений, противопожарной службы субъектов Российской Федерации, муниципальной, добровольной и частной пожарной охраны, то они заложены в проекте Федерального закона «Об общем техническом регламенте «Об общих требованиях пожарной безопасности» и предусматривают, в частности, что каждое городское и сельское поселение должно быть защищено одним или несколькими подразделениями пожарной охраны. Вид подразделения пожарной охраны и его численность определяются с учетом демографического фактора и уровня экономического развития территории. Количество пожарных подразделений, их техническая оснащенность и дислокация определяются с учетом необходимого нормативного времени реагирования на сообщение о пожаре.
В канун 2007 года министр МЧС России С.К. Шойгу принял главных редакторов печатных изданий МЧС России и сделал следующее программное заявление: Уже активно внедряются паспорта безопасности территории субъектов Российской Федерации. Аналогичные паспорта разработаны для потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения. Подготовлен проект технического регламента «Об общих требованиях пожарной безопасности», который соединил в себе многоуровневый подход к нормированию в области пожарной безопасности. В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассматривается проект федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта», в котором предусматривается использование экономических механизмов, направленных на повышение ответственности владельцев опасных объектов за обеспечение безопасности и защиты населения от аварий и катастроф.
По инициативе МЧС России в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрен упрощенный порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов. Это позволит перейти к цивилизованному принципу имущественной ответственности за причинение возможного вреда жизни и здоровью граждан, как это принято во всем мире.
В настоящее время ведется активная работа по созданию системы независимой оценки рисков. Аудит безопасности позволит совместными усилиями государства и бизнеса улучшить защищенность граждан от чрезвычайных ситуаций, снизит административное давление на объекты предпринимательства при проведении государственного контроля и надзора и сузит поле для коррупции в этой сфере деятельности.
С помощью предлагаемого нами механизма мы хотим исключить непосредственное участие инспекторов государственных контрольных органов в проверках части предприятий и организаций, а также их влияние на принятие решений о прекращении их деятельности.
Государственный контроль сохранится лишь на критически важных для национальной безопасности объектах, в местах и организациях с массовым пребыванием людей (таких, например, как школы) и на предприятиях атомной энергетики...
...Тем не менее, мы не можем сказать, что у нас все решено, все отлажено и нам не о чем более беспокоиться.
Скажем, несовершенны некоторые поправки к законам, которые были приняты. В частности, о пожарной охране. Сегодня приостановка деятельности любого объекта производится только по решению суда. Но многие трагические события последнего времени показывают, что эту недоработку надо преодолевать...
Или взять поправки к градостроительному кодексу. Они существенным образом повлияют на уровень безопасности. Ведь полностью исключается ГПН в процессе контроля за проектированием, строительством и сдачей объекта в эксплуатацию. Сейчас получается так: лишь после того, как построят, мы можем прийти и принять объект и в дальнейшем осуществлять надзор за безопасностью...

Ложкин В.С.,
лауреат конкурса "Лучшие материалы по организации обучения населения мерам пожарной безопасности" 5-ой международной специализированной выставки "Пожарная безопасность ХХI века",
автор учебно-методических и других изданий по пожарной безопасности
ООО "Издательство "Безопасность труда и жизни"