Выпуск от: февраль 2007 года   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 2(40)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

О состоянии и перспективах развития системы обеспечения пожарной безопасности в России

После принятия Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ в 2003 году МЧС России приступило к разработке новой концепции технического регулирования в области пожарной безопасности. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации N СН-П4-82 от 16 января 2006 года МЧС России провело согласование проекта Федерального закона «Об общем техническом регламенте «Об общих требованиях пожарной безопасности» с Ростехнадором, Минобороны России, Минпромэнерго России, ФСКН России, Минрегионом России. В настоящее время законопроект находится в Аппарате Правительства РФ и ожидает своего внесения в Государственную Думу на голосование. При этом, с учетом требований ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании», до вступления в силу соответствующего технического регламента по пожарной безопасности все ранее принятые требования подлежат обязательному исполнению только в той части, где речь идет о защите жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Отметим, что с точки зрения практически всех государственных инспекторов по пожарному надзору абсолютно во всех ранее принятых требованиях пожарной безопасности речь идет о защите жизни, здоровья граждан и (или) их имущества. Это означает, что (в соответствии с пунктом 7 статьи 46 закона «О техническом регулировании») все документы по пожарной безопасности (общее количество которых превышает 2 тысячи) могут остаться обязательными для применения и исполнения в течение всего переходного периода вплоть до июля 2009 года. После же окончания переходного периода или с момента прошествия шести месяцев со дня официального опубликования принятого Федерального закона «Об общем техническом регламенте «Об общих требованиях пожарной безопасности» (пункт 10 статьи 7-0Й Федерального закона «О техническом регулировании») все нормативные документы по пожарной безопасности будут использоваться как рекомендательные или как доказательная база соответствия требованиям вновь принятого «Общего технического регламента «Об общих требованиях пожарной безопасности».
В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2006 года N 625 (в замен N 373 от 31 мая 2002 года) «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» определены следующие виды деятельности, подлежащие лицензированию Министерством РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий: деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров; организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров; осуществление мероприятий, связанных с монтажом, ремонтом и обслуживанием активных и пассивных систем обеспечения пожарной безопасности (пожаротушения, пожарной и охран но-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, дымоудаления, оповещения и эвакуации при пожаре, первичных средств пожаротушения, противопожарных занавес и завес, заполнений проемов в противопожарных преградах) и их элементов, а также трубо-печных работ, работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций зданий и сооружений.
Отметим, что обучение мерам пожарной безопасности, в том числе и по программам пожарно-технического минимума, не подлежит лицензированию со стороны МЧС России.
Особо отметим, что ремонт систем противопожарного водоснабжения зданий и сооружений подлежит лицензированию со стороны МЧС России, что непременно приведет в самом скором времени к серьезным конфликтам органов Государственного пожарного надзора с организациями, стремящимися своими силами выполнить требования пункта 89 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), а именно: «Сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью)».
Еще одним важным решением следует признать Постановление Правительства РФ от 14 августа 2002 года N 595 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов».
МЧС России ведется работа по внесению изменений в документы по организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
В дальнейшем, при стабилизации и выравнивании экономического потенциала регионов, по мере создания современных технических и экономических рычагов регулирования в области пожарной безопасности и накопления опыта реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», планируется функцию по тушению пожара постепенно передавать в ведение муниципальных образований, в частные руки, с непосредственным участием компаний, работающих в области противопожарного страхования. Создание необходимых для этого законодательного, нормативно-правового поля, экономических стимулов и иных условий будет являться одной из основных задач МЧС России на перспективу.
Однако работа по реализации данной перспективы проводится ускоренными темпами. В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» с 1 января 2005 года вступил в силу целый ряд основополагающих статей Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", вносящий кардинальные изменения.
Закон вводит новое понятие: «ведомственный пожарный надзор», В соответствии с которым деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятию мер по результатам проверки становится легитимной.
В законе термин «сертификация» заменяется термином «подтверждение соответствия», исключается регулирование Федеральным законом «О пожарной безопасности»порядка и возможности утверждения перечня продукции и услуг, подлежащих сертификации. Данное изменение приводит нормы Федерального закона «О пожарной безопасности» в соответствие с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», которым установлено, что подтверждение соответствия - это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. В соответствии с этим же законом вводится новый термин: «нормативные документы по пожарной безопасности» - технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и новые документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Закон дает определение термина «первичные меры пожарной безопасности» - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения. С выходом Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления Российской Федерации с 2005 года возлагается обязанность обеспечения первичных мер пожарной безопасности. Содержание первичных мер пожарной безопасности необходимо раскрыть в разрабатываемых технических регламентах.
Новые редакции статей 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года NQ 69-ФЗ вносят кардинальные изменения в виды и структуру пожарной охраны. Статьей 4 предусматривается частная пожарная охрана, исключена статья 14 (