Выпуск от: январь 2007 года   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 1(39)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ: РЕКОМЕНДАЦИЯ 197

РЕКОМЕНДАЦИЯ ОБ ОСНОВАХ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТИ И ГИГИЕНЕ ТРУДА
Генеральная конференция Международной организации труда, созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 31 мая 2006 года на свою 95-ю сессию, решив принять ряд предложений, касающихся безопасности и гигиены труда, что является четвертым пунктом повестки дня сессии, решив придать этим предложениям форму Рекомендации, дополняющей Конвенцию 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (далее - «Конвенция»), принимает сего пятнадцатого дня июня месяца две тысячи шестого года следующую рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда.

I. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
1. В рамках национальной политики, разрабатываемой в соответствии со статьей 3 Конвенции, должны учитываться Часть II Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда (155), а также соответствующие положения этой Конвенции, касающиеся прав, обязанностей и ответственности работников, работодателей и правительств.

II. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
2. При создании, u1087 поддержании, постепенном развитии и периодическом пересмотре национальной системы обеспечения безопасности и гигиены труда, определение которой содержится в подпункте b) статьи 1 Конвенции, государства-члены:
a) должны принимать во внимание акты Международной организации труда, имеющие отношение к основам, содействующим безопасности и гигиене труда, перечисленные в Приложении к настоящей Рекомендации, в частности
Конвенцию 1981 года о безопасности и гигиене труда (155), Конвенцию 1947 года об инспекции труда (81) и Конвенцию
1969 года об инспекции труда в сельском хозяйстве (129);
b) могут расширять сферу консультаций, предусмотренных в пункте 1) статьи 4 Конвенции, распространяя ее на другие заинтересованные стороны.
3. В целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве национальная система должна предусматривать надлежащие меры защиты для всех работников, в частности работников, занятых в секторах повышенного риска, а также уязвимых категорий работников, таких как работники неформальной экономики, трудящиеся-мигранты и молодые работники.
4. Государства-члены должны принимать меры в целях обеспечения безопасности и охраны здоровья работников, как мужчин, так и женщин, включая меры защиты репродуктивного здоровья работников.
5. В процессе содействия национальной культуре профилактики в области безопасности и гигиены труда, как она определена в подпункте d) статьи 1 Конвенции, государства-члены должны стремиться к:
a) повышению уровня осознания на рабочем месте и понимания общественностью остроты проблем, связанных с безопасностью и гигиеной труда, посредством проведения национальных кампаний, увязываемых, в соответствующих случаях, с инициативами на рабочем месте и с международными инициативами;
b) содействию механизмам проведения обучения и подготовки по вопросам безопасности и гигиены труда, в частности в интересах руководителей старшего и среднего звена, работников и их представителей, а также правительственных должностных лиц, отвечающих за вопросы безопасности и гигиены труда;
c) внедрению концепций и, в соответствующих случаях, компетенции по вопросам безопасности и гигиены труда в программы общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведений;
d) содействию обмену статистическими данными и информацией по безопасности и гигиене труда между соответствующими органами власти, работодателями, работниками и их представителями;
e) предоставлению информационных и консультативных услуг работодателям и работникам, а также их соответствующим организациям и содействию сотрудничеству между ними или стимулированию его в целях искоренения или сведения к минимуму, насколько это практически осуществимо, производственных рисков и опасностей;
f) содействию разработке на уровне рабочего места политики в области безопасности и гигиены труда и учреждению комитетов по вопросам безопасности и гигиены труда, а также назначению представителей работников, отвечающих за вопросы безопасности и гигиены труда, в соответствии с национальным законодательством и практикой;
g) решению проблем, с которыми сталкиваются микро-предприятия, а также малые и средние предприятия
и подрядчики в ходе проведения политики и соблюдения нормативных правовых актов, касающихся безопасности и
гигиены труда, в соответствии с национальным законодательством и практикой.
6. Государства-члены должны содействовать применению системного подхода к управлению вопросами безопасности и гигиены труда, такого как подход, изложенный в Руководящих принципах МОТ по системам управления вопросами безопасности и гигиены труда (МОТ-БГТ 2001).

III. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
7. Национальная программа по безопасности и гигиене труда, определение которой содержится в подпункте с) статьи 1 Конвенции, должна быть основана на принципах оценки факторов опасностей и рисков и управления ими, особенно на уровне рабочего места.
8. В национальной программе следует выделять приоритетные направления действий, которые должны периодически пересматриваться и обновляться.
9. При разработке и пересмотре национальной программы по безопасности и гигиене труда государства-члены могут расширять сферу консультаций, предусмотренных в пункте 1) статьи 5 Конвенции, распространяя ее на другие заинтересованные стороны.
10. С целью реализации положений статьи 5 Конвенции национальная программа должна активно содействовать
мерам и мероприятиям профилактического характера на рабочем месте, предусматривающим участие работодателей, работников и их представителей.
11. Национальная программа по безопасности и гигиене труда должна координироваться, в соответствующих случаях, с другими национальными программами и планами, в частности с теми, которые касаются общественного здравоохранения и экономического развития.
12. При разработке и пересмотре национальной программы по безопасности и гигиене труда государства-члены должны принимать во внимание акты МОТ, имеющие отношение к основам, содействующим безопасности и гигиене труда, перечисленные в Приложении к настоящей Рекомендации, не ущемляя обязательства, вытекающие из ратифицированных ими конвенций.

IV. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
13. Государства-члены должны формировать и регулярно обновлять национальный профиль, в котором кратко описывается текущее положение дел в области безопасности и гигиены труда и прогресс, достигнутый в обеспечении безопасной и здоровой производственной среды. Этот профиль должен использоваться в качестве основы при разработке и пересмотре национальной программы.
14. 1) В зависимости от обстоятельств, национальный профиль в области безопасности и гигиены труда должен включать информацию относительно следующих элементов:
a) законодательные и нормативные правовые акты, коллективные договоры, в соответствующих случаях, и любые другие соответствующие акты по безопасности и гигиене труда;
b) орган или ведомство, либо органы или ведомства, отвечающие за вопросы безопасности и гигиены труда, наделенные надлежащими полномочиями, в соответствии с национальными законодательством и практикой;
c) механизмы для обеспечения соблюдения национальных законодательных и нормативных правовых актов, включая системы инспекции;
d) меры, направленные на обеспечение сотрудничества на уровне предприятия между его руководством, работниками и их представителями в качестве основного элемента мер профилактики, связанных с производством;
e) национальный трехсторонний консультативный орган или органы, занимающиеся вопросами безопасности и гигиены труда;
f) информационные и консультативные услуги по вопросам безопасности и гигиены труда;
g) профессиональная подготовка в области безопасности и гигиены труда;
h) службы гигиены труда в соответствии с национальным законодательством и практикой;
i) научно-исследовательские работы в области безопасности и гигиены труда;
j) механизм, позволяющий осуществлять сбор и анализ данных о случаях производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также их причин, принимая во внимание соответствующие акты МОТ;
к) положения, предусматривающие сотрудничество с соответствующими системами страхования или социального обеспечения, охватывающими случаи производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
l) вспомогательные механизмы, направленные на постепенное улучшение условий в области безопасности и
гигиены труда на микро-предприятиях, а также на малых и средних предприятиях и в неформальной экономике.
2) Кроме того, национальный профиль в области безопасности и гигиены труда должен, в соответствующих случаях, включать информацию относительно следующих элементов:
a) механизмы координации и сотрудничества на национальном уровне и на уровне предприятия, включая механизмы пересмотра национальной программы;
b) технические стандарты, своды практических правил и руководящие принципы по безопасности и гигиене труда;
c) общеобразовательные механизмы и информационно-просветительские меры, включая инициативы содействия;
d) специализированные технические, медицинские и научные институты и учреждения, занимающиеся различными аспектами безопасности и гигиены труда, в том числе научно-исследовательские институты и лаборатории, работающие над проблемами безопасности и гигиены труда;
e) персонал, занятый в области безопасности и гигиены труда, включая инспекторов, специалистов по безопасности и гигиене труда, врачей-профилактологов и врачей-гигиенистов;
f) статистические данные по производственному травматизму и профессиональным заболеваниям;
g) политика и программы в области безопасности и гигиены труда, проводимые организациями работодателей и работников;
h) регулярная или текущая деятельность, связанная с безопасностью и гигиеной труда, включая международное сотрудничество;
i) финансовые и бюджетные ресурсы, направляемые на обеспечение безопасности и гигиены труда;
j) данные, имеющиеся в наличии и касающиеся демографической обстановки, уровня грамотности, экономической ситуации и положения в области занятости, а также любая другая соответствующая информация.

V. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
15. Международной организации труда следует:
a) содействовать международному техническому сотрудничеству в области безопасности и гигиены труда, направленному на оказание помощи странам, особенно развивающимся странам, в целях:
i) укрепления их потенциала по формированию и поддержанию национальной культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда;
ii) содействия системному подходу к управлению вопросами безопасности и гигиены труда;
iii) содействия ратификации конвенций и применению актов МОТ, имеющих отношение к основам, содействующим безопасности и гигиене труда, перечисленным в Приложении к настоящей Рекомендации;
b) содействовать обмену информацией о национальной политике, в значении этого термина, определенного в подпункте а) статьи 1 Конвенции, о национальных системах и программах в области безопасности и гигиены труда, в том числе с точки зрения передовой практики и новаторских подходов, а также о вновь выявленных и проявляющихся факторах опасностей и рисков на производстве;
c) представлять информацию о прогрессе, достигнутом с точки зрения обеспечения безопасной и здоровой производственной среды.

VI. ПЕРЕСМОТР ПРИЛОЖЕНИЯ
16. Приложение к настоящей Рекомендации должно пересматриваться и обновляться Административным советом Международного бюро труда. Любое новое приложение, ставшее результатом такого пересмотра, одобряется
Административным советом и заменяет предыдущее приложение после его рассылки государствам- членам Международной организации труда.