Выпуск от: январь 2007 года   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 1(39)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЯМ 229_2, 229_3 ТК РФ

Статья 229_2 ТК РФ устанавливает общий порядок расследования несчастных случаев, включая общий порядок
организации работы комиссий по расследованию несчастных случаев. Особый порядок расследования отдельных несчастных случаев, самостоятельно проводимого государственными инспекторами труда в случаях, предусмотренных ТК РФ, установлен нормами ст. 229_3 ТК РФ. Однако и в этих случаях государственный инспектор труда должен руководствоваться общими требованиями, установленными в ст. 229_2 ТК РФ.
Наряду с общими требованиями по организации и проведению расследования несчастных случаев, установленными в ст. 229_2 ТК РФ, и особенностями, установленными ст. 229_3 ТК РФ, в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. постановлением Минтруда России от 24.10.02 № 73 (далее — Положение), содержатся дополнительные требования по организации и про ведению расследования отдельных несчастных случаев, происходящих в организациях и у работодателей — физических лиц с различными категориями работников (граждан), учитывающие особенности отдельных отраслей и организаций.
В соответствии с общими требованиями, установленными в ст. 229_2 ТК РФ, в ходе расследования любого несчастного случая лица, про водящие расследование (здесь и далее — члены комиссии или госинспектор труда), обязаны в первоочередном порядке лично:
• произвести обследование места происшествия (рабочего места, производственного участка, цеха);
• опросить пострадавшего (по возможности) и очевидцев несчастного случая (при наличии таковых) и зафиксировать результаты опросов;
• изучить действующие в организации нормативные и организационно-распорядительные документы, регламентирующие требования безопасности, обязанности и ответственность конкретных должностных лиц за обеспечение здоровых и безопасных условий труда;
• рассмотреть (заслушать) и зафиксировать объяснения должностных и иных лиц, показания которых могут быть
необходимы.
Повышенного внимания требует изучение всех обстоятельств несчастных случаев, происшедших при эксплуатации машин, станков, оборудования, приборов и других средств производства в результате воздействия опасных факторов этого оборудования на работника, а также в результате нарушений технологических процессов. В целях наиболее объективной оценки таких несчастных случаев после обследования места происшествия лицами, проводящими расследование, должны быть рассмотрены вопросы о целесообразности выполнения технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ с привлечением специалистов-экспертов, которые в соответствии с положениями ст. 229_2 ТК РФ должны проводиться за счет работодателя по требованию лиц, проводящих расследование.
Результаты опроса пострадавшего, очевидцев и других лиц оформляются протоколом, составленным по установленной форме (форма б приложения 1 к постановлению Минтруда России от 24.10.02 № 73). В протоколе излагаются сведения, сообщенные данным лицом, записываются заданные вопросы и ответы на них. Протокол подписывается лицами, проводившими опрос и давшими показания. Объяснение пострадавшего может быть документально зафиксировано и в произвольной форме, которое подписывается аналогичным образом.
Протоколы опроса пострадавших и объяснения руководителей работ и иных лиц обязательно должны быть приложены к материалам расследования. При этом рекомендуется приобщать к материалам расследования только те из них, которые вносят какую-либо ясность в обстоятельства происшествия.
В ст. 229_2 ТК РФ указан обязательный перечень документов, входящих в состав материалов расследования
несчастных случаев, формируемых в ходе расследования любого несчастного случая, происшедшего в организации или у работодателя — физического лица, независимо от тяжести несчастного случая и состава комиссии, проводившей его расследование.
Конкретный перечень (состав) материалов расследования несчастного случая, в т. ч. происшедшего у работодателя — физического лица, определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств каждого расследуемого несчастного случая.
Расследование несчастных случаев, происшедших при выполнении пострадавшими с ведома работодателя (его представителей) определенной работы в его интересах (участии в его производственной деятельности своим личным трудом) без письменно оформленного (заключенного) с работодателем трудового договора либо иного договора гражданско-правового характера, осуществляется в общем порядке, предусмотренном ст. 227 — 230 ТК РФ, с учетом требований Положения. При этом в ходе расследования следует руководствоваться требованиями ст. 67 ТК РФ, устанавливающей, что трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к выполнению трудовых функций с ведома или по поручению работодателя (его представителя), и что при этом работодатель обязан оформить трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе.
На основании собранных материалов рас следования лица, проводящие расследование, устанавливают обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения государственных нормативных требований охраны труда, вырабатывают мероприятия по устранению причин и предупреждению подобных несчастных случаев, определяют, были ли действия пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решают вопрос об учете несчастного случая конкретным работодателем и квалифицируют несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
В соответствии с нормами ст. 229_2 ТК РФ в зависимости от конкретных обстоятельств происшествия по решению
лиц, проводящих расследование, могут квалифицироваться как не связанные с производством:
• смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом;
• смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых, по заключению медицинской организации
явилось алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества;
• несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), квалифицированных
правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние.
В целях объективного решения вопроса о квалификации перечисленных случаев и правильного применения указанных правовых норм необходимо учитывать следующее:
• изложенный перечень обстоятельств не подлежит расширенному толкованию и применению;
• факт смерти вследствие общего заболевания или самоубийства должен быть в обязательном порядке подтвержден документально, соответственно, учреждением здравоохранения или следственными органами;
• могут квалифицироваться как не связанные с производством (и не оформляться актами о несчастном случае на производстве установленной формы) смерть или иное повреждение здоровья, единственной причиной которых
явилось алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение (отравление) работника (по заключению учреждения здравоохранения), не связанное с нарушениями технологического процесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические и другие аналогичные вещества. Если в ходе проведенного расследования, кроме указанной причины, комиссией были установлены и иные причины, то данная правовая норма не применяется, а несчастный случай подлежит квалификации как производственный, с оформлением в установленном порядке;
• не квалифицируются как несчастные случаи на производстве (и не оформляются актами установленной формы)
несчастные случаи, происшедшие при совершении пострадавшим действий, квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние (правонарушение, преступление). При этом во всех случаях окончательное решение о квалификации несчастного случая, происшедшего при совершении по страдавшим действий, содержащих признаки уголовного правонарушения, принимается комиссией с учетом официальных постановлений (решений) правоохранительных органов, квалифицирующих указанные действия. До получения указанного решения председателем комиссии оформление материалов расследования данного несчастного случая временно приостанавливается. Несчастный случай на производстве признается страховым случаем, если он произошел с лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (застрахованным). В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ данному виду страхований подле жат:
• физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем;
• физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;
• физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, в который включено условие об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве.
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ необходимым и достаточным
условием того, что происшедший с застрахованным несчастный случай следует считать страховым, является непосредственное исполнение им в момент происшествия трудовых обязанностей или работ по заданию работодателя (равно как осуществление иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах), подтвержденное в установленном по рядке (например, оформленным по результатам расследования актом формы Н-1).
Пострадавшее при осуществлении трудовой (профессиональной) деятельности лицо, за которое страхователь (работодатель) свое временно не перечислил в установленном порядке страховые взносы, нарушив возложенную на него обязанность по страхованию, не может быть лишено по этому основанию права на получение страхового обеспечения, а следовательно, и на признание происшедшего с ним случая страховым.
Если при расследовании несчастного случая на производстве с застрахованным комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его
здоровью, то с учетом заключения профсоюзного органа или иного уполномоченного за страхованным представительного органа данной организации лица, проводящие расследование, определяют степень его вины в процентах.
При этом в соответствии с правовой нормой ст. 229_2 ТК РФ установление степени вины застрахованного в несчастном случае предполагается только при наличии его грубой неосторожности.
Для объективного и правильного разрешения данного вопроса необходимо учитывать, что в соответствии с п. 23
постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.04.94 № 3 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» решение о том, является ли неосторожность потерпевшего грубой
небрежностью или простой неосмотрительностью, не влияющей на размер возмещения вреда, должно приниматься в каждом случае с учетом конкретных обстоятельств. В частности, грубой неосторожностью должно быть признано нетрезвое со стояние потерпевшего, содействовавшее возникновению или увеличению вреда. Одна ко и в этом случае для объективного решения вопроса необходимо наличие прямой причин ной связи между нетрезвым состоянием по терпевшего и повреждением его здоровья.
Разногласия, возникшие между членами комиссии в ходе расследования несчастного случая (о его причинах, лицах, виновных в допущенных нарушениях, учете, квалификации и др.), рассматриваются в порядке, установленном п. 24 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. постановлением Минтруда России от 24.10.02 № 73. В частности, в случае возникших между членами комиссии в ходе расследования разногласий решение принимается большинством голосов членов комиссии. При этом члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акты о расследовании с изложением своего аргументированного особого мнения, которое приобщается к материалам расследования данного несчастного случая.
Особое мнение членов комиссии рассматривается руководителями организаций, направивших их для участия в
расследовании, которые с учетом рассмотрения материалов расследования данного несчастного случая принимают решение о целесообразности об жалования выводов комиссии в порядке, установленном ст. 231 ТК РФ.
Несчастные случаи, о которых не было своевременно сообщено работодателю (его представителю) или в результате которых нетрудоспособность наступила не сразу, расследуются по заявлению пострадавшего или его доверенных лиц в порядке, установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В связи с этим следует учитывать, что при обращении пострадавшего (или его доверенных лиц) с заявлением о несогласии с результатами ранее расследованного несчастного случая, происшедшего с ним до 1 февраля 2002г. (введение в действие ТК РФ), в соответствии со ст. 424 ТК РФ дополнительное расследование указанных в заявлении обстоятельств и причин данного несчастного случая должно проводиться с учетом требований правовых норм, действовавших в период его происшествия законодательных и иных нормативных правовых актов, регулировавших в то время порядок расследования несчастных случаев на производстве.
Учитывая ряд принципиальных отличий, содержащихся в действовавших в прежние годы нормативных правовых
актах, регулировавших порядок расследования несчастных случаев на производстве (в т. ч. в части квалификации несчастных случаев), утративших в настоящее время свою силу, а также общие принципы действия законодательных и иных нормативных правовых актов во времени (по общему правилу, не имеют «обратной силы»), представляются правомерными два варианта рассмотрения вопросов расследования и оформления несчастных случаев на производстве, происшедших в прежние годы:
• если происшедший в прошлом несчастный случай фактически не был расследован и оформлен в порядке,
установленном действовавшим в тот период времени соответствующим нормативным правовым актом, то его
расследование и оформление результатов следует проводить в порядке, установленном соответствующими статьями ТК РФ;
• если происшедший в прошлом несчастный случай, о котором стало известно из заявления пострадавшего
либо иных лиц, был расследован и оформлен в порядке, установленном действовавшим в тот период времени нормативным правовым актом, то все вопросы, связанные с его расследованием и оформлением, должны рассматриваться с учетом правовых норм действовавшего в то время нормативного правового акта.
Представляется, что в указанных случаях разногласия по вопросам расследования и оформления несчастных
случаев должны рас сматриваться в судебном порядке. По завершении расследования в случаях, когда законный представитель или иное доверенное лицо пострадавшего не участвовали в расследовании, председатель комиссии обязан по его требованию ознакомить его с материалами расследования.
В ст. 229_3 ТК РФ установлены конкретные обстоятельства, при наличии которых расследование несчастного случая может проводиться государственным инспектором труда без образования комиссии, как правило, с при влечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости — представителей соответствующего федерального органа исполни тельной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Такое расследование проводится:
• при выявлении госинспектором труда сокрытого несчастного случая;
• при поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о
несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая;
• при получении сведений, объективно свидетельствующих о допущенном работодателем нарушении установленного порядка расследования несчастного случая. При этом в соответствии с требованиями ст. 229_3 ТК РФ по результатам самостоятельно проведенного расследования государственный инспектор труда составляет
заключение по данному несчастному случаю и выдает работодателю предписание, являющееся обязательным для исполнения.
Перечень указанных в ст. 229_3 ТК РФ оснований ограничен и расширенному применению не подлежит. Иных оснований для написания государственным инспектором труда заключения по несчастному случаю действующими законодательными и иными нормативными актами не установлено. В связи с этим очевидно, что только при наличии упомянутых оснований требования заключения и предписания государственного инспектора труда могут считаться правомерными и являться обязательными для работодателя.
Если при осуществлении надзорно-контрольной деятельности государственным инспектором труда установлено, что утвержденный работодателем (его представителем) акт о несчастном случае на производстве состав лен с нарушениями установленного порядка или не соответствует обстоятельствам и мате риалам расследования несчастного случая, в соответствии с положениями ст. 229_3 ТК РФ государственный инспектор труда вправе обязать работодателя (его представителя) внести в него необходимые изменения и дополнения.
В соответствии с п. 38 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. Постановлением Минтруда России от 24.10.02 № 73 (далее-Положение), в необходимых случаях государственным инспектором труда может проводиться дополнительное расследование несчастного случая (при необходимости — с участием пострадавшего или его доверенного лица, профсоюзного инспектора труда, должностных лиц иных органов государственного надзора и контроля, представителей страховщика). По результатам проведенного дополнительного расследования государственный инспектор труда оформляет акт о расследовании несчастного случая установленной формы и выдает соответствующее предписание, которое является обязательным для исполнения работодателем (его представителем).
В указанных случаях прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда. В соответствии с правовыми нормами Положения особый порядок (без формирования комиссии) установлен также для расследования тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших с лицами, выполнявшими работу на основе договора гражданско-правового характера (п. 16 Положения), а также несчастных случаев, в результате которых нетрудоспособность пострадавшего наступила после изменения формы собственности организации (смены собственника имущества) без сохранения (установления) правопреемственности либо ликвидации организации в порядке и на условиях, установленных законодательством (п. 20 Положения).
Расследование таких несчастных случаев также проводится государственными инспекторами труда самостоятельно по заявлению пострадавшего, членов его семьи, а также иных лиц, уполномоченных представлять интересы пострадавшего в ходе расследования, как правило, с участием представителей соответствующего исполнительного органа страховщика, а в необходимых случаях — и территориального объединения организаций профсоюзов.
В соответствии с постановлениями должностных лиц органов следствия, дознания, проводящих следственно-оперативные мероприятия в рамках возбужденных уголовных дел по фактам несчастных случаев на производстве, либо решениями судебных органов, рассматривающих указанные дела, должностными лицами государственных инспекций труда может проводиться экспертиза несчастных случаев, по результатам которой ими могут быть подготовлены соответствующие экспертные заключения.

И.А. Воробьев,
начальник Управления
государственного надзора и контроля за соблюдением
законодательства о труде Федеральной службы по труду и занятости