Выпуск от: декабрь 2006 года   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 12(38)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ И ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА МОСКВЫ
(Утверждены приказом Комитета общественных связей г. Москвы от 17 октября № 201)

I. Общие положения. I. Общие положения.
1.1. Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы.
1.2. Рекомендации устанавливают порядок проведения органами исполнительной власти города Москвы анализа состояния условий и охраны труда в организациях административных округов и отраслей экономики города Москвы.
1.3. Рекомендации предназначены для руководителей, специалистов по охране труда и других должностных лиц территориальных и отраслевых органов исполнительной власти города Москвы, осуществляющих анализ состояния условий и охраны труда в организациях административных округов и отраслей экономики
города Москвы.
1.4. Правовую основу деятельности органов исполнительной власти города Москвы по проведению ими анализа состояния условий и охраны труда в организациях административных округов и отраслей экономики города Москвы составляют: Трудовой кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 № 201-ФЗ), Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Закон города Москвы «Об охране труда в городе Москве» (в редакции Законов города Москвы от 26.12.2001 № 74, от 11.02. 2004 № 6), Положение о системе государственного управления охраной труда в городе Москве (утверждено постановлением Правительства Москвы от 15.04.2003 № 249-ПП).
II. Организация проведения анализа состояния условий и
охраны труда в организациях административных округов и
отраслей экономики города Москвы.
2.1. Цель анализа – оценка состояния условий труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и эффективности деятельности в области охраны труда организаций административных округов и отраслей экономики города Москвы. Задачи анализа:
- разработка мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в отрасли, административном округе, в подведомственных организациях и организациях малого бизнеса;
- использование результатов анализа при составлении отраслевых и территориальных программ по охране труда;
- подготовка предложений в Правительство города Москвы и Комитет общественных связей города Москвы по улучшению работы по охране труда, а также для включения в городскую про- грамму по охране труда;
- оказание практической помощи организациям в совершенствовании работы по охране труда;
- использование результатов анализа при составлении плана проведения ведомственного контроля за состоянием условий и охраны труда в организациях.
2.2. Анализ со стояния условий и охраны труда в организациях проводится в три этапа.
На первом этапе:
- определяется тематика анализа;
- составляется план работы, сроки проведения, исполнители, дата представления итогового документа по результатам анализа;
- определяются технические средства и способы получения информации от организации. Анализ может быть комплексным, когда он проводится по всем направлениям деятельности организации по охране труда и тематическим – по одному или нескольким направлениям деятельности организации по охране труда. На втором этапе проводится сбор, обработка, обобщение, оценка и анализ информации. При необходимости проверяется достоверность материалов, полученных от организации, посредством проведения дополнительной проверки деятельности организации по охране труда. низании по охране труда. На третьем этапе проводится, формулировка выводов, разработка предложений по устранению выявленных в ходе анализа недостатков в работе по охране труда. По окончании проведения анализа его результаты изучаются и документируются исполнителем в форме соответствующих та- блиц с пояснительной запиской.
Итоговый документ с результатами анализа и предложениями предоставляется руководству органа исполнительной власти города Москвы для принятия мер. Информация по результатам анализа с предложениями по улучшению работы по охране труда направляется в Комитет общественных связей города Москвы.
2.3. Информационной базой для проведения анализа деятельности организации по охране труда являются:
- информация организаций, подведомственных органам исполнительной власти города Москвы;
- информация организаций среднего и малого бизнеса;
- результаты проверок деятельности подведомственных организаций по вопросам охраны труда, проводимых органами исполнительной власти города Москвы в анализируемом периоде;
- другие данные органов исполнительной власти города Москвы (материалы расследования несчастных случаев на производстве, материалы отраслевых и межведомственных комиссий по охране труда, семинаров, смотров-конкурсов и др.);
- данные Мосгорстата по форме № 7 травматизм и 1-Т (условия труда);
- данные регионального отделения (филиалов) Фонда социального страхования Российской Федерации по форме 4-ФСС РФ;
- оперативные данные Государственной инспекции труда в городе Москве, Территориального отдела управления Роспотребнадзора по городу Москве, Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по городу Москве, профсоюзов (по запросу органа исполнительной власти города Москвы). В информационную базу могут также входить:
- данные ежеквартального мониторинга охраны труда, проводимого органами исполнительной власти города Москвы в соответствии с городским, отраслевым или территориальным положениями о мониторинге охраны труда;
- данные социологических опросов по охране труда работников, проводимых органами исполнительной власти города Москвы в подведомственных организациях по специально разработанным вопросникам.
2.4. С целью получения своевременной информации от организаций для проведения анализа органом исполнительной власти города Москвы разрабатывается порядок предоставления и сбора материалов. Порядок утверждается решением руководителя органа исполнительной власти города Москвы и направляется в структурные подразделения и организации для исполнения. Порядок включает в себя:
- определение должностных лиц и структурных подразделений аппарата органа исполнительной власти города Москвы, ответственных за сбор, обработку и обобщение поступающих информационных материалов;
- основные показатели, таблицы и другие материалы;
- перечень информационных материалов, необходимых для проведения анализа;
- пояснительная записка с изложением в ней работы по основным направлениям деятельности организации по охране труда;
- периодичность и сроки предоставления информации. В соответствии с порядком организации направляют в орган исполнительной власти города Москвы:
- копию формы 7 – травматизм, утвержденной постановлением Росстата от 05.07.2005 № 40. Срок представления - до 25января по итогам предыдущего года (представляют организации по перечню, установленному Мосгорстатом).
- копию формы 1-т (условия труда), утвержденной постановлением Росстата от 01.08.2005 № 52. Срок представления – до 20 января после отчетного периода (представляют организации, относящие к крупным и средним организациям, кроме субъектов малого предпринимательства);
- копию формы 4-ФСС РФ, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.12.2004 № 111. Срок представления – ежеквартально с нарастающим итогом не позднее 15 числа месяца следующего за истекшим кварталом;
- сведения о состоянии производственного травматизма, условий и охраны труда для организаций малого и среднего бизнеса и организаций, не охваченных выборочным наблюдением Мосгорстата. Срок представления - ежеквартально с нарастающим итогом не позднее 15 числа месяца следующего за истекшим кварталом;
- информация о работе организации по основным направлениям деятельности по охране труда.
Примечание:
Органы исполнительной власти города Москвы могут предусмотреть в порядке предоставления и сбора информационных материалов предоставление информации по показателям формы 7-травматизм ежеквартально с нарастающим итогом.
В информации должны быть отражены вопросы, характеризующие деятельность организации по охране труда по следующим основным направлениям:
- состояние условий труда (производственный контроль; аттестация рабочих мест; число работающих во вредных условиях труда; компенсации);
- анализ производственного травматизма;
- функционирование системы управления охраной труда в организации;
- организация работы службы или специалиста по охране труда;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда;
- проведение обучения руководителей и специалистов и инструктажей по охране труда;
- организация проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (во время трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований);
- обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- планирование и финансирование мероприятий по охране труда;
- практика заключения и реализации коллективных договоров;
- организация социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- социальное партнерство и проведение общественного контроля;
- обеспечение технической безопасности работ;
- ведение документации по охране труда;
- другие вопросы охраны труда.
III. Анализ состояния условий и охраны труда в организациях.
3.1. Анализ поступивших от организаций информационных материалов проводится по следующим основным направлениям деятельности по охране труда:
Состояние условий труда и профессиональной заболеваемости. Состояние производственного травматизма. Функционирование действующей системы управления охраной труда в организации.
3.2. Анализ состояния условий труда и профессиональной заболеваемости проводится, как правило, по итогам года. При проведении анализа состояния условий труда изучается информация организации, составленной на основании формы № 1-Т (условия труда), пояснительная записка и материалы по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда в организации. В ходе изучения состояния условий труда и профессиональной заболеваемости обращается внимание на следующие вопросы:
- состояние профессиональной заболеваемости;
- число работников, занятых в оптимальных, допустимых вредных и опасных условиях труда;
- приказ о создании экспертной комиссии по оценке условий труда и установлению компенсаций за условия труда;
- проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
3.2. Анализ производственного травматизма проводится ежеквартально с нарастающим итогом и по итогам года. В ходе анализа изучаются информация организации, составленной на основании формы № 7-травматизм, формы № 4-ФСС РФ, информация организации по рекомендуемой форме с пояснительной запиской, материалы расследования несчастных случаев на производстве, оперативные данные органов надзора и
контроля. При этом следует обратить внимание на следующие вопросы:
- количество несчастных случаев, в том числе групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;
- причины и обстоятельства, происшедших несчастных случаев на производстве;
- наличие и ведение журнала регистрации несчастных случаев на производстве;
- практика рассмотрения материалов расследования несчастных случаев на производстве;
- наличие мероприятий по профилактике производственного травматизма и их выполнение;
- финансирование предупредительных мер по снижению производственного травматизма, в том числе использование средств Фонда социального страхования Российской Федерации (до 20 процентов).
- приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
- акты о несчастном случае на производстве по форме Н-1;
- акты о расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом;
- сообщения о последствиях несчастных случаев на производстве;
- журнал регистрации несчастных случаев на производстве; Для оценки уровня производственного травматизма пользуются относительными показателями его частоты и тяжести.
Показатель частоты производственного травматизма (Кч) – число несчастных случаев приходящихся на 1000 работающих.
Показатель тяжести производственного травматизма (Кт) – среднее число дней нетрудоспособности приходящихся на одного пострадавшего.
3.3. При анализе действующей системы управления охраной труда рассматриваются следующие вопросы:
3.3.1. - соответствие системы ГОСТ Р 12.0.006-2002. «Общие требования к управлению охраной труда в организации»;
- наличие в организации локального нормативного акта о создании Системы управления охраной труда и приказа о введении ее в действие;
- положение о функциональных обязанностях по охране труда руководителей, должностных лиц и специалистов;
- должностные инструкции руководителей, должностных лиц и специалистов с указанием в них функциональных обязанностей по вопросам охраны труда;
- приказы (распоряжения) о назначении: ответственного за электрохозяйство и лица, замещающего его в период длительного отсутствия (отпуск, командировка, болезнь); ответственных за организацию погрузочно-разгрузочных работ; ответственного за сохранность и исправность электроинструмента; ответственного за сохранность и исправность лестниц и стремянок; ответственных лиц за безопасную эксплуатацию транспортных средств и др.;
- наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда;
- ведение делопроизводства и наличие документации;
- комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации.
3.3.2. Особое место при проведении анализа отводится организации работы службы охраны труда или специалиста по охране труда. При этом проверяется:
- приказ о создании службы охраны труда (введении должности специалиста по охране труда) или договора со специалистом или организацией, приказа о возложении обязанностей специалиста по охране труда на одного из работников;
- положение о службе охраны труда (специалисте по охране труда), численность, подчиненность;
- предписания специалиста по охране труда.
- план работы службы охраны труда (специалиста по охране труда);
3.3.3. При изучении вопроса развития социального партнерства и осуществления общественного контроля следует проверить:
- положение об уполномоченных лицах по охране труда;
- протокол собрания (конференции) профсоюзной организации (трудового коллектива) о делегировании представителей в состав комиссии (комитета) по охране труда;
- приказ о создании комиссии (комитета) по охране труда;
- положение о комитете (комиссии) по охране труда. При анализе практики заключения и реализации коллективных договоров следует обратить внимание на:
- наличие раздела по охране труда в коллективном договоре;
- финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- наличие перечней профессий и должностей работников дающих право на предоставление компенсаций: льготное пенсионное обеспечение; доплаты за условия труда; дополнительный отпуск; сокращенный рабочий день;
- перечень профессий работников, получающих бесплатно специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты;
- перечни профессий работников, получающих бесплатно смывающие и обезвреживающие средства, молоко или другие равноценные пищевые продукты;
- перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин;
- перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет.
3.3.4. При анализе вопроса планирования и финансирования мероприятий по охране труда проверяется:
- наличие разработанных мероприятий по охране труда и их реализация;
- наличие и реализация соглашения по охране труда;
- финансирования мероприятий по охране труда;
- материалы для представления в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на снижение страхового тарифа (до 40 процентов) и выделение средств (до 20 процентов) на предупредительные меры по снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
3.3.5. При анализе обеспечения работников средствами индивидуальной защиты проверяется:
- приказ о назначении ответственного лица за обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты;
- наличие сертификатов на средства индивидуальной защиты;
- порядок хранения средств индивидуальной защиты;
- наличие Перечня работ и профессий, по которым должны выдаваться эти средства;
- личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты;
- организация проверки средств индивидуальной защиты перед их выдачей работникам;
- своевременность проведения испытаний средств индивидуальной защиты (страховочные пояса, диэлектрические перчатки, коврики и др.);
- обеспечение химчистки, стирки, ремонта, сушки, обезвреживания специальной одежды и специальной обуви и замены пришедшей в негодность спецодежды.
3.3.6. При анализе работы по организации предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) следует проверить:
- приказ о прохождении медицинских осмотров (обследований);
- наличие Перечня профессий и работ, при поступлении на которые работник должен пройти предварительный медицинский осмотр (обследование);
- наличие поименного списка работников, подлежащих медицинским осмотрам (обследованиям);
- наличие договора с медицинской организацией на проведение этих осмотров, u1079 заключительного акта по итогам проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).
3.3.7. При анализе работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда следует проверить:
- приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и образовании аттестационной комиссии;
- результаты аттестации;
- выполнение плана мероприятий по улучшению условий и оздоровлению условий труда;
- источники финансирования мероприятий, в том числе использование средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
- заключение комиссии о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда;
- наличие заключения органа государственной экспертизы условий труда о качестве аттестации рабочих мест по условиям труда;
- механизм доведения результатов аттестации рабочих мест по условиям труда до сведения работников организации.
3.3.8. При анализе организации обучения и проведения инструктажа по охране труда работников организации проверяется:
- приказ о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда руководителей, должностных лиц и специалистов;
- приказ о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда рабочего персонала;
- приказ о прохождении обучения по охране труда руководителей, должностных лиц и специалистов;
- приказ о прохождении обучения по охране труда рабочего персонала;
- порядок проведения обучения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- протоколы проверки знаний требований охраны труда руководителей, должностных лиц и специалистов, рабочего персонала;
- наличие удостоверений о проверке знаний требований охраны труда, программ обучения по охране труда руководителей, должностных лиц и специалистов, рабочего персонала.
- наличие программы проведения вводного инструктажа, программ проведения первичного инструктажа на рабочем месте;
- журнал регистрации вводного инструктажа и журналы регистрации инструктажа на рабочем месте в структурных подразделениях;
- наличие перечня профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте и перечня категорий работников, для которых установлен более продолжительный срок проведения повторного инструктажа;
- приказ (распоряжение) по организации или структурному подразделению о назначении лиц, под руководством которых проходят стажировку на рабочем месте вновь принятые работники;
- материалы обучения отдельных категорий застрахованных, в том числе за средства Фонда социального страхования Российской Федерации и т.д.
3.3.9. При анализе организации и проведения разработки инструкций по охране труда работников по профессиям и видам работ проверяется:
- приказ о разработке инструкций по охране труда;
- наличие Перечня работ и профессий, по которым должны разрабатываться инструкции по охране труда;
- наличие Перечня инструкций по охране труда, действующих в организации;
- приказ о вводе в действие инструкции (й) по охране труда;
- приказ о продлении срока действия инструкции (й) по охране труда;
- наличие и порядок ведения журнала учета инструкций по охране труда;
- наличие и порядок ведения журналов учета выдачи инструкций по охране труда в структурных подразделениях;
- наличие инструкций по охране труда в структурных подразделениях.
3.3.10. При проведении анализа обеспечения безопасности труда следует обратить внимание на следующие вопросы:
- существующий в организации порядок технического надзора за исправным состоянием и безопасной эксплуатацией зданий и сооружений (СНиП 31-03-2001 (с изм. И-1-91, И-2-93, И-3-94) «Производственные здания», СНиП 2-09-04-87 (с изм. И-1-94, И-5-95, И03-2001) «Административные и бытовые здания», ПОТ Р О 14000-004-98 «Техническая эксплуатация промышленных зданий и сооружений»;
- выполнение требований безопасности при эксплуатации производственного оборудования и применении производственных процессов (ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ «Оборудование производственное. Общие требования безопасности», ГОСТ 12.3.0- 02-75 ССБТ «Процессы производственные. Общие требования безопасности», ПОТ РО-14000-02-98 «Положение. Обеспечение безопасности производственного оборудования»;
- выполнение требований безопасности к территории организации, устройству и содержанию подъездных путей, дорог, проездов, проходов, колодцев (СНиП II-89-80 (с изм. И-1085, И-3090, И-4-94) «Генеральный план промышленных предприятий», ПОТ РО 14000-004-98 «Техническая эксплуатация промышленных зданий и сооружений»;
- выполнение требований безопасности при эксплуатации электроустановок (ПОТ Р М -01602001 «Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок», ГОСТ 12.1.019 – 79 (с изм.1-1-86) ССБТ «Электро-безопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты», Правила устройства электроустановок (ПУЭ, изд.7, разд.1 «Общие правила», разд.7 «Электрооборудование специальных установок»;
- организация безопасной эксплуатации персональных компьютеров и копировально-множительной техники (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-2003 «Гигиенические u1090 требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», СанПиН 2.2.2.13-3202003 «Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике»;
- выполнение требований безопасности при эксплуатации ручных электрических и пневматических машин, инструмента и приспособлений (ГОСТ 12.2.013.0-91 ССБТ «Машины ручные электрические. Общие требования безопасности и методы испытаний», СанПиН 2.2.2.540-96 «Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ», СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и ручному инструменту»;
- выполнение требований охраны труда к производственным объектам и продукции (ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ «Оборудование производственное. Общие требования безопасности», ГОСТ 12.3.002-75 ССБТ «Процессы производственные. Общие требования безопасности», ПОТ РО-14000-002-98 «Положение. Обеспечение безопасности производственного оборудования» и т.д.
При проведении комплексного анализа состояния условий и охраны труда в организациях могут быть проанализированы и другие направления работы по охране труда, такие как:
обеспечение охраны труда женщин и лиц моложе 18 лет;
обеспечение обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
предоставление работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
осуществление общественного контроля за выполнением требований охраны труда;
пропаганда передового опыта работы по охране труда; другие вопросы охраны труда.