Выпуск от: декабрь 2006 года   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 12(38)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ПРОФСОЮЗЫ НА ЗАЩИТЕ БЕЗОПАСНОГО И ДОСТОЙНОГО ТРУДА

В отчетный период одним из основных направлений в деятельности ФНПР являлось обеспечение эффективной защиты прав членов профсоюза на здоровый и безопасный труд, достойную окружающую и производственную среду, страховую защиту от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Реализации этих задач содействовала техническая инспекция труда – уполномоченный и представительный орган профсоюзов.
Техническая инспекция труда, руководствуясь нормами Конституции Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о труде, охране труда и окружающей среды, социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также Положением о технической инспекции труда, за отчетный период провела следующую работу.
В целях усиления роли профсоюзов по защите прав и интересов работников на безопасный и здоровый труд за период с 2001 по 2006 год ФНПР добилась увеличения штата технической инспекции труда профсоюзов в 2 раза, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда – в 2,5 раза.
За этот период технической инспекцией труда профсоюзов было проведено свыше 325 тыс. проверок за выполнением работодателями требований, предусмотренных законодательством об охране труда и окружающей среды. По результатам проверок инспекцией труда было выявлено свыше 1,2 млн. нарушений трудовых прав членов профсоюзов.
В ходе проводимых ими проверок работодателям было предъявлено свыше 33 тыс. требований о приостановке работ, которые проводились с нарушениями правил и норм по охране труда и непосредственно угрожали жизни и здоровью работников.
По результатам проведенных проверок инспекцией труда было направлено в соответствующие органы свыше 28 тыс. требований о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. При этом по требованиям инспекций было привлечено к различным видам ответственности более 44 тыс. должностных лиц.
Техническими инспекторами труда профсоюзов было рассмотрено более 83 тыс. личных обращений, заявлений и жалоб членов профсоюзов, связанных с нарушением их
трудовых прав. Из них более 85% было разрешено в пользу работников работников.
В деятельности технической инспекции труда широко практиковались совместные проверки с государственными органами надзора и контроля по наиболее проблемным вопросам охраны труда. Так, например, в соответствии с планом совместных мероприятий Технической инспекции труда ФНПР и Федеральной инспекции труда были проведены целевые проверки соблюдения трудового законодательства по вопросам обеспечения работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты. Проверки проводились в 15 регионах страны, и ими было охвачено 150 организаций жилищно-коммунального хозяйства и 120 организаций строительного комплекса. В ходе проверок было выявлено свыше 60 тыс. нарушений трудового законодательства в части обеспечения работающих средствами
индивидуальной защиты.
Результаты проверок были доведены до сведения республиканских, краевых и областных органов исполнительной власти, а также до профсоюзных органов и были использованы для подготовки мероприятий, включаемых в отраслевые программы по охране труда и отраслевые и региональные
соглашения.
За отчетный период значительно активизировалась работа общественного профсоюзного актива и, в частности, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
Ими совместно с технической инспекцией труда было проведено свыше 190 тыс. проверок за соблюдением работниками и должностными лицами трудового законодательства. При этом было выявлено более 534 тыс. нарушений требований по охране труда и выдано около 112 тыс. представлений по устранению выявленных нарушений.
В целях повышения эффективности и совершенствования форм и методов работы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда по осуществлению общественного контроля за состоянием условий труда на рабочих местах ФНПР объявила смотр-конкурс на звание «Лучший уполномоченный по охране труда ФНПР» и разработала Положение об этом смотре. По результатам проведения смотра-конкурса 55 работникам было присвоено звание и вручен знак «Лучший уполномоченный по охране труда ФНПР», а 106 работникам были вручены дипломы.
Условия перехода России к конкурентной экономике, ужесточение законодательства об охране труда, необходимость обеспечения паритетного отношения профсоюзов с работодателями побудили ФНПР создать систему непрерывного обучения профсоюзного актива по охране труда, и обеспечить подготовку специалистов, владеющих методами непрерывного обновления и наращивания знаний в области производственного менеджмента. С этой целью Технической инспекцией труда ФНПР совместно с Институтом по охране труда и экологии был разработан проект «Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Менеджер по охране труда». Данный проект был утвержден Министерством образования Российской Федерации и реализуется на базе Академии труда и социальных отношений.
Важнейшей проблемой, представляющей угрозу безопасности России, является катастрофическое ухудшение состояния здоровья населения, рост инвалидизации и смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте.
Учитывая данные обстоятельства и необходимость кардинального улучшения здоровья трудоспособного населения России, ФНПР выступила одним из инициаторов разработки проекта Программы «Здоровье работающего населения России». Целью этого проекта является улучшение состояния здоровья, снижение общей и профессиональной заболеваемости, уменьшение трудопотерь по болезни, инвалидности и
преждевременной смертности, увеличение средней продолжительности жизни работающего населения России.
По предложению ФНПР проект Программы был внесен на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Комиссия рекомендовала внести проект в Правительство РФ после соответствующей доработки.
Проблеме сохранения здоровья работников, а также формированию Программы были посвящены I, II, III и IV Всероссийские конгрессы «Профессия и здоровье», одним из инициаторов и организаторов которых была ФНПР. ФНПР Проект Программы был поддержан u1089 специалистами, общественностью и работодателями.
Особое внимание в проекте Программы уделено вопросу о социальной ответственности работодателя за сохранение здоровья работников. Учитывая актуальность данного вопроса и в соответствии с постановлением Генерального Совета ФНПР от 26.09.2001г. г. № 14-2 «О работе ФНПР по обеспечению охраны труда и социальной защиты членов профсоюзов», Технической инспекцией труда ФНПР был изучен опыт работы администрации и профсоюзного комитета ОАО «АвтоВАЗ» по проведению профилактической работы по условиям труда и оздоровлению работников. Существующая система сохранения здоровья работников и, прежде всего, создание центра медицины труда привели к значительному снижению инвалидности, общей и хронической заболеваемости на заводе. Результаты этой работы были рассмотрены на Исполкоме генсовета ФНПР и рекомендованы как положительный опыт членским организациям для его распространения
Проводимый анализ Технической инспекцией труда состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости выявил устойчивые тенденции к увеличению хронической заболеваемости у работников органов дыхания. Учитывая, что болезни органов дыхания являются одной из ведущих причин заболеваемости и смертности во всем мире и представляют экономическую и социальную проблему, ФНПР подключил НИИ пульмонологии РФ для подготовки предложений по снижению этого вида заболеваемости. В результате совместного сотрудничества был подготовлен проект Программы профилактики инвалидности вследствие дыхательной недостаточности, который в установленном порядке, как инициативное предложение, был направлен в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Осознавая катастрофическое ухудшение состояния работающего населения России, ФНПР инициировала рассмотрение этого вопроса на парламентских слушаниях «О здоровье работающего населения Российской Федерации». В ходе выступления представителя ФНПР перед законодателями были поставлены задачи, реализация которых могла бы содействовать укреплению здоровья работающего населения, снижению производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости.
Рассматривая защиту трудовых прав работника, охрану его труда, промышленную и экологическую безопасность в качестве одного из приоритетных направлений в деятельности ФНПР и сотрудничества с работодателями и Правительством РФ, Техническая инспекция труда ФНПР подготовила пакет предложений для включения их в проект Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005-2007 годы.
Внесенные Технической инспекцией труда ФНПР предложения включали в себя меры, направленные на совершенствование норм трудового законодательства, законодательства о техническом регулировании социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, совершенствование экологической политики и системы компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, а также экспертизы условий труда и другие.
Практически все предложения Технической инспекции труда вошли в пятый раздел «Защита трудовых прав, охрана труда, промышленная и экологическая безопасность» Генерального соглашения на 2005-2007 годы.
Период с 2001 по 2005 год характеризуется серьезными демографическими, экологическими, технологическими и экономическими изменениями, а также процессом глобализации экономики. Эти изменения и процессы сопровождаются возникновением новых рисков, что потребовало от ФНПР пересмотреть ряд базовых принципов в организации охраны труда и окружающей среды. Для этого ФНПР были подготовлены изменения и дополнения в действующее трудовое законодательство и нормативные правовые акты по охране труда, социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, охране окружающей среды, техническому регулированию и другие.
В ходе подготовки проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации» Технической инспекцией труда ФНПР были подготовлены к разделу «Охрана труда» свыше 100 поправок. Ряд принципиальных поправок вошли в согласованный вариант проекта. Так, например, в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением каждому работодателю, осуществляющему производственную деятельность и имеющему более 50 работников, предписывается создавать службу охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Ранее статья 217 ТК РФ устанавливала такие требования к работодателям, имеющим более 100 работников.
В соответствии с поправкой в статью 226 объемы обязательного финансирования работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда увеличиваются с 0,1 до 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, работ услуг).
Учитывая, что эта поправка не распространяется на государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения, Технической инспекцией труда подготовлены и направлены в Государственную Думу поправки в проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» в части включения в него нормы о финансировании мероприятий по охране труда в бюджетной сфере.
В связи с проведением административной реформы ряд полномочий Федеральной инспекции труда, направленные на профилактику несчастных случаев и профессиональных заболеваний, были признаны избыточными. Занимая по этому вопросу принципиальную позицию, ФНПР удалось отстоять основные полномочия Федеральной инспекции труда на: осуществление надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; составление протоколов об административных правонарушениях и других документов о привлечении виновных к ответственности; право выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, работ инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда и ряд других прав.
Кроме этого удалось добиться включения во вторую часть статьи 221 предложения о повышении норм выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих защиту работников от вредных и опасных факторов, а также неблагоприятных температурных условий
или загрязнения.
ФНПР последовательно отстаивала позицию о необходимости совершенствования законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В этих целях ФНПР были подготовлены предложения в Федеральный закон № 125-ФЗ от 24.07.1998 г. г «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Обобщенно эти предложения заключались в создании демократической системы этого вида страхования на основе страховых принципов. И в частности, в формировании заинтересованности субъектов страхования и постоянному сокращению страховых рисков, гарантированном и в полном объеме выплат пострадавшим на производстве в возмещении вреда, оптимизации страховых взносов страхователя и затрат страховщика на организацию страхования, изменении подходов к установлению скидок и надбавок к страховому тарифу, изменении механизма частичного финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Учитывая, что мероприятия по проведению предупредительных мер являются дорогостоящими, а 20 процентов, которые перечисляет ФСС на эти цели, составляют незначительную сумму, сумму ФНПР предложила сформировать в бюджете ФСС резерв предупредительных мероприятий по снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, который мог бы направляться в качестве инвестиций на финансирование целевых программ по улучшению условий и охраны труда на предприятии.
Кроме того, ФНПР были подготовлены предложения в проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ по вопросам, связанным с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В этих предложениях ФНПР отстаивала права пострадавшего от несчастного случая на производстве на возможность возмещения не только утраченного заработка и дополнительных расходов, вызванных повреждением здоровья, но и заработка, которые потерпевший мог иметь. Также ФНПР настаивала на увеличении суммы возмещения вреда согласно отраслевым тарифным соглашениям. ФНПР выступила против исключения из ФЗ № 125 от 24.07.1998 г. г нормы о праве Федеральной инспекции труда осуществлять контроль и выдавать предписания по вопросам, связанным с социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Кроме этого в проект закона ФНПР была предложена норма, исключающая право ФСС принимать самостоятельные решения по результатам экспертизы по фактам и обстоятельствам наступления страхового случая и ревизовать заключения комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве в части их квалификации. Это было продиктовано тем, что за последние годы ФСС было отказано в назначении страховых выплат более 23% пострадавшим на производстве от общего количества лиц, имеющих право на возмещение вреда. В этих поправках предусмотрены процедуры отмены ошибочного решения ФСС или комиссии по расследованию несчастных случаев, если таковые имеются, через суд или вышестоящую организацию, имеющую право на ведение государственного контроля.
ФНПР постоянно уделяла внимание проблеме социальной защиты ликвидаторов последствий радиационной катастрофы на Чернобыльской АЭС и жителей территорий, загрязненных в результате аварии.
Принципиальная позиция ФНПР по этому вопросу была доведена до законодателей на парламентских слушаниях «О законодательном регулировании и ходе выполнения федеральных целевых программ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС».
По инициативе Технической инспекции труда ФНПР был поднят вопрос, связанный с эксплуатацией и утилизацией радиоизотопных термоэлектрогенераторов (РИТЭГ). Эта проблема связана не только с безопасностью РИТЭГов, но и угрозой радиоактивного загрязнения большой территории и акватории Российской Федерации, жизни и здоровью людей.
В этой связи ФНПР подготовила обращение к Президенту В этой связи ФНПР подготовила обращение к Президенту Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания РФ и Правительству РФ о необходимости всестороннего рассмотрения и решения этой проблемы.
Необходимость вступления России во Всемирную торговую организацию, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции отечественными производителями, а также существенного увеличения ВВП предопределила реформу технического регулирования, завершившуюся принятием Федерального закона «О техническом регулировании». С самого начала этой реформы ФНПР заняла принципиальную позицию. Начиная с 2001 года, ФНПР системно отслеживала ход подготовки проекта законодательства о техническом регулировании. В ходе переписки с Правительством Российской Федерации ФНПР неоднократно выражала озабоченность и высказывала свою позицию о том, что в ходе реформы допускаются ошибки и кардинально, по-революционному, революционному изменяются хорошо зарекомендовавшие себя на практике базовые принципы в системе стандартизации, сертификации
и аккредитации.
Однако, несмотря на настойчивую позицию ФНПР, - Федеральный закон «О техническом регулировании был принят. Несмотря на это, реформа технического регулирования приостановилась в силу несовершенства этого законодательства. ФНПР вновь высказала Правительству озабоченность по поводу неэффективности сложившегося механизма по формированию нормативно-правовой базы технического регулирования и указала на проблемы, которые мешают поступательному движению реформы технического регулирования. Одновременно ФНПР в порядке инициативы подготовила проект закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О техническом регулировании» и направила его в Государственную Думу Российской Федерации. Кроме этого ФНПР были направлены Правительству РФ предложения о выведении из-под действия закона «О техническом регулировании» охраны труда и возложении функции межведомственного координатора по вопросам технического регулирования на Правительство Российской Федерации либо по его поручению на компетентный орган исполнительной власти, знающий проблемы технического регулирования.
Состояние работников и членов их семей в значительной степени определяется состоянием окружающей среды. Эти обстоятельства во многом определили цели и задачи ФНПР и проводимую ею работу по охране окружающей среды в отчетный период.
Одна из основных задач, которые стояли перед ФНПР, - это участие в подготовке проекта закона «Об охране окружающей среды» и Концепции экологической доктрины России. Проекты этих документов широко обсуждались членскими организациями ФНПР, ФНПР ряд принципиальных предложений которых были включены в обоснование позиции ФНПР по совершенствованию проектов. По предложению ФНПР в проект Концепции экологической доктрины России были включены вопросы по развитию общественного экологического контроля и общественной экологической экспертизы, включая экспертизу технологических проектов и государственных программ по охране окружающей среды.
За отчетный период Технической инспекцией труда ФНПР была проведена экспертиза 400 проектов законов и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
При проведении экспертизы ставилась задача не допустить включения правовых норм, направленных на ухудшение состояния условий труда и ущемление прав работников. Например, при проведении экспертизы проекта «Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания…» было установлено, что в случае применения п.п. 30 и 31 «Временных критериев…» нарушались права лиц, пострадавших на производстве. ФНПР потребовала от Министерства труда и социального развития России исключить эти пункты из нормативного правового акта. Однако Минтруд РФ проигнорировал требование ФНПР. ФНПР Несмотря на это, принципиальная позиция ФНПР позволила ей добиться в судебном порядке отмены норм, ущемляющих права работников, пострадавших на производстве.
При проведении административной реформы были внесены существенные коррективы в организацию управления охраной труда.
При утверждении Положений о федеральных органах исполнительной власти в них не были включены вопросы охраны труда, что создало трудности при формировании отраслевых соглашений по охране труда. В этой связи ФНПР обратилась в Правительство РФ с требованиями внести изменения и дополнения в Положения о федеральных органах исполнительной власти в части наделения этих органов полномочиями по проведению политики в области охраны труда.
Для создания условий экономической заинтересованности работодателей в повышении качества производственной среды Технической инспекцией труда ФНПР были внесены предложения к проекту Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Эти предложения сводились к введению прямых льгот в форме вычетов затрат капитального характера, направленных на улучшение охраны труда, предоставление льготных кредитов (беспроцентных или с низким процентом) Российским банком реконструкции и его местными отделениями работодателям на целевое их использование для улучшения условий и охраны труда, предоставление в не- обходимых случаях субвенций отдельным работодателям на целевое их использование для улучшения условий и охраны труда, удорожание некоторых льгот и компенсаций, предоставляемых работникам за работу в неблагоприятных условиях труда.
Первостепенное значение созданию безопасных условий труда принадлежит национальному законодательству, законодательству но само по себе оно недостаточно для того, чтобы своевременно учитывать все эти изменения и поспевать за появлением новых опасностей и рисков. В связи с этим Техническая инспекция ФНПР при поддержке субрегионального бюро МОТ в г. г Москве приняла участие в разработке проекта межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.006 «ССБТ. Общие требования к системам управления безопасностью и гигиеной труда», который был направлен в установленном порядке в членские организации и страны СНГ для обсуждения. Этот проект стандарта был выстроен на базе Руководства Между- народной Организации Труда ILO-OSH 2001 и в нем заложены широкомасштабные подходы с участием представителей сторон социально-трудовых отношений.
В помощь профсоюзному активу Технической инспекцией труда ФНПР в соавторстве был подготовлен ряд пособий: «Правовое регулирование охраны труда», «Правовое регулирование социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «Аудит систем управления охраной труда», «Правовые основы охраны и безопасности труда». Кроме того Технической ин спекцией труда ФНПР была подготовлена юбилейная серия плакатов «Профсоюзы на защите безопасного и достойного труда».
В рамках международного сотрудничества техническая инспекция труда ФНПР принимала участие в подготовке Конвенции и Рекомендации о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве, Рекомендации о перечне профессиональных заболеваний, Протокола к Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда, Резолюции о безопасности и гигиене труда, проекте основы Конвенции, содействующей безопасности и гигиене труда.
За текущий период Техническая инспекция труда принимала участие в 120 мероприятиях по вопросам охраны труда и окружающей среды.
Наиболее значимые ежегодные мероприятия, которые проводились при участии и организационной поддержке ФНПР, являются: Международная выставка «Безопасность и охрана труда» и в рамках этой выставки «Конгресс по охране труда»; Всероссийский конгресс «Профессия и здоровье»; Всемирный «День охраны труда»; Общероссийские Дни защиты от экологической опасности; мероприятия, посвященные памяти погибших во время Чернобыльской аварии и другие. На этих мероприятиях до аудитории доводилась позиция ФНПР, ФНПР направленная на защиту человека труда.

В.В. Трумель,
Секретарь ФНПР, секретарь ФНПР
Главный технический инспектор труда ФНПР