Выпуск от: ноябрь 2006 года   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 11 (37)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ ПО КОНТРОЛЮ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА В ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
(Утверждены приказом Комитета общественных связей г. Москвы от 16 октября 2006 г. № 200)

I. Общие положения. I. Общие положения.

1.1. Рекомендации предназначены для должностных лиц органов исполнительной власти города Москвы, осуществляющих внутриведомственный контроль за соблюдением требований охраны труда в организациях в соответствии со статьей 353 Трудового кодекса Российской Федерации и могут быть использованы при участии в совместных проверках соблюдения требований охраны труда с органами государственного надзора и контроля, общественного контроля.

1.2. Рекомендации разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Правовую основу деятельности органов исполнительной власти города Москвы по контролю за соблюдением требований охраны труда в подведомственных организациях составляют: Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон города Москвы «Об охране труда в городе Москве» от 14 марта 2001 года № 7, Положение о системе государственного управления охраной труда в городе Москве, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 15.04.2003 № 249-ПП. Извлечения из законодательных и нормативных правовых актов приведены в приложении № 1 к рекомендациям.

1.3. Органы исполнительной власти города Москвы на основании настоящих Рекомендаций могут разрабатывать свои положения (рекомендации) об организации контроля за состоянием охраны труда в ведомственных организациях с учетом особенностей отрасли или административного округа.

II. Порядок осуществления контроля за соблюдением требований охраны труда.
Контроль за соблюдением требований охраны труда в ведомственных организациях проводится с целью изучения и анализа деятельности работодателя в области обеспечения охраны труда, выявления нарушений законодательных и
нормативных правовых актов по охране труда, невыполнений работодателем обязательств, определенных Трудовым кодексом Российской Федерации, оказания помощи работодателю в их устранении.
Контроль осуществляется посредством проверки деятельности работодателя по охране труда должностным лицом или
комиссией органа исполнительной власти города Москвы.
Проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом проведения проверок соответствующего органа исполнительной власти города Москвы. План проведения проверок разрабатывается на основе анализа производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, состояния условий труда и других показателей.
Перед началом проведения проверки за соблюдением требований охраны труда в ведомственной организации руководителем органа исполнительной власти города Москвы издается приказ (распоряжение) с указанием цели проверки, сроков ее проведения, конкретного исполнителя или комиссии, даты представления итогового документа по результатам проверки.
Должностное лицо (исполнитель) или председатель комиссии:
-составляет план проведения проверки;
-информирует об этом работодателя и согласует с ним время проведения проверки;
-знакомится с имеющимися в органе исполнительной власти города Москвы материалами об организации, материалами и статистическими данными по тематике проверки, с законодательными и нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации и города Москвы (приложение № 2 к рекомендациям), при необходимости запрашивает от работодателя дополнительную информацию;
К проведению проверки могут быть привлечены специалисты государственных органов надзора и контроля, общественного контроля, базовых центров охраны труда и др.; в случае проведения комиссионной проверки между членами комиссии распределяются обязанности по конкретным вопросам, подлежащие контролю.
Проверки могут быть плановыми и внеплановыми, комплексными и целевыми.
Внеплановые проверки проводятся по результатам расследования несчастных случаев на производстве, при поступлении в органы исполнительной власти города Москвы жалоб и обращений о фактах нарушения законодательства об охране труда.
Комплексные проверки проводятся по всему кругу вопросов организации работы по охране труда.
Целевые проверки проводятся по определенному направлению работы в области обеспечения охраны труда.
По окончании проведения проверки составляется акт проверки. С актом знакомится работодатель и другие ответственные лица организации.
При необходимости проводится расширенное совещание с руководителями и специалистами, представителями трудового коллектива по рассмотрению материалов проверки.
Материалы по результатам проверки предоставляется руководству органа исполнительной власти города Москвы для рассмотрения и принятия мер, направленных на устранение отмеченных нарушений требований охраны труда.
Результаты проверки могут рассматриваться на заседаниях отраслевых и межведомственных комиссиях по охране труда.
Органы исполнительной власти города Москвы ежеквартально направляют обобщенные материалы проверок и информацию о принятых мерах в Комитет общественных связей города Москвы.
III. Проведение проверки деятельности работодателя по организации работы по охране труда.
3.1. При проведении проверки изучается и анализируется работа по охране труда в организации по следующим основным направлениям:
-общие вопросы организации работы по охране труда, система управления охраной труда;
-организация работы службы охраны труда или специалиста по охране труда;
-организация работы комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц;
-планирование и финансирование мероприятий по охране труда;
-обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
-проведение предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников;
-санитарно-бытовое обслуживание работников;
-соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, устранение причин производственного травматизма;
-аттестация рабочих мест по условиям труда, сертификация работ по охране труда;
-наличие инструкций по охране труда по профессиям и видам работ;
-проведение обучения и инструктажей по охране труда;
-пропаганда вопросов охраны труда;
-состояние безопасности труда в структурных подразделениях организации.
В план проверки могут быть включены и другие направления деятельности работодателя по охране труда, такие как выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля, представлений органов общественного контроля, обеспечение охраны труда женщин и лиц моложе 18 лет, обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, отражение вопросов охраны труда в трудовых и коллективных договорах, предоставление работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, организация социального партнерства и осуществление общественного контроля за выполнением требований охраны труда и др.

3.1.1. Общие вопросы организации работы по охране труда.
В соответствии с ГОСТ Р 12.0.006-2002. «Общие требования к управлению охраной труда в организации» в организации может быть разработана система управления охраной труда.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации, с требованиями соответствующих межотраслевых и отраслевых правил по охране труда в организации разрабатываются функциональные обязанности по охране труда руководителей, должностных лиц и специалистов, формируется комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.
Функциональные обязанности могут быть закреплены приказами, распоряжениями, положениями, инструкциями и другими локальными распорядительными документами.
При осуществлении контроля рекомендуется проверить:
-наличие в организации локального нормативного акта о создании Системы управления охраной труда и приказа о введении ее в действие;
-возложение обязанностей по охране труда на руководителей, должностных лиц и специалистов;
-должностные инструкции руководителей, должностных лиц и специалистов служб главного технолога, главного механика, главного энергетика и других служб с указанием в них функциональных обязанностей u1087 по вопросам охраны труда;
-приказы (распоряжения) о назначении: ответственного за электрохозяйство и лица, замещающего его в период длительного отсутствия (отпуск, командировка, болезнь); ответственных за организацию погрузочно-разгрузочных работ;
-ответственного за сохранность и исправность электроинструмента; ответственного за сохранность и исправность лестниц и стремянок; ответственных лиц за безопасную эксплуатацию транспортных средств и других лиц, ответственных за организацию безопасных работ на объектах повышенной опасности;
-наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.

3.1.2. Организация работы службы охраны труда или специалиста по охране труда.
В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 13 Закона города Москвы «Об охране труда в городе Москве» в каждой организации создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, Допускается возложение обязанностей специалиста охраны труда на одного из работников.
При отсутствии службы охраны труда или специалиста по охране труда работодатель вправе заключить договор со специалистом или с организацией, оказывающими услуги в области охраны труда.
Порядок работы службы охраны труда (специалиста по охране труда) регламентирован Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации (утверждены постановлением Министерства труда и социального развития России от 8 февраля 2000 года № 14). На основе данных Рекомендаций в организации разрабатывается Положение о службе охраны труда или должностная инструкция специалиста по охране труда.
Структура и численность службы охраны труда определяется работодателем с учетом требований Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях (утверждены постановлением Министерства
труда и социального развития России от 22 января 2001 года № 10).
При осуществлении контроля рекомендуется проверить:
-приказ о создании службы охраны труда (назначении специалиста по охране труда или возложении обязанностей специалиста по охране труда на одного из работников) или договора со специалистом или организацией;
-положение о службе охраны труда (должностной инструкции специалиста по охране труда), численность, подчиненность;
-планирование работы по охране труда;
-предписания специалиста по охране труда, выдаваемых руководителям структурных подразделений;
-наличие инструкции (программы) вводного инструктажа по охране труда;
-ведение документации (копии распорядительных документов по охране труда, журнал учета несчастных случаев на производстве, перечень действующих инструкций по охране труда и др.);
-наличие кабинета по охране труда и его оснащенность;
-наличие утвержденного перечня профессий и видов и работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
-наличие перечня профессий и должностей, которые должны пройти обучение и проверку знаний требований охраны труда.

3.1.3. Организация работы комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц.
Комитеты (комиссии) по охране труда создаются в соответствии со статьей 218 Трудового кодекса Российской Федерации.
Работа комитета (комиссии) по охране труда организовывается в соответствии с постановлением Министерства труда Российской Федерации от 12 октября 1994 года № 64, которым утверждены Рекомендации по формированию деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек.
На основании настоящих Рекомендаций в организации могут быть разработаны свои рекомендации или положение.
При осуществлении контроля рекомендуется проверить:
-приказ работодателя о создании комитета (комиссии) по охране труда на паритетной основе;
-протокол собрания трудового коллектива или профсоюзной конференции об избрании представителей в состав комитета (комиссии) по охране труда от трудового коллектива;
-план и работа комиссии;
-наличие собственного положения по организации деятельности комитета (комиссии) по охране труда;
-деятельность комитета (комиссии) по охране труда (рассматриваемые вопросы).

3.1.4. Планирование и финансирование мероприятий по охране труда.
Планирование мероприятий по охране труда производится в соответствии с Рекомендациями по планированию мероприятий по охране труда, утвержденных постановлением Минтруда России от 27 февраля 1995 г. № 11.
Объем финансирования мероприятий производится в соответствии со статьей 226 Трудового кодекса Российской Федерации.
Мероприятия по охране труда оформляются разделом в коллективном договоре или соглашением по охране труда. Возможна разработка отдельного плана мероприятий по охране труда.
При осуществлении контроля рекомендуется проверить:
-наличие разработанных мероприятий по охране труда и сроки их реализации;
-достаточность финансирования мероприятий по охране труда, в том числе количество средств, выделенных на мероприятия по охране труда, в расчете на одного работающего в год;
-использование в соответствии с Федеральным законом № 125 от 24 июля 1998 года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» средств Фонда социального
страхования Российской Федерации за счет снижения страхового тарифа (до 40%) и средств (до 20%), направляемых
на предупредительные меры по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

3.1.5. Обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты.
Обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты производится в соответствии со статьями 212,219 – 221 Трудового кодекса Российской Федерации.
Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты изложен в Правилах обеспечения работников
специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утверждены постановлением Министерства труда и социального развития России от 18 декабря 1998 года № 51).
При осуществлении контроля рекомендуется проверить:
-приказ о назначении ответственного лица за обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты;
-наличие сертификатов на средства индивидуальной защиты;
-порядок хранения средств индивидуальной защиты;
-наличие Перечня работ и профессий, в соответствии с которым должны выдаваться средства индивидуальной защиты;
-личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты;
-организация проверки средств индивидуальной защиты перед их выдачей работникам;
-своевременность проведения испытаний средств индивидуальной защиты (страховочные пояса, диэлектрические перчатки, коврики и др.);
-обеспечение химчистки, стирки, ремонта, сушки, обеспыливания и обезвреживания специальной одежды и специальной обуви и замены пришедшей в негодность спецодежды;
-порядок выдачи дежурной спецодежды и спецобуви;
-наличие принудительной вентиляции на участках и рабочих местах с вредными условиями труда, ограждения опасных зон и т.д.

3.1.6. Предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования).
Предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) проводятся в соответствии со статьями 212-214 Трудового кодекса Российской Федерации.
Порядок прохождения этих осмотров (обследований) изложен в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития России от 16 августа 2004 года № 83. Этим Приказом утверждены также Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и Перечень работ, при которых проводятся предварительные и периодические осмотры (обследования).
При осуществлении контроля рекомендуется проверить:
-приказ о прохождении медицинских осмотров (обследований);
-отметку в приемной записке о прохождении предварительного медицинского осмотра (обследования) при приеме на работу;
-наличие Перечня профессий и работ, при поступлении на которые работник должен пройти предварительный медицинский осмотр (обследование);
-наличие поименного списка работников, подлежащих медицинским осмотрам (обследованиям) в период их трудовой
деятельности;
-наличие договора с медицинской организацией на проведение этих осмотров;
-наличие заключительного акта по итогам проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).
-выполнение медицинских рекомендаций.

3.1.7. Санитарно-бытовое обслуживание работников.
Санитарно-бытовое обслуживание работников производится в соответствии со статьями 212 и 223 Трудового кодекса Российской Федерации и регламентируется СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания».
При осуществлении контроля рекомендуется проверить:
-содержание санитарно-бытовых помещений и их соответствие СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания»;
-обеспечение работников (в процентах) гардеробными, душевыми, умывальными, уборными;
-наличие комнат приема пищи, гигиены женщин, помещений для обогрева или охлаждения, хранения средств индивидуальной защиты, питьевого водоснабжения, укомплектование аптечек лекарственными средствами.

3.1.8. Соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.
Порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве изложен в статьях 227-231 Трудового кодекса Российской Федерации и регламентируется постановлением Министерства труда и социального развития России от 05 декабря 2002 года № 73, которым утверждены формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.
При осуществлении контроля рекомендуется проверить:
-наличие журнала регистрации несчастных случаев на производстве и порядок его ведения, отметку о проведении мероприятий по устранению причин несчастных случаев;
-наличие материалов расследования несчастных случаев на производстве;
-приказы по результатам расследования и их выполнение;
-выполнение мероприятий по устранению причин несчастных случаев на производстве и т.д.

3.1.9. Аттестация рабочих мест по условиям труда.
В соответствии со статьей 212, 215 и 2161 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регламентирован Положением о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда (утвержден Минтрудом России от 14 марта 1997 года № 12).
При осуществлении контроля рекомендуется проверить:
-приказ о создании аттестационной комиссии;
-график подготовки и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
-наличие договора с организацией (имеющей на это право) на проведение замеров опасных и вредных производственных факторов;
-приказ об утверждении результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
-план мероприятий по улучшению условий и оздоровлению условий труда, разработанный по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда, источники финансирования мероприятий, выполнение плана;
-использование средств Фонда социального страхования Российской Федерации на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
-механизм доведения результатов аттестации рабочих мест по условиям труда до сведения работников организации мест по условиям труда до сведения работников организации и т.д.

3.1.10. Проведение обучения и инструктажей по охране труда.
Обучение и инструктажи по охране труда работников организации проводится в соответствии со статьями 212 и 225 Трудового кодекса Российской Федерации.
Порядок проведения обучения и инструктажей по охране труда регламентирован ГОСТом 12.0.004-90 ССБТ «Организация обучения безопасности труда. Общие положенияu187 » и Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда России и Минобразования России 13 января 2003 года № 1/29.
При осуществлении контроля рекомендуется проверить:
-утвержденный работодателем перечень видов работ, профессий и должностей, работники которых должны пройти обучение по охране труда и безопасности труда;
-приказ о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда руководителей, должностных лиц и специалистов;
-приказ о создании комиссий по проверке знаний требований безопасности труда руководителей, специалистов и рабочих;
-приказ о прохождении обучения по безопасности труда руководителей, должностных лиц и специалистов;
-приказ о прохождении обучения по безопасности труда рабочих;
-порядок проведения обучения работников, занятых на работах, относящихся к работам повышенной опасности;
-протоколы проверки знаний требований охраны труда руководителей, должностных лиц и специалистов, рабочего персонала;
-наличие удостоверений, программ обучения и экзаменационных билетов о проверке знаний требований безопасности труда, руководителей, должностных лиц и специалистов, рабочего персонала.
-наличие программы проведения вводного инструктажа, программ проведения первичного инструктажа на рабочем месте;
-журнал регистрации вводного инструктажа и журналы регистрации инструктажей на рабочем месте в структурных подразделениях;
-наличие перечня профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте;
-приказ (распоряжение) по организации или структурному подразделению о назначении лиц, под руководством которых проходят стажировку на рабочем месте вновь принятые работники;
-материалы обучения отдельных категорий застрахованных, в том числе за средства Фонда социального страхования Российской Федерации.

3.1.11. Разработка инструкций по охране труда.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить разработку
инструкций по охране труда и их утверждение с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации
или иного уполномоченного работниками органа.
Порядок разработки, утверждения, пересмотра и учета инструкций по охране труда работников регламентирован Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда (утверждены постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 года № 80).
При осуществлении контроля рекомендуется проверить:
-приказ о разработке инструкций по охране труда;
-наличие Перечня работ и профессий, по которым должны разрабатываться инструкции по охране труда;
-наличие Перечня инструкций по охране труда, действующих в организации;
-приказ о вводе в действие инструкций по охране труда;
-приказ о продлении срока действия инструкций по охране труда;
-наличие и порядок ведения журнала учета инструкций по охране труда;
-наличие и порядок ведения журналов учета выдачи инструкций по охране труда в структурных подразделениях;
-наличие инструкций по охране труда в структурных подразделениях.

3.1.12. Пропаганда охраны труда.
Пропаганда передового опыта охраны труда осуществляется в соответствии со статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации.
В этих целях разрабатываются соответствующие планы, организуются наглядная агитация, кабинет по охране труда,
уголки по охране труда в структурных подразделениях и др.
Кабинеты и уголки по охране труда создаются в соответствии с постановлением Минтруда России от 17 января 2001 года № 7, которым утверждены Рекомендации по организации работы кабинета по охране труда и уголка по охране труда.
При осуществлении контроля рекомендуется проверить:
-план работы по пропаганде охраны труда;
-наличие наглядной агитации в структурных подразделениях;
-план работы кабинета охраны труда и его оформление;
-наличие уголков охраны труда в структурных подразделениях и их содержание.

3.1.13. Состояние безопасности труда в организациях.
Проверка состояния безопасности труда в структурных подразделениях и в организациях проводится в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими законодательными и нормативными правовыми актами.
При проверке используются Методические указания по охране труда для организаций города Москвы, утвержденные
Распоряжением Правительства Москвы от 01 июля 2003 года № 1140-РП.
При осуществлении контроля рекомендуется проверить:
-существующий в организации порядок технического надзора за исправным состоянием и безопасной эксплуатацией
зданий и сооружений (СНиП 31-03-2001 (с изм. И-1-91, И-2-93, И-3-94) «Производственные здания», СНиП 2-09-04-87 (с изм. И-1-94, И-5-95, И03-2001) «Административные и бытовые здания», ПОТ Р О 14000-004-98 «Техническая эксплуатация промышленных зданий и сооружений»;
-выполнение требований безопасности при эксплуатации производственного оборудования и применении производственных процессов (ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ «Оборудование производственное. Общие требования безопасности», ГОСТ 12.3.002-75 ССБТ «Процессы производственные. Общие требования безопасности», ПОТ РО-14000-02-98 «Положение. Обеспечение безопасности производственного оборудования»;
-выполнение требований безопасности к территории организации, устройству и содержанию подъездных путей, дорог, проездов, проходов, колодцев (СНиП II-89-80 (с изм. И-1085, И-3090, И-4-94) «Генеральный план промышленных предприятий», ПОТ РО 14000-004-98 «Техническая эксплуатация промышленных зданий и сооружений»);
-выполнение требований безопасности при эксплуатации электроустановок (ПОТ Р М-01602001 «Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок», ГОСТ 12.1.019 – 79 (с изм.1-1-86) ССБТ «Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты», Правила устройства электроустановок (ПУЭ, изд. 7, разд.1 «Общие правила», разд. 7 «Электрооборудование специальных установок»;
-организация безопасной эксплуатации персональных компьютеров и копировально-множительной техники (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-2003 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», СанПиН 2.2.2.13-3202003 «Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике»;
-выполнение требований безопасности при эксплуатации ручных электрических и пневматических машин, инструмента и приспособлений (ГОСТ 12.2.013.0-91 ССБТ «Машины ручные электрические. Общие требования безопасности и методы испытаний», СанПиН 2.2.2.540-96 «Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ», СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и ручному инструменту»);
-выполнение требований охраны труда к производственным объектам и продукции (ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ «Оборудование производственное. Общие требования безопасности», ГОСТ 12.3.002-75 ССБТ «Процессы производственные. Общие требования безопасности», ПОТ РО-14000-002-98 «Положение. Обеспечение безопасности производственного оборудования» и т.д.
В ходе осуществления контроля может проводиться выборочная проверка организации работы по охране труда в структурных подразделениях. При этом следует обращать внимание на следующие вопросы:
-состояние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
-обеспечение здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах;
-правильное применение средств индивидуальной защиты;
-общее состояние производственных и вспомогательных помещений;
-наличие инструкций по охране труда;
-качество проведения инструктажей по охране труда;
-стажировка работников на рабочих местах;
-выполнение мероприятий коллективного договора и соглашения по охране труда;
-выполнение предписаний представителей органов государственного надзора и контроля;
-выполнение предписаний инженера по охране труда;
-наличие плакатов по охране труда, знаков безопасности и уголков по охране труда.

3.2. Оформление результатов проверки.
Результаты проверки рекомендуется оформлять Актом проверки по следующей форме:
Акт
проверки деятельности работодателя по организации
работы по охране труда
________________________________________________
(наименование организации)
от «___»______________200__ г.
Акт составлен ____________________________________
(Ф.И.О., должность проверяющего или председателя комиссии) и членов комиссии________________________________
___________________________________________________
(Ф.И.О., должность)
в том, что «___» ____________200__ г. в соответствии с
планом работы______________________________________
(орган исполнительной власти города Москвы)
проведена проверка деятельности работодателя по организации работы по охране труда, проведенного в производственных и офисных помещениях ______________________
(организация)
В ходе проверки установлено, что в организации проведена определенная работа по улучшению условий и охраны труда, определенная работа по улучшению условий и охраны труда, снижению производственного травматизма и профзаболеваний (отметить положительные моменты деятельности работодателя по основным направлениям: организация управления охраной труда, аттестация рабочих мест по условиям труда, обучение руководителей, специалистов и других работников по охране труда, обеспечение средствами индивидуальной защиты и т.д. в соответствии с планом проверки).
Акт проверки может быть составлен в текстовом варианте:
Акт
проверки деятельности работодателя
по организации работы по охране труда
________________________________________________
( наименование организации)
от «___»______________200__ г.
Акт составлен ____________________________________
(Ф.И.О., должность проверяющего или председателя комиссии) и членов комиссии____________________________
___________________________________________________
(Ф.И.О., должность)

В ходе проверки установлено, что в организации проведена проверка деятельности работодателя по организации работы по охране труда, снижению производственного травматизма и профзаболеваний (отметить положительные моменты деятельности работодателя по основным направлениям): организация управления охраной труда, аттестация рабочих мест по условиям труда, обучение руководителей, специалистов и других работников по охране труда, обеспечение средствами индивидуальной защиты и т.д. в соответствии с планом проверки).
Вместе с тем были выявлены следующие нарушения законодательных и нормативных актов по охране труда Российской Федерации и города Москвы:
1. В нарушение ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, соответствующих отраслевых и межотраслевых
правил по охране труда в организации отсутствуют приказы о назначении ответственных лиц за обеспечение охраны труда как в целом по организации, так и по структурным подразделениям.
Предлагается:
-подготовить и издать приказы о назначении ответственных лиц за обеспечение охраны труда в организации и в структурных подразделениях (статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации, соответствующие отраслевые и межотраслевые правила по охране труда);
-подготовить и издать приказы о назначении ответственных лиц за безопасную эксплуатацию оборудования, инструмента, транспортных средств и т. д. (соответствующие отраслевые и межотраслевые правила по охране труда);
-подготовить и издать приказ о назначении лица, ответственного за электрохозяйство и его заместителя (Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, п.1.2.3 (Приказ Минэнерго России от 13 января 2003 года
№ 6)) и др.
2. В нарушение ст. 212 и 225 Трудового кодекса Российской Федерации и требований Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03. № 1/29 и ГОСТ 12.0.004-90. «Обучение безопасности труда. Общие положения», в организации не проводится в установленном порядке обучение по охране труда работников, соответствующие виды
инструктажей по охране труда, стажировка на рабочих местах, а также по оказанию первой медицинской помощи.
Предлагается:
-издать приказы: о подготовке и утверждении перечня видов работ, профессий и должностей, работники которых должны проходить обучение по охране и безопасности труда; о создании комиссий по проверке знаний требований охраны труда руководителей, должностных лиц и специалистов и рабочих; о прохождении обучения по охране труда руководителей, должностных лиц, специалистов и рабочих;
-разработать и утвердить программы обучения и экзаменационные билеты для различных категорий работников по охране и безопасности труда;
-разработать план-график и организовать обучение по охране труда работников организации;
-разработать программу проведения вводного инструктажа, программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте;
-оформить журнал регистрации вводного инструктажа и журналы регистрации инструктажа на рабочем месте в структурных подразделениях;
-разработать Перечень профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте;
-оформить приказ (распоряжение) по организации или структурному подразделению о назначении лиц, под руководством которых проходят стажировку вновь принятые работники.

3. Не разработаны инструкции по охране труда по профессиям и видам работ (ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации); Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденные Минтрудом России от 17 декабря 2002 года № 80).
Предлагается:
-разработать Перечень видов работ и профессий, по которым должны разрабатываться инструкции по охране труда, и
Перечень инструкций по охране труда, действующих в организации;
-издать приказы: о разработке инструкций по охране труда; о вводе в действие инструкций по охране труда; о продлении срока действия инструкций по охране труда;
-разработать инструкции по охране труда для работников;
-оформить журнал учета инструкций по охране труда;
-оформить журналы учета выдачи инструкций по охране труда в структурных подразделениях;

4. В нарушение статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации и Положения о проведении аттестации рабочих
мест по условиям труда, утвержденного постановлением Минтруда Росси от 14 марта 1997 года № 12, не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда.
Предлагается:
-издать приказ о создании аттестационной комиссии;
-подготовить график подготовки и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
-заключить договор с организацией, имеющей соответствующую аккредитацию на проведение замеров опасных и вредных производственных факторов.

5. В нарушение статьи 218 Трудового кодекса Российской Федерации не создан комитет (комиссия) по охране труда.
Предлагается:
-издать приказ о создании комиссии по охране труда.
-разработать Положение о комиссии по охране труда и утвердить его в установленном порядке в соответствии с Типовым положением о комитете (комиссий) по охране труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая № 413.
Председатель комиссии (проверяющий)______________
Члены комиссии:_____________
С Актом проверки ознакомлены: ___________