Выпуск от: сентябрь 2006 года   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 9 (35)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
КОММЕНТАРИЙ СТАТЬИ № 218

Комментарий статьи № 218: «Комитеты (комиссии) по охране труда»
продолжение . начало в номере 8 (34)

Комитеты (комиссии) по охране труда (далее по тексту Комитеты) создаются в организациях в соответствии с настоящей статьей Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс).
Согласно данной статье основными направлениями работы Комитета являются: координация совместных действий работодателя и работника и их представителей в области охраны труда; подготовка предложений в раздел «Охрана труда» коллективного договора и соглашение по охране труда, контроль за ходом их выполнения; анализ состояния условий и охраны труда, причин и обстоятельств производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; разработка мер, направленных на улучшение организации работы по охране труда и промышленной безопасности, укреплению трудовой и производственной дисциплины работников организации и др.
В соответствии с настоящей статьей и статьей 53 Кодекса «Основные формы участия работников в управлении организациейu187 » Комитет является составной частью системы управления охраной труда в организации и служит одним из органов, через который работник осуществляет право на участие в управлении организацией.
Согласно настоящей статье Комитет проводит свою работу по Типовому положению о комитете (комиссии) по
охране труда, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, который занимается вопросами
условий и охраны труда.
Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждено приказом Минздравсоцразвития России
от 29 мая 2006 года № 413 (опубликованы в № 6 (32) нашей газеты).
Этим приказом признано утратившим силу постановление Минтруда России от 12 октября 1994 года № 64 «О рекомендациях по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и в организациях с численностью работников более 10 человек».
В Типовом положении о комитете (комиссии) по охране труда учтен международный и отечественный опыт по организации работы Комитетов.
В соответствии с Типовым положением о комитете (комиссии) по охране труда (далее по тексту – Положение)
Комитет создается для организации совместных действий работодателя, работников, профессиональных союзов
(статья 30) или иного уполномоченного работниками представительного органа (статья 31) по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и сохранению здоровья работников.
На основе Типового положения в организациях могут разрабатываться свои положения о комитетах (комиссиях)
по охране труда с учетом специфики их деятельности. Положение предусматривает основные задачи, функции и права комитета (комиссии) по охране труда.
Комитет является составной частью системы управления охраной труда организации, а также одной из форм
участия работников в управлении организацией в области охраны труда. Его работа строится на принципах социального партнерства.
Комитет взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, федеральной инспекцией
труда, другими государственными органами надзора и контроля, а также с технической инспекцией труда профсоюзов.
Комитет в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации об охране труда, генеральным, региональным, отраслевым (межотраслевым), территориальным соглашениями, коллективным договором (соглашением по охране труда), локальными нормативными правовыми актами организации.
Положение о Комитете организации утверждается приказом (распоряжением) работодателя с учётом мнения
выборного органа первичной профсоюзной организации и (или) иного уполномоченного работниками организации
представительного органа.
Задачами Комитета являются:
разработка на основе предложений членов Комитета программы совместных действий работодателя, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске
повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.
Функциями Комитета являются:
рассмотрение предложений работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных
работниками представительных органов для выработки рекомендаций, направленных на улучшение условий и охраны труда работников;
оказание содействия работодателю в организации обучения работников по охране труда, безопасным методам
и приемам выполнения работ, а также проверки знаний требований охраны труда и проведения своевременного и качественного инструктажа работников по охране труда;
участие в проведении обследований состояния условий и охраны труда в организации, рассмотрении их результатов и выработке рекомендаций работодателю по устранению выявленных нарушений;
информирование работников организации о проводимых «мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
доведение до сведения работников организации результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и
сертификации работ по охране труда;
информирование работников организации о действующих нормативах по обеспечению смывающими и обеззараживающими средствами, сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, организации хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания;
содействие в организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и соблюдения медицинских рекомендаций при трудоустройстве;
содействие своевременному обеспечению работников организации, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, молоком, другими равноценными пищевыми продуктами и лечебно-Профилактическим питанием;
участие в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда в организации, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществление контроля за расходованием средств организации и Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика), направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ;
подготовка и представление работодателю предложений по совершенствованию работ по охране труда и сохранению здоровья работников, созданию системы морального и материального поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда и обеспечивающих сохранение и улучшение состояния здоровья;
рассмотрение проектов локальных нормативных правовых актов по охране труда и подготовка предложений по ним работодателю, выборному органу первичной профсоюзной организации и (или) иному уполномоченному работниками представительному органу.
Для осуществления возложенных функций Комитету предоставляются следующие права:
получать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных и вредных производственных факторов и мерах по защите от них, о существующем риске повреждения здоровья;
заслушивать на заседаниях Комитета сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других работников организации о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах и соблюдению гарантий прав работников на охрану труда;
заслушивать на заседаниях Комитета руководителей и других работников организации, допустивших нарушения
требований охраны труда, повлекших за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения по охране труда) по вопросам, находящимся в компетенции Комитета;
вносить работодателю предложения о поощрении работников организации за активное участите в работе по созданию условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
содействовать разрешению трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, изменением условий труда, вопросами предоставления работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, компенсаций.
С принятием Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» по трудовой договор с работником может быть расторгнут по инициативе работодателя (статья 81, пункт 6, подпункт «д» в случае нарушения работником требований охраны труда после установления данного нарушения Комиссией по охране труда.
Комитет создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Численность Комитета определяется в зависимости от численности работников в организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников.
Выдвижение в Комитет представителей работников организации может осуществляться на основании решения выборного(ых) органа(ов) первичной(ых) профсоюзной(ых) организации(ий), если он (они) объединяет(ют) более половины работающих, или на собрании (конференции) работников организации; представителей работодателя - работодателем.
В соответствии с новой редакцией статьи 31 Кодекса «Иные представители работников» иным представительным органом работников является представитель (представительный орган), избираемый на общем собрании (конференции) тайным голосованием.
Состав Комитета утверждается приказом (распоряжением) работодателя.
Комитет избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Председателем Комитета, как правило, является работодатель или его ответственный представитель, одним из заместителей является представитель выборного органа первичной профсоюзной организации и (или) иного уполномоченного
работниками представительного органа, секретарем - работник службы охраны труда.
Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы.
Члены Комитета должны проходить обучение по охране труда за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда Минздравсоцразвития России), по направлению работодателя на специализированные курсы не реже одного раза в три года.
Члены Комитета информируют не реже одного раза в год выборный(е) орган(ы) первичной профсоюзной организации(ий) или собрание (конференцию) работников о проделанной ими в Комитете работе.
Выборный(е) орган(ы) первичной профсоюзной организации(ий) или собрание (конференция) работников организации вправе отзывать из Комитета своих представителей и выдвигать в его состав новых представителей.
Работодатель вправе своим решением отзывать своих представителей из Комитета и назначать вместо них новых представителей.
Обеспечение деятельности Комитета, его членов (освобождение от основной работы на время исполнения
обязанностей, прохождения обучения и т.п.) устанавливается коллективным договором, локальным нормативным
правовым актом организации.
В сферу деятельности Комитета, таким образом, входит весь комплекс проблем охраны труда, которые решаются в организации.
Заседания Комитета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
В состав Комитета целесообразно делегировать представителей всех структурных подразделений организации
и, как правило, из числа уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда.
В крупных организациях могут создаваться аналогичные Комитеты и в структурных подразделениях.
Конкретные формы и методы работы определяются Комитетом. Для решения отдельных проблем при Комитете могут создаваться постоянные или временные рабочие группы.
В Российской Федерации законодательная норма о создании Комитета была впервые включена в «Основы законодательства Российской Федерации об охране труда» в августе 1993 года по инициативе профсоюзов, в частности ФНПР.
За эти годы в Российской Федерации накоплен определенный опыт по организации деятельности Комитетов, во многих организациях они созданы и успешно работают. В отдельных организациях Комитеты возглавляют работодатели или их представители, т. к. они понимают, что от совместной работы с представителями работников во многом зависят производственная и трудовая дисциплина, экономическое и финансовое состояние организации, а также моральный и социальный климат в коллективе.
Профсоюзы и иные представительные органы работников также заинтересованы в создании таких Комитетов, через которые они проводят работу по защите трудовых прав работников и осуществление общественного контроля.
Опыт работы показывает, что при нормальной работе Комитета нет необходимости в создании других комиссий, в том числе и комиссий по охране труда при выборном органе первичной профсоюзной организации, что позволяет меньше отвлекать работников от основной деятельности.

В. Медведев