Выпуск от: июнь 2006 года   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 6(32)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
3. ТРЕБУЮТСЯ НОВЫЕ ПОДХОДЫ

3. ТРЕБУЮТСЯ НОВЫЕ ПОДХОДЫ
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ СОВЕЩАНИЕ

Охрана труда как система и связанные с ней вопросы безопасности работников не могут быть объектом технического регулирования в рамках Федерального закона «О техническом регулировании» (далее -Федеральный закон).
По нашему мнению, технические регламенты должны быть разделены на две основные группы:
-требования технического характера;
-требования социально-трудовых отношений (социальные требования).
В требованиях технического характера (в том числе в требованиях безопасности к зданиям и сооружениям, машинам, механизмам и оборудованию, инструменту и материалам) так называемые индексы, или показатели безопасности, должны быть отражены в проектах технических регламентов. Данный Федеральный закон рассматривает здания, сооружения, машины, механизмы и т.механизмы и т.п. как продукцию. Следовательно, технические требования (индексы) безопасности к продукции должны находить отражение в проектах технических регламентов и обеспечивать закладываемые виды безопасности по установленным критериям,
на всех этапах -от разработки документации на соответствующие изделия до полного использования их ресурса и утилизации.
Таким образом, исходя из требований Федерального закона в разрабатываемые общие и специальные технические регламенты следует закладывать минимально необходимые и экономически целесообразные требования (индексы) безопасности. Их техническая, технологическая и экономическая составляющие должны определяться объектом технического регулирования, уровнем (степенью) риска и видом безопасности. При этом определяющим критерием безопасности, закладываемым в тот или иной
технический регламент, должен выступать минимальный уровень безопасности и экономическая целесообразность его установления.
Социальные и иные, связанные с ними, требования охраны (безопасности) труда следует решать в рамках Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам охраны (безопасности) труда через подготовку и принятие межотраслевых и отраслевых правил охраны труда и других видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны и безопасности труда, в порядке и на условиях, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. № 399.
Эти документы должны обеспечивать абсолютную безопасность (охрану) труда всем участникам любого производственного или вспомогательного процесса на всех стадиях его проведения, независимо от вида деятельности или организационно-правовой формы, в объеме и на уровне, достигнутом лучшими предприятиями данного вида деятельности или определенными в законодательном порядке.
При таком подходе предлагается из проектов вновь формируемых межотраслевых и отраслевых правил, других нормативных правовых актов по охране труда исключить
технические требования безопасности (технические нормативы, индексы безопасности и т.д. и тп.) к энергетическому, механическому (технологическому), производственному и вспомогательному оборудованию, иным видам оборудования (машины, механизмы, приспособления, инструмент и т. д.), представляющим собой различные виды продукции, к которым уже были предъявлены определенные требования
безопасности при их изготовлении или вводе в действие.
В проектах вновь подготавливаемых или перерабатываемых межотраслевых (отраслевых) правил и проектах нормативных правовых актов по охране труда предлагается излагать требования охраны (безопасности) труда: к организации различных видов производств и их территории; к территории предприятия и соответствующим цехам; к организации и проведению различных видов работ или отдельных технологических процессов; к размещению технологического оборудования и организации рабочих мест; к управлению этими процессами. Кроме того, эти требования должны быть учтены и в вопросах по: подготовке и проверке знаний
персонала, в том числе работодателя; оценке организации работ по охране и безопасности труда; оценке состояния рабочих мест и используемого оборудования (инструмента, материалов, заготовок) по условиям труда; обеспеченности
средствами коллективной и индивидуальной защиты; организации и проведению общественного контроля; организации и проведению государственного надзора (контроля); условиям и порядку организации и проведения предварительных (при поступлении) и периодических медицинских осмотров; другим организационным и иным вопросам охраны и безопасности труда, являющимся предметом постоянной заботы работодателя и работника.
При формировании проектов правил охраны труда главным и определяющим критерием является гарантированная и обоснованная степень безопасности или охраны труда
любого участника и исполнителя задания.
Особое внимание необходимо обратить на виды деятельности высокой степени опасности и наличия различных факторов окружающей среды и трудового процесса.
При этом уровни организации и приемов труда, с учетом максимально возможных и гарантированных условий их безопасного выполнения, должны обеспечиваться соблюдением всех требований охраны труда, определенных соответствующими статьями ТК РФ, Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации», иными законодательными, подзаконными, нормативными правовыми и локальными нормативными актами.
В проектах правил важно подчеркнуть ответственность как работодателя (организатора работ), так и работника (исполнителя работ), основанную на законодательных актах, регулирующих трудовые отношения.
В проектах межотраслевых (отраслевых) правил основное внимание следует сосредоточить на вопросах организации работ, начиная с момента подготовки рабочего места и оформления на него работника, до полного окончания цикла работ, с обеспечением со стороны работодателя соответствующей организации и уровня руководства работами, а также общественного контроля и государственного надзора, как это определено соответствующими статьями ТК РФ.
Все вместе взятое позволит по-иному отразить требования охраны труда во вновь подготавливаемых проектах межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, а также по их структуре и содержанию.
Предлагается в проектах новых межотраслевых правил иметь, как минимум, тринадцать разделов, раскрывающих основополагающие требования ТК РФ, других федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов по вопросам охраны и безопасности труда, в основном организационной направленности.
1. В разделе «Область применения» целесообразно указать, что правила устанавливают основные положения и требования к условиям, охране и безопасности труда при организации и проведении работ, осуществляемых в ходе производственных и технологических процессов на предприятиях, а также требования к соответствующему уровню охраны и безопасности труда работников организаций всех
видов деятельности и форм собственности исходя из их особенностей.
Должна быть определена область распространения правил, объекты и субъекты взаимодействия.
2. Раздел «Термины и определения» должен содержать терминологию, определения, пояснения терминов и понятий, используемых в правилах.
3. В разделе «Общие требования» следует изложить требования применения и действия правил по всей территории, по субъектам Российской Федерации либо конкретным территориальным образованиям и т.д.
Здесь также необходимо перечислить основные физические и химические опасные и вредные производственные факторы, требования безопасности, предъявляемые к организации производственных процессов, которые должны соответствовать условиям безопасного производства работ, а также специальные требования охраны труда исходя из особенностей производственного процесса.
4. Раздел «Требования к подготовке, обучению и проверке знаний правил по охране труда» должен включать требования к профессиональной подготовке и обучению по
охране труда, проверке знаний работников, ответственности работодателя по подготовке и переподготовке кадров, а также о правах работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации и особенностях подготовки и проверки знаний, вытекающих из условий
организации и производства работ. В этом разделе должно быть сказано о том, что на предприятиях к работам по эксплуатации или обслуживанию сооружений, оборудования, механизмов и выполнению технологических процессов допускаются работники, обладающие соответствующим профессионально-техническим образованием и (или) прошедшие профессионально-техническое обучение и проверку знаний, имеющие соответствующие документы на право допуска к работам.
5. Раздел «Требования к порядку организации и проведения предварительных (при поступлении) на работу и периодических медицинских осмотров» должен содержать
требования к порядку и организации медицинского контроля, который включает предварительные и периодические медицинские осмотры, а также недопущение работников к работе без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований).
В вопросы контроля за здоровьем работников также входят:
-консультации и помощь каждому работнику индивидуально;
-выявление работников, которым требуется компенсация (за полученный ущерб для здоровья);
-статистика профессиональных заболеваний;
-исследования трудовой среды.
6. В разделе «Требования к применению средств коллективной и индивидуальной защиты работников» необходимо предусмотреть требования по обеспечению работников, выполняющих работы с вредными и (или) опасными условиями труда, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты для предотвращения или уменьшения воздействия опасных и вредных производственных факторов.
Работодатель обязан принимать эффективные меры по обеспечению устранения или минимизации риска до уровня, при котором СИЗ не потребуются.
Предоставленные СИЗ должны быть сертифицированы и удобны при использовании.
В этом же разделе следует отразить: необходимость и целесообразность наличия средств коллективной защиты работников, требования по уходу за ними и их содержанию; условия, обеспечивающие нормальную и безаварийную работу; контроль параметров, по которым необходима коллективная защита.
7. В разделе «Требования, предъявляемые к организации работ по охране и безопасности труда работников» необходимо указать основные направления работ по охране труда: осуществление комплекса организационных и технических мероприятий, обеспечивающих безопасные условия труда; предупреждение аварий, пожаров, производственного травматизма и профессиональных заболеваний; выполнение основных организационно-технических мероприятий по снижению опасных и вредных производственных факторов или применению прогрессивных технологий и соответствующего современного оборудования в производствах,
исключающих контакт работников с вредными или опасными веществами.
В разделе также следует перечислить мероприятия по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, возникающих в аварийных ситуациях.
8. В разделе «Требования охраны труда, предъявляемые к производственным помещениям и территории» основное внимание должно быть уделено требованиям охраны труда к содержанию и обустройству производственных помещений, обеспечению безопасности работников при выполнении производственных процессов на рабочих местах, а также к освещению, вентиляции и отоплению, водоснабжению и канализации, санитарно-бытовым помещениям.
9. Раздел «Требования охраны труда работников, предъявляемые при эксплуатации оборудования, его размещении и организации рабочих мест» должен определить общие
требования к оборудованию, его эксплуатации, требования пожаро-взрывобезопасности и электробезопасности оборудования, аппаратуры. Следует особо подчеркнуть -размещение оборудования по группам или видам должно быть в
соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность работников при выполнении ими производственных процессов.
Содержание оборудования и рабочих мест должно соответствовать требованиям, обеспечивающим безопасные и гигиенические условия труда работников.
10. Раздел «Требования охраны труда, предъявляемые при работах в экстремальных условиях» должен содержать общее понятие «экстремальных условий», к которым относятся предельные значения температур, скорость ветра, разряды атмосферного электричества, ливни и т. п., при которых выполняемые работы следует приостанавливать. В данном разделе необходимо учесть особенности работы на высоте при сильном ветре, в тумане (исключающие хорошую видимость), при оледенении сооружений, предполагающие дополнительные меры безопасности.
На предприятиях необходимо разработать планы ликвидации возможных аварий, в которых, с учетом специфических условий, предусмотреть оперативные действия персонала по предотвращению аварий и ликвидации аварийных ситуаций.
11. Раздел «Требования по организации охраны труда работников, предъявляемые при производстве, хранении, перевозке и утилизации продукции» должен учитывать положения статьи 215 ТК РФ, где говорится, что машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям безопасности, отраженным в технических регламентах или других
нормативах, установленных в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия.
Здесь следует указать особенности материалов, продукции, заготовок при их производстве, особенности отходов, а также способы перевозки, хранения и их утилизации, исключающие вероятность рисков в процессе работы с ними.
Требования охраны труда, предъявляемые при производстве, хранении, перевозке и утилизации продукции, должны полностью исключить или снизить до минимума
риск опасности жизни или здоровью работника в соответствии с национальным законодательством и практикой.
12. В разделе «Рациональная организация груда и отдыха» необходимо отметить, что «режимы труда и отдыха работников, занятых эксплуатацией или обслуживанием сооружений, оборудования, механизмов и выполнением технологических процессов, устанавливаются в соответствии с действующим законодательством и правилами внутреннего распорядка организации».
Для отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, на основании ТК РФ и постановлений Правительства Российской Федерации должны быть предусмотрены особые режимы рабочего времени и времени отдыха.
13. В разделе «Ответственность за нарушение правил» следует обратить внимание, что за нарушение требований действующего законодательства в области охраны труда
работники несут административную, материальную или уголовную ответственность, т.е. лица, виновные в нарушении настоящих Правил, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
По нашему мнению, такое формирование структуры и содержания проектов правил или других нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные
требования охраны труда, обеспечит снятие проблемы в подходах по отражению требований охраны (безопасности) труда в проектах подготавливаемых правил и требований, формируемых в проектах технических регламентов, что позволит сохранить систему охраны труда в правовом поле ТК РФ, поскольку целью этой системы является сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Сохранение жизни и здоровья работников в процессе производства во многом обусловлено соблюдением большого количества требований безопасности и гигиены труда.
Учитывая высокую сложность и потенциальную опасность большинства производственных процессов, низкий уровень культуры производства и высокий уровень травматизма, указанные требования должны носить обязательный характер
для всех организаторов и участников трудовых (производственных) процессов. Поэтому все нормативные правовые акты, перечисленные в постановлении Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 г.гг№399 «О нормативных
правых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», должны сохранить свой обязательный характер для всех хозяйствующих субъектов.
Основные положения проектов межотраслевых (отраслевых) правил должны быть сформированы на требованиях соответствующих статей ТК РФ, на других федеральных законах и постановлениях Правительства Российской Федерации по вопросам охраны труда.
Совершенствование всего комплекса нормативных правовых документов -это фактически формирование новой национальной системы охраны труда, отвечающей требованиям современного отечественного и международного законодательства.
Такая система должна формироваться на своем правовом поле на основании ТК РФ.
Необходимо обеспечивать единство терминов и определений, используемых в межотраслевых (отраслевых) правилах по охране и других нормативных актах, содержащих ордер государственные нормативные требования охраны труда.
Следует особо подчеркнуть, что нормы охраны труда должны соответствовать основополагающим национальным законодательным актам. Они могут быть повышены с целью дальнейшего совершенствования условий и охраны труда при формировании отраслевых (межотраслевых) правил до уровня, достигнутого лучшими коллективами (организациями) Российской Федерации или конкретными представителями их корпоративных объединений.
Решение проблемы в рамках высказанных предложений позволит снять необоснованные ограничения на регистрацию межотраслевых (отраслевых) правил и других нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, введенные Минюстом России с момента вступления в действие Федерального закона «О техническом регулировании».
Тахтасьев Э.Ю.,
заместитель заведующего отделом норм и стандартов ФГУ «ВЦОТ»