Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации» принят Государственной думой в первом чтении 20.06.2003 г.
Решением Комитета по труду и социальной политике от 20 января 2004 года была создана рабочая группа из числа депутатов Государственной Думы, Представляющих все депутатские объединения, а также представителей сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений (Правительства Российской Федерации, общероссийских объединений работодателей, общероссийских объединений профессиональных союзов), Администрации Президента Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации.
Одновременно была создана группа экспертов для предварительного рассмотрения поправок и выработки дополнительных предложений.
За прошедший период проведено: 4 заседания рабочей группы, 80 заседаний группы экспертов, 23 совещания представителей от сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
с участием Председателя Комитета А. К. Исаева с целью урегулирования разногласий по отдельным поправкам.
Всего рассмотрено более 1000 поправок, в том числе более 200 новых редакций поправок, доработанных авторами с учетом высказанных группой экспертов замечаний и предложений, а также дополнительных согласующих поправок. По рекомендации группы экспертов около 200 поправок сняты авторами с рассмотрения.
Рассмотрение проекта закона во втором чтении намечено провести в мае текущего года.
Обращаем внимание читателей на изменения и дополнения, имеющие непосредственное отношение к вопросам охраны труда.
1. В проекте закона предусмотрено избрание иного представительного органа работника, чего нет в действующем Трудовом кодексе:
-Статья 31. "Иные представители работников" изложена в
следующей редакции:
В случаях, когда работники данного работодателя не объединены какими-либо первичными профсоюзными организациями или когда ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном настоящим Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).
Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий»;
2. Внесены существенные изменения и дополнения в раздел
«Охрана труда».
Введена дополнительная статья 2161 «Государственная экспертиза условий труда».
В связи с проведением административной реформы уточняются полномочия и порядок деятельности федеральной инспекции труда, ее взаимодействия с другими государственными органами и органами местно го самоуправления, порядок расследования и учета несчастных случаев.
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением, каждому работодателю, осуществляющему производственную деятельность, и имеющему более 50 работников, предписывается создавать службу ох раны труда или вводить должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Ранее статья 217 устанавливала та кие требования к работодателям, имеющим более 100
работников.
В соответствии с поправкой в статью 226 объемы обязательного финансирования работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) увеличиваются с 0,1 до 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
В Раздел "Охрана труда" внесены следующие изменения:
-часть четвертая статьи 216 дополнена предложением следующего содержания: «Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях,
определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации»;
- новая «Статья 2161. Государственная экспертиза условий труда" изложена в следующей редакции:
Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
фактического состояния условий труда работников, в том числе условий труда в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых Работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц);
запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
проводить необходимые наблюдения, анализ, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Феде рации.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:
составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в судебные органы, органы исполнительной власти,
работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;
обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключении, обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений»;
- в статье 217:
в части первой слова «в каждой организации, осуществляющей» заменить словами «у каждого работодателя, осуществляющего», слова «с численностью более 100 работников» заменить словами «численность работников которого превышает
50 человек»;
части вторую и третью изложить в следую щей редакции:
«Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель -индивидуальный предприниматель, руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работ ник, либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору»;
-часть первую статьи 218 изложить в следующей редакции:
«По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
-в статье 219:
в наименовании слова «отвечающие требованиям безопасности и гигиены» заменить словами «в условиях, отвечающих требованиям охраны труда»;
в абзаце девятом слова «в области государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, работника ми» заменить словами «уполномоченными на проведение государственного надзора и контроля, органами исполнительной власти», слова «профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труда и охране труда» заменить словами «профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права»;
абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:
«Компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасны ми условиями труда»;
дополнить частями второй -четвертой следующего содержания:
«Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия предоставления компенсаций устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредны ми и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются».
- в статье 226:
в части первой слова «законами, иными нормативными правовыми актами и актами» заменить словами «федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Феде рации, нормативными правовыми актами»;
части вторую и третью изложить в следую щей редакции:
«Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений)
осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг)»;
в части четвертой слова «в организациях» заменить словами «у работодателей», слова «законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации» заменить словами «федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления».
3. В соответствии с требованиями Конституции РФ статья 352 дополняется новыми положениями о способах защиты трудовых прав работников.
Воспроизводится конституционная норма о том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Система основных способов защиты трудовых прав дополнена судебной защитой. По-новому расставлены приоритеты элементов системы.
Статья 352 "Способы защиты трудовых прав и свобод" в проекте закона изложена следующим образом:
"Каждый вправе защитить свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:
- самозащита работниками трудовых прав;
-защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
-государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- судебная защита".
В статьи 353 и 357 внесены изменения, позволяющие осуществлять надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства не только в организациях, но и у работодателей - физических лиц.
Уточняется компетенция государственных инспекторов труда.
4. Статьей 2 проекта закона признается утратившим силу Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
|