Выпуск от: февраль 2006 г.   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 2 (28)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ПРОФСОЮЗНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ОХР

Профсоюзный контроль за соблюдением требований охраны труда

В соответствии со ст. 370 «Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законо­дательства и иных нормативных правовых ак­тов, содержащих нормы трудового права» Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) профсоюзные инспектора имеют право проводить независимую экспер­тизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации. В целях реализации этого права Общероссийским объединением профсоюзов «Российское объединение социальных технологий» (РОСТ) разработано и утверждено Положение об Объединенной профсоюзной инспекции труда ОПИТ РОСТ — едином профсоюзном органе контроля за соблюдением работодателем законодательства о труде и об охране труда, в состав которого входят профсоюзные инс­пектора труда (правовые и охраны труда) и эксперты по охране труда. Постановлением ЦС РОСТ от 29.12.04 № РОСТ-1-059 утверж­ден Порядок проведения независимой экс­пертизы условий труда на рабочих местах (инструкция для профсоюзных инспекторов ох­раны труда и профсоюзных экспертов по ус­ловиям труда).
Согласно этому документу распоряжение о проведении экспертизы может выдать:
• генеральный инспектор труда РОСТ и его заместитель;
• главный профсоюзный инспектор охраны труда РОСТ;
• представитель генерального инспектора труда РОСТ из числа профсоюзных инспекторов труда (профсоюзных экспертов труда) ОПИТ РОСТ.
Экспертиза проводится ежегодно во всех организациях, в которых в соответствии с коллективным договором реализуется про­грамма охраны труда РОСТ, для обеспечения непрерывности контроля за состоянием ох­раны труда в организациях.
Экспертиза проводится по заявке соот­ветствующей профсоюзной организации на всех рабочих местах организации, рабочих местах структурного подразделения органи­зации либо выборочно на конкретных рабо­чих местах, указанных в заявке, экспертной комиссией, состоящей из (главных) профсо­юзных инспекторов охраны труда и профсо­юзных экспертов по условиям труда, назна­ченных должностным лицом ОПИТ РОСТ, на основе:
• Руководства Р 2.2.755-99 «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса»;
• Методических указаний Минтруда России от 30.07.99 № МУ ОТ РМ 02-99 «Оценка травмобезопасности рабочих мест для целей их аттестации по условиям труда»;
• результатов аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях;
• данных лабораторных измерений вредных факторов производственной среды;
• экспертных оценок состояния условий труда на рабочих местах.
Для проведения экспертизы работодатель должен предоставить в распоряжение экс­пертной комиссии всю необходимую доку­ментацию на каждое рабочее место, по всем подразделениям и на организацию в целом.
При проведении экспертизы экспертная комиссия проводит следующую работу:
• исследует результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и соответствие их нормативным документам по охране труда;
• при отсутствии результатов аттестации инициирует начальный этап проведения аттестации, т. е. проводит оценку условий труда на рабочих местах по показателям тяжести и напряженности трудового процесса;
• при проведении начального этапа аттестации рабочих мест по условиям труда оформляет протоколы оценки условий труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса (см. приложение);
• оформляет акт о проведении экспертизы.
При проведении экспертизы профсоюзный инспектор охраны труда (профсоюзный эксперт по условиям труда) обязан:
• выявить наличие и степень влияния на здоровье работников вредных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, в т. ч. — неустранимых при современном техническом уровне производства и организации труда (абз. 9 ст. 210 ТК РФ);
Примечание. Официально этот термин не име­ет определения, но РОСТ считает, что показатели вредных факторов, которые могут быть признаны неустранимыми при проведении аттестации рабо­чих мест или экспертизы условий труда, следующие:
• звуковые показатели и вибрация — вибрация локальная, эквивалентный корректированный уровень виброскорости, виброускорения; вибрация общая, эквивалентный коррек­тированный уровень виброскорости, виброускорения для отдельных видов транспортно­го оборудования;
• инфразвук, общий уровень звукового давления — ультразвук воздушный, уровни звукового давления в 1/3 октавных полосах частот, при превышении ПДУ свыше 20; ультразвук контактный, уровень виброскорости;
• показатели температуры воздуха для открытых территорий;
• естественное освещение;
• рабочая поза;
• интеллектуальные нагрузки — содержание работы, восприятие сигналов (информации) и их оценка, распределение функций по степени сложности задания, характер выполняемой работы;
• сенсорные нагрузки — длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений, число производственных объектов одновременного наблюдения, нагрузка на голосовой аппарат;
• эмоциональные нагрузки — степень ответственности за результат собственной деятельности, степень риска для собственной жизни, степень ответственности за безопасность других лиц;
• монотонность производственной обстановки;
• проверить предоставление работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, соответствующих гарантий, доплат и компенсаций;
• дать обоснованное представление работодателю по результатам проведенной экспертизы, в т. ч. рекомендации по предоставлению работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, соответствующих гарантий, доплат и компенсаций.
Рекомендации профсоюзных инспекто­ров охраны труда, проводивших экспертизу, обязательны к исполнению работодателем, если это оговорено в коллективном догово­ре, и в любом случае обязательны к рассмотрению их работодателем или его представи­телями с обязательным обоснованным отве­том в семидневный срок (ст. 212, 370 ТК РФ). В противном случае результаты экспертизы передаются в органы государственной экс­пертизы условий труда и органы государ­ственной инспекции труда.
При проведении ежегодной независимой экспертизы условий труда на рабочих местах конкретной организации распоряжением со­ответствующего должностного лица ОПИТ РОСТ создается временная экспертная ко­миссия из числа членов постоянно действу­ющей экспертной комиссии ОПИТ РОСТ.
Независимая экспертиза условий труда заключается в комплексной оценке факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса по по­казателям, оказывающим влияние на здоро­вье и работоспособность работника в процес­се труда (согласно Руководству Р 2.2.755-99).
В процессе проведения независимой эк­спертизы условий труда на рабочих местах временная экспертная комиссия должна:
• выявить весь комплекс факторов производственной среды и трудового процесса, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья работников, и причины их образования;
• определить соответствие предметов труда, орудий труда, продуктов труда, материалов, окружающей производственной среды, параметров трудового процесса соответствующим нормам и нормативам;
• определить класс условий труда (КУТ) по каждому рабочему месту.
По результатам экспертизы, руководству­ясь утвержденными критериями, показателя­ми и нормативами, председатель временной экспертной комиссии составляет акт о про­ведении независимой экспертизы оценки ус­ловий труда работников (см. приложение), в котором излагаются рекомендации по со­вершенствованию охраны труда на рабочих местах и применению доплат и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными усло­виями труда.
Акт о проведении независимой эксперти­зы условий труда в организации оформляет­ся на основе представленных на экспертизу материалов и дополнительных исследований условий труда, проведенных профсоюзными инспекторами охраны труда (профсоюзными экспертами по условиям труда) в соответ­ствии с Руководством Р 2.2.755-99.
В акте указываются точное наименование регионального отделения ОПИТ РОСТ, адрес и телефоны соответствующего регионально­го отделения, дата утверждения и номер акта о проведении независимой экспертизы.
Разделы «Результаты экспертизы» и «Вы­воды и рекомендации» оформляются на осно­ве представленных на экспертизу материалов, соответствия представленных материалов нормативным документам по охране труда, дополнительных исследований условий труда, проведенных профсоюзными инспекторами охраны труда (профсоюзными экспертами по условиям труда) в соответствии с Руковод­ством Р 2.2.755-99.
Конкретный перечень рабочих мест орга­низации с вредными условиями труда оформ­ляется приложением к акту независимой эк­спертизы.
Чтобы обеспечить работникам здо­ровые и безопасные условия труда одной только контрольной функции со стороны профсою­зов недостаточно. Профсоюзы должны при­нимать самое активное участие и в проведе­нии аттестации рабочих мест по условиям труда. С этой целью в 2005 г. специалистами РОСТ разработано Положение о порядке участия профсоюзов РОСТ в аттестации ра­бочих мест по условиям труда и контроле за состоянием охраны труда в организациях, утв. постановлением ЦС РОСТ от 27.09.05 № РОСТ-1-060. Этот документ введен в дей­ствие с 1 октября 2005 г.
Указанное Положение устанавливает:
• какие из профсоюзных органов и долж­ностных лиц могут и должны принимать участие в подготовке и проведении атте­стации;
• конкретные обязанности профсоюзных органов и должностных лиц при подготовке и проведении аттестации;
• перечень показателей вредных факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут носить неустранимый характер.
Первичная профсоюзная организация совместно с администрацией организации и профсоюзной инспекцией охраны труда ОПИТ РОСТ участвует в организации работ по аттестации рабочих мест по условиям тру­да, сопровождает ее проведение и участвует в оценке полученных результатов для их даль­нейшего использования при составлении пла­на мероприятий по улучшению условий и ох­раны труда и социальных программ.
В состав аттестационной комиссии из чис­ла профсоюзных инспекторов охраны труда ОПИТ РОСТ могут быть включены инспекто­ра, прошедшие соответствующее обучение и имеющие сертификаты (свидетельства) о завер­шении такого обучения. Такими сертификата­ми являются документы следующих организа­ций: НИИ труда (Москва), НИИ охраны труда (Иваново), НИИ охраны труда (Санкт-Пе­тербург), Всероссийский центр охраны труда (Москва), Московский городской центр условий и охраны труда, Уральский центр охраны труда (Екатеринбург), а также сертификат аттестации ОПИТ РОСТ при наличии подписи начальника Управления надзора и контроля за соблюдени­ем законодательства о труде Федеральной служ­бы по труду и занятости и заместителя руко­водителя Государственной инспекции труда в г. Москве (в соответствии с Соглашением о со­трудничестве между РОСТ и Рострудом).
Наличие в профсоюзах проработанной и согласованной с государственными органами документации позволяет им эффективно вы­полнять свои функции по организации работ по охране труда и контролю за соблюдением работодателем законодательства о труде и ох­ране труда.

Д.А. Семенов,
президент Общероссийского объединения
профсоюзов «Российское объединение
социальных технологий»