Выпуск от: октябрь-ноябрь 2005   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 10-11(24
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
МАТЕРИАЛЫ К ЗАСЕДАНИЮ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ПО О

Материалы к заседанию Координационного совета по охране труда Московской области
1. К вопросу:
«О мерах по обеспечению требований охраны труда в проектах строительства и реконструкции производственных объектов»
В Московской области экспертиза условий труда проектов строительства, реконструкции и технического переоснащения объектов производственного назначения проводится Главным управлением по труду и социальным вопросам Московской области на основании Трудового кодекса Российской, Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации», в соответствии с «Положением о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2003 № 244, и является одним из важнейших направлений профилактики производственного травматизма.
Экспертиза условий труда является обязательным этапом инвестиционного процесса в строительстве. Она выполняется в целях проведения единой государственной социально-экономической политики по улучшению условий труда, а также для предотвращения строительства и реконструкции объектов, создание и использование которых не отвечает требованиям государственных норм или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.
Наличие заключения по результатам государственной экспертизы условий труда о согласовании проектной документации является законодательным требованием и обязательным условием для утверждения проектной документации, нормального функционирования строительного производства, окончание которого - приемка в эксплуатацию строительных объектов.
Количество проводимых государственных экспертиз условий труда проектной документации в Московской области ежегодно увеличивается почти в полтора раза (в 2004 г. - 315, в 2003 г. - 221). За 10 месяцев 2005 года проведена государственная экспертиза 305 проектов.
Практика реализации требований Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 215), федерального и областного законодательства об охране труда показывает, что значительная часть проектов строящихся и вводимых в эксплуатацию объектов имеют недоработки в части создания здоровых и безопасных условий труда. Результаты экспертизы показывают, что при разработке отдельных разделов проектов строительства и реконструкции допускается использование не действующих нормативных актов. На проектном уровне закладываются решения, которые при их реализации приведут к созданию на производственных объектах вредных или опасных условий труда.
В ходе государственной экспертизы условий труда только в 2005г. выявлено более 2260 нарушений и недостатков, а около половины проектов, представленных на экспертизу, были направлены на доработку и приведение их в соответствие с требованиями действующих нормативных правовых актов по охране труда.
Отмеченное, свидетельствует о недостаточности мер, направленных на развитие производственной инфраструктуру, создание безопасной среды жизнедеятельности.
Вместе с тем, выборочные проверки и анализ информации, поступившей от отраслевых министерств и ведомств, государственных органов надзора и контроля, муниципальных образований, показали, что количество возводимых и реконструируемых объектов на территории области значительно превышает количество проектов, прошедших согласование с органами государственной экспертизы. Продолжает иметь место проектирование, строительство и приемка объектов в эксплуатацию на территории области без проведения соответствующей экспертизы. Лишь только каждый шестой проект строительства и реконструкции объектов, включенных в титульные списки строительства, был представлен на экспертизу проектных решений.
Кроме того, при приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов на территории Московской области, не в полной мере соблюдается действующее законодательство и правила приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов. В частности, приемочные комиссии, не всегда проверяют соответствие объектов и смонтированного оборудования проектам, подготовленность объектов к эксплуатации и выпуску продукции (оказанию услуг), включая выполнение мероприятий по обеспечению на них условий труда в соответствии с требованиями техники безопасности и производственной санитарии. Не всегда отслеживается устранение недостатков и нарушений, выявленных при проведении государственной экспертизы условий труда.
Отмеченное свидетельствует о недостаточности государственного надзора за соблюдением участниками строительства организационно-правового порядка строительства и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов производственного назначения.

2. К вопросу:
«О предложениях в план комплексных проверок Комиссии по координации деятельности надзорных и контрольных органов при Коллегии федеральных органов исполнительной власти Московской области на 2006 год»
В рамках совершенствования системы государственного управления охраной труда в Московской области постоянно ведутся поиски новых организационно-правовых форм управления охраной труда и обеспечения соблюдения законодательства о труде и охране труда.
Решением Коллегии федеральных органов исполнительной власти Московской области от 9 октября 2003 г. №8 образована Комиссия по координации деятельности надзорных и контрольных органов.
Целью создания Комиссии является образование действенного механизма реализации трудового законодательства, эффективного обеспечения соблюдения законов, иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, комплексное инспектирование, надлежащее инспекторское реагирование на нарушителей законодательства и осуществление разъяснительной работы, правовое воспитание населения Московской области в духе уважения к праву, закону.
В состав Комиссии наряду с Государственной инспекцией труда в Московской области вошли представители 9 надзорных органов, Московского областного объединения организаций профсоюзов, Главного управления по труду и социальным вопросам Московской области, Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации. В дальнейшем, по мере накопления опыта работы и с целью повышения эффективности деятельности в работе Комиссии приняли участие: Управление по делам миграции ГУВД Московской области, Гостехнадзор Московской области, Административно-технический надзор Московской области и Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Московского области. Практически во всех проверках и проводимых заседаниях Комиссии участвуют работники органов прокуратуры.
При проведении проверок контролируется выполнение всего спектра требований действующего трудового законодательства, правил и норм охраны труда.
Как показывает практика, работа Комиссии позволяет проводить всесторонние проверки соблюдения нормативных правовых требований в организациях в короткие сроки, без дублирования проверяемых вопросов, в тесном взаимодействии различных органов, а также эффективно реализовать взаимодействие структурных подразделений местной администрации, органов надзора и контроля, объединений работодателей и профсоюзов, активизировать работу координационных советов муниципальных образований Московской области и содержательно наполнить принимаемые главами городов и районов территориальные программы улучшения условий и охраны труда.
В 2003-2005 годах надзорными и контрольными органами, входящими в состав Комиссии, проведены проверки организаций 19 муниципальных образований (в 2003 г. - 6, в 2004 г. - 7, в 2005 г. - 6), в результате которых было выявлено и устранено более 6600 нарушений трудовых прав и законных интересов граждан.
В практику внедрено обязательное обсуждение материалов проверок надзорными и контрольными органами на совещаниях под председательством Главного федерального инспектора в Московской области, с участием глав соответствующих муниципальных образований, руководителей организаций, на которых проводились проверки, с привлечением средств массовой информации, организацией выставок средств индивидуальной защиты.
По итогам комплексных проверок у руководителей организаций, глав муниципальных образований резко изменилось отношение к вопросам охраны труда и обеспечения социально-экономической защищенности работников. Так, многие выявленные нарушения были устранены руководством обследуемых предприятий еще до окончания проверки, значительное число нарушений устранялось в возможно короткие сроки после выдачи предписаний.
Эффективность деятельности Комиссии проявилась и в снижении производственного травматизма и объемов невыплаченной зарплаты.
В 2006 году практика проведения комплексных проверок организаций в Московской области будет продолжена.
Учитывая результаты анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях, предлагается включить в план комплексных проверок Комиссии по координации деятельности надзорных и контрольных органов при Коллегии федеральных органов исполнительной власти Московской области на 2006 год предприятия и организации:
- Химкинского района (Количество пострадавших на производстве с тяжелым исходом за 9 месяцев 2005 г. – 4 человека, 2004 г. – 0);
- г. Ивантеевки (Количество пострадавших на производстве с тяжелым исходом за 9 месяцев 2005 г. – 5 человек, 2004 г. – 2 человека);
- г. Электросталь (Численность работников, занятых на работах, где условия труда не отвечают санитарно-гигиеническим нормам, составляет 26,6%, средний показатель по Московской области - 12%);
- Шатурского района (Численность работников, занятых на работах, где условия труда не отвечают санитарно-гигиеническим нормам, составляет 29,9%, средний показатель по Московской области - 12%);
- Балашихинского района (Количество пострадавших на производстве со смертельным исходом за 9 месяцев 2005 г. – 6 человек, 2004 г. – 3 человека);
- Щелковского района (Количество пострадавших на производстве со смертельным исходом за 9 месяцев 2005 г. – 4 человека, 2004 г. – 1 человек).

3. К вопросу:
«О предложениях по совершенствованию организации обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных»
Обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации проводится в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Ежегодно Федеральным Законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации устанавливаются общие объемы финансирования обучения отдельных категорий застрахованных. Порядок использования этих средств устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Московская область в числе первых четырех субъектов Российской Федерации в сентябре 2000 года приняла участие в организации данного вида обучения. За период с 2000 по 2004 год за счет страховых взносов прошли обучение около 130 тыс. работников организаций Московской области. Все средства, выделенные на цели обучения, были использованы в полном объеме. По результатам ежегодных проверок целевого использования финансовых средств, проводимых контрольно-ревизионными органами Российской Федерации, замечаний не было.
Вместе с тем на федеральном уровне до настоящего времени не разработаны правовые механизмы, устанавливающие порядок финансирования и управления процессом обучения отдельных категорий застрахованных. Порядок меняется ежегодно, без учета опыта работы, накопленного в субъектах Российской Федерации. В 2005 году принят всего один нормативный документ по организации обучения – это «Порядок обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных», утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.04.2005 № 290. Порядком определены категории застрахованных, подлежащих обучению, и формы отчетности Минздравсоцразвития РФ. Данным приказом утверждено также «Распределение средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на проведение обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных на 2005 год» среди субъектов Российской Федерации с указанием плановой численности обучаемых и стоимости расходов на обучение одного застрахованного.
Порядок финансирования обучения, организации учебного процесса и отбора исполнителей (обучающих организаций) нормативными правовыми актами не определен.
Органы исполнительной власти субъектов Федерации, в нарушение требований Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (статья 6), фактически отстранены от решения вопросов, связанных с организацией обучения на своей территории, включая определение учебных центров, непосредственно проводящих обучение.
При распределении финансовых средств не учитывается реальная структура экономики субъектов Федерации и потребности предприятий в обучении своих специалистов. Так, в 2005 году в Московской области более 20% средств решением федеральных органов государственной власти направлено на обучение работников агропромышленного комплекса.
Не разработаны механизмы, позволяющие провести объективную оценку целевого использования финансовых средств, направляемых на обучение, отсутствует четкое определение категорий работников, подлежащих обучению за счет средств страхования.
Средства на обучение поступают в учебные центры с большим опозданием. Обучение они вынуждены проводить за счет собственных средств.
Отсутствие нормативного регулирования в вопросах взаимодействия исполнительных органов Фонда социального страхования, органов государственной власти, государственных органов надзора и контроля, которые в рамках своих полномочий обязаны обеспечивать реализацию требований законодательства в сфере охраны труда, включая обучение, приводит к несогласованности принимаемых ими решений, необоснованном дублировании функций и некомпетентности в решении вопросов, не относящихся напрямую к их сфере деятельности.
Действующая в настоящее время система обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных не позволяет достичь основной цели обучения – предупреждение производственного травматизма и улучшение условий труда работников, занятых в производстве с высоким уровнем профессиональных рисков.
Необходимо определить новые подходы к организации обучения за счет средств Фонда социального страхования РФ.
Предлагается:
1. Распределение финансовых средств по субъектам Российской Федерации проводить в соответствии с суммами страховых взносов, перечисленных организациями в Фонд социального страхования в предшествующем году.
Это даст возможность направить средства на обучение работников, занятых в производстве с высоким уровнем профессиональных рисков, исходя из реальной структуры экономики субъекта Федерации.
2. Предоставить право органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации самим определять категории застрахованных, подлежащих обучению в первоочередном порядке, исходя из реальной ситуации с состоянием производственного травматизма в отраслях экономики и уровня ответственности должностных лиц за обеспечение безопасности труда.
Учитывая, что источником финансирования обучения являются страховые взносы предприятий, необходимо обеспечить равные возможности использовать эти средства предприятиям всех форм собственности.
3. Право на обучение за счет средств страхования предоставлять учебным центрам, прошедшим конкурсный отбор. При этом организаторами конкурса должны выступать совместно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональные отделения Фонда социального страхования.
Следует отказаться от практики установления стоимости обучения одного слушателя. Это даст возможность победителям конкурса использовать выделяемые средства только на частичное покрытие затрат на обучение и соответственно обучить большее число работников в пределах установленных объемов финансирования. Кроме того, жесткое определение цены противоречит основному принципу конкурсного отбора.
4. Финансирование учебных центров осуществлять Фондом социального страхования через свои региональные отделения, с предоставлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации права определять объемы финансирования по каждому учебному центру в пределах общего объема средств, выделенных региону.
Это даст возможность сократить сроки поступления средств в учебные центры и возможность обеспечить контроль их целевого использования.
5. Определить полномочия (функции) органов исполнительной власти и исполнительных органов Фонда социального страхования по осуществлению управления и контроля за проведением обучения застрахованных в соответствии с действующим законодательством.
Это даст возможность исключить необоснованное дублирование и непрофессионализм при принятии решений и подготовке проектов нормативных документов.
Без нормативного разделения функций и полномочий между всеми структурами, входящими в систему управления обучением по охране труда, дальнейшее развитие данного направления работ невозможно.

4. К вопросу:
«О предложениях по внесению изменений в состав Координационного совета по охране труда Московской области»
Положение о Координационном совете по охране труда Московской области и его состав утверждены постановлением Губернатора Московской области от 14.03.2001 № 76-ПГ «О Координационном совете по охране труда Московской области» (с изменениями, внесенными постановлениями Губернатора Московской области от 28.01.2002 № 24-ПГ, от 09.08.2002 № 173-ПГ, от 10.11.2003 № 211-ПГ, от 29.10.2004 № 243-ПГ).
В связи с изменениями в структуре и наименовании федеральных органов государственного управления, представители которых входят в состав Координационного совета предлагается внести изменения в наименование должностей членов Координационного совета:
- Гавриленко О.Л. – руководитель Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области;
- Рябцев С.Л. – заместитель руководителя Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Московской области.
В связи с произошедшими кадровыми изменениями предлагается:
- вывести из состава Координационного совета Иванова С.Н. и Ярцева А.И.;
- включить в состав Координационного совета руководителя Государственной инспекции труда в Московской области - главного государственного инспектора труда в Московской области, после назначения его на должность.
В соответствии с решением Координационного совета по охране труда Московской области № 14/2005 от 07.04.2005 предлагается включить в состав Координационного совета Горова Геннадия Владимировича, генерального директора Некоммерческого партнерства «Центр охраны труда Московской области».