На что должна быть направлена профилактическая работа в сфере условий труда?
Аналитические данные об условиях труда свидетельствуют о том, что за последнее время численность работающих, занятых на работах с неблагоприятным их состоянием систематически растёт. По данным статистики каждый третий работник в стране трудится в условиях, не соответствующих гигиеническим нормативам. И это притом, что общая численность работников производственных подразделений практически не увеличивается. Следовательно, прирост данного показателя происходит за счёт работников, занятых на вспомогательных работах или видах экономической деятельности, обеспечивающих процессы производства (транспортировка, погрузка-разгрузка, сопровождение, хранение (охрана) и т.д). Статистика приводит цифры, но не вскрывает их истинных причин. Положение дел в сфере организации профилактической работы и проведения мер предупредительного характера не может не беспокоить специалистов, призванных осуществлять контроль состояния условий труда. Вот почему специалистам, занятым вопросами организации работ по охране труда, контролем за состоянием условий труда, центрам санэпиднадзора и медицины труда необходимо обратить на эти проблемы первостепенное внимание. На наш взгляд, пора прекратить вести разговоры и констатировать уже свершившиеся факты. Ибо сохранение здоровья человека в процессе труда должно быть главным в профилактической работе. Только «снятие» или устранение вредных и опасных факторов позволит повысить действенность мер профилактического характера. А для того, чтобы этого добиться - надо знать своих «визави» в лицо, т.е. знать те факторы, которые отрицательно воздействуют на организм работников в процессе труда и почему в реальной ситуации им не создаётся «заслон». Одним из возможных рычагов воздействия на эту ситуацию является, безусловно, аттестация рабочих мест. Сегодня существуют нормативные акты, которые позволяют целенаправленно проводить оценку состояния рабочих мест и точно знать истинные гигиенические критерии, характеризующие их соответствие или несоответствие допустимым нормативам. К сожалению, количественные и качественные показатели проведения аттестации рабочих мест не соответствуют современным требованиям. Почему происходит такое положение? Однозначного ответа на это вопрос быть не может. Но давайте вместе разберёмся в этой ситуации. Вот уже более восьми лет действует Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённое постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г.
№ 12, ряд федеральных органов исполнительной власти и некоторые корпорации приняли свои аналогичные положения. Данные документы определили проведение работ по трём направлениям – гигиеническая оценка условий труда, оценка травмобезопасности рабочих мест, оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Действует Руководство 2.2.755-99 «Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряжённости трудового процесса». Это как раз те нормативные акты, на основе которых сформированы минимально необходимые требования, позволяющие обеспечить здоровые и безопасные условия труда работников на каждом рабочем месте. Федеральный закон от 17 июля 1999г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (статья 14) и Трудовой кодекс Российской Федерации (статья 212) определили ответственность работодателя за результаты аттестации рабочих мест и принятие соответствующих мер по приведению их в соответствие с действующими требованиями. Однако, в силу объективных и субъективных причин, эти законодательно установленные положения рядом должностных лиц не выполняются. Сегодня активный переход и усиление мер профилактического характера должны занять главенствующее положение в общем комплексе работ в области охраны труда. Для того, чтобы исключить возможность пренебрежительного отношения к жизни и здоровью сотрудников предлагается предпринять ряд мер воздействия. Первая - правовой нигилизм не должен иметь место там, где речь идёт о жизни и здоровье работников. Его проявление в такой форме свидетельствует о попустительстве со стороны органов и организаций, призванных осуществлять контроль и надзор за соблюдением требований Трудового законодательства и иных нормативных правовых актов. Вторая – необходимо ужесточить требования со стороны надзорных органов к руководителям (работодателям), которые игнорируют требования о приведении рабочих мест в соответствие с действующими «Гигиеническими критериями…». Третья – организациям экономически неспособным обеспечить приведение рабочих мест за счёт своих средств предоставить возможность использовать средства Фонда социального страхования, но с последующим их возмещением Фонду. Для реализации этого предложения, очевидно, потребуется выработка механизма такого кредитования в рамках ежегодно формируемых предложений по использованию средств ФСС на меры предупредительного характера. Четвертая - требуется повысить правовой статус действующих ныне Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест и Руководства Р - 2.2.755-99, предварительно внеся в них соответствующие корректировки, вызванные велением времени и соответственно переработать (доработать) методики проведения оценки отдельных показателей аттестации. Пятая – ввести экономические меры воздействия на злостных нарушителей данных требований (т.е работодателей длительно не занимающихся улучшением обстановки на рабочих местах или допустивших рост численности работников на работах с неблагоприятными условиями труда). Средства поступившие от таких мер экономического воздействия направлять в региональные отделения ФСС и использовать для оздоровления работников (улучшения условий труда). Шестая – ввести «институт» экспертов по условиям труда в региональных отделениях ФСС, в первую очередь в регионах с преобладающим числом травмоопасных видов экономической деятельности (угледобывающая, горная, металлургическая, нефтехимическая и химическая и т.д.). Седьмая – законодательно закрепить требование о недопустимости к работе лиц на работы с явными признаками наличия опасных или вредных производственных факторов без приборов индивидуального оповещения, способных сигнализировать о превышениях предельно допустимых концентраций (уровней). Восьмая – предусмотреть меры административной и уголовной ответственности для должностных лиц, самовольно использующих в технологических или иных производственных и других процессах материалы, вещества или изделия, не имеющие разрешения соответствующих органов на их применение (реализацию) в Российской Федерации. Девятая – для более полного отражения истинного положения дел внести изменения в форму статистической отчётности по условиям труда (форма 1-т), а также о расширении круга организаций её предоставляющих и получающих с целью более углубленного анализа динамики. Десятая – сегодня уже существует сотни организаций, которые профессионально и грамотно проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда и сертификацию работ по охране труда, но вместе с ними есть и так называемые «жучки», которые решили «делать деньги» на аттестации рабочих мест. С ними предстоит серьёзно разбираться. Повышение благосостояния работников и обеспечение процветания организаций должны составлять двуединую цель хозяйственной деятельности. Это - истина, о которой иногда забывают, когда речь заходит о совершенствовании производственной среды. В настоящее время на смену традиционному подходу, рассматривающему улучшение условий и охраны труда на рабочих местах как дополнительные затраты, приходит новый подход, при котором здоровье, безопасность и благосостояние работников делаются неотъемлемыми элементами экономической стабильности и организационного развития. Мы прекрасно понимаем, что не всё и не всем понравиться из того, что нами предлагается к рассмотрению. Проблемы, которые мы поднимаем, существуют и их нельзя не замечать. Пусть это будет первым небольшим вкладом, позволившим высказать предложения для их всеобщего обсуждения. Приглашаем к обсуждению и просим высказать свои предложения и замечания по затронутым или смежным вопросам. Широкое обсуждение позволит совместно выработать и выбрать вектор направленности профилактической работы, в том числе и через аттестацию рабочих мест по условиям труда.
А.М.Елин, заведующий отделом норм и стандартов ФГУ ВЦОТ, кандидат социологических наук, доцент
|