Выпуск от: 18 мая 2005 года   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 4 (18)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ В ГОРОДЕ

Опыт проведения аттестации рабочих мест в городе Москве

Из выступления Леонович И.А., заместителя директора ГУ «Московский городской центр условий и охраны труда», на межотраслевом совещании руководителей и специалистов по охране труда федеральных органов исполнительной власти и других организаций.
В настоящее время аттестация рабочих мест является наиболее актуальным вопросом в системе управления охраной труда. Но этот вопрос достаточно противоречив.
Комитет общественных связей города Москвы, который является органом исполнительной власти субъекта РФ, ведающим вопросами охраны труда, проводит немало мероприятий с организациями города. Помимо всего прочего, они носят пропагандистский и методический характер.
Но, несмотря на то, что информация по аттестации рабочих мест доводится до каждой организации, до сих пор находятся руководители организаций и специалисты, не владеющие этим вопросом.
Ссылаясь на 212 статью ТК, можно говорить о том, что работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест. Нам могут возразить, что обязан обеспечить, но не обязан провести. Сегодня такое мнение тоже существует.
Аттестации подлежат все рабочие места на предприятии и в организации. И в тоже время при расчете скидок к страховому тарифу в зачет принимается 30% рабочих мест, прошедших процедуру аттестации по условиям труда.
Мы говорим о формировании экономического механизма заинтересованности работодателей в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, и в то же время по состоянию на 31.03.2005 года не приняты соответствующие правительственные документы по порядку и условиям финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а из суммы, составляющей 20 процентов, направляемых на осуществление организациями предупредительных мер в текущем году вычитаются расходы ФСС на выплату обеспечения по страховым случаям, произошедшим в течение 2000-2004 годов.
Налицо явная противоречивость в этом процессе.
Тем не менее, никто не умоляет актуальности вопроса аттестации рабочих мест. Аттестация рабочих мест по условиям труда остается приоритетной проблемой и рассматривается как элемент системы управления охраной труда в городе.
В рамках реализации городской программы по охране труда на 2002-2004 годы для оказания методической помощи организациям Москвы подготовлены и утверждены распоряжением вице-мэра Москвы от 26.06.2004 г. № 10 РВМ «Рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях города Москвы». Рекомендации подготовлены Государственным учреждением города Москвы «Московский городской центр условий и охраны труда».
В городской программе по охране труда на 2005-2007 годы в разделе «Мероприятия, направленные на улучшение условий и охраны труда в организациях города Москвы» предусмотрена ответственность органов исполнительной власти города за организацию аттестации рабочих мест по условиям труда в бюджетных организациях. Одним из исполнителем по этому направлению является Московский городской центр условий охраны труда.
Приведу некоторые цифры. В городе работает 40 аккредитованных в Системе сертификации работ по охране труда органов по сертификации и 41аккредтованная испытательная лаборатория. С их помощью свыше 460 организаций города аттестовали свыше 30 тысяч рабочих мест, на которых работают более 65 тыс. человек, среди которых почти 17 тыс. женщин.
По результатам аттестации, проведенной в 2004 году к оптимальным условиям отнесены 519 рабочих мест, что составляет порядка 2% от всех тех рабочих мест, которые были отнесены сюда в прошлом году. Допустимые условия труда были выявлены на 11 тыс. раб местах, что составляет около 37%. Вредные условия труда распределены по классам следующим образом: к классу 3.1 отнесены 33%, 3.2. – 13% 3.3 – 10%, 3.4. – 0,5% рабочих мест. И количество травмоопасных рабочих мест составляет около 5%.
Несколько слов по поводу скидок-надбавок и использование средств фонда социального страхования организациями города. В 2004 году за финансированием предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в Московское региональной отделение ФСС обратилось 1,5 тысячи организаций. Финансирование предупредительных мер составило 152 млн. рублей, из которых 40% было направлено на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, 20% - на проведение медицинских осмотров, 20% - на приобретение сертифицированных средств индивидуальной защиты. Скидки к страховому тарифу назначены 31 организации на общую сумму 12 млн. рублей.
В настоящее время в организациях города сложилось понимание, что нецелесообразно привлекать для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда организации, не способные подтвердить свою техническую компетентность, т.е. не аккредитованные лаборатории. Тем не менее, для того чтобы исключить некорректность работы этих организаций принято постановление Правительства Москвы от 18 января 2005 г. № 29-ПП ПП «О порядке добровольной уведомительной регистрации организаций и специалистов, оказывающих услуги в сфере охраны труда на территории города Москвы». Основной задачей добровольной уведомительной регистрации является создание базы данных организаций и специалистов, оказывающих квалифицированные услуги работодателям в выполнении их обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Регистрация осуществляется Комитетом общественных связей города Москвы. Московский городской центр условий охраны труда назначен рабочим органом по проведению уведомительной регистрации.
Работа начинается 1 апреля 2005 г.