Выпуск от: 29 апреля 2003 года   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 0
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Методические указания по формированию банка нормативных правовых актов по условиям и охране труда, действующих в соответствующей отрасли


1. Общие положения


1.1. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работодатель обязан обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации. Аналогичная норма предусмотрена и законодательством Московской области, в соответствии с которым работодатель обязан обеспечить наличие законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Московской области (перечень которых определяется организациями самостоятельно на основе рекомендаций центральных исполнительных органов государственной власти Московской области), содержащих требования охраны труда, и предоставление их по требованию работникам. Федеральный закон также требует от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания.
1.2. Законом Московской области «Об охране труда в Московской области» формирование банка нормативных правовых актов по условиям и охране труда, действующих в соответствующей отрасли, а также доведение нормативных правовых актов по условиям и охране труда до организаций отнесено к полномочиям центральных исполнительных органов государственной власти Московской области в сфере охраны труда.
1.3. Настоящие методические указания предназначены для оказания методической помощи центральным исполнительным органам государственной власти Московской области.
1.4. Настоящие указания разработаны в соответствии с требованиями следующих основных документов:
• Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г.)
• Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 мая 2002 г., 10 января 2003 г.);
• Закон Московской области от 6 ноября 2001 г. № 170/2001-ОЗ «Об охране труда в Московской области» (принят решением Московской областной Думы от 17 октября 2001 г. № 20/148) (с изм. и доп. от 31 октября 2002 г.);
• постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»;
• постановление Минтруда РФ от 17 декабря 2002 г. № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда».

2. О государственных нормативных требованиях охраны труда

2.1. Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
2.2. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
2.3. Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2.4. Правительством Российской Федерации установлено , что система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда. Определен порядок разработки и утверждения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в нормативных правовых актах.
2.5. Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований охраны труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия. При изменении законодательства Российской Федерации об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия.
2.6. Формирование банка данных утвержденных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и функционирование единой информационной системы для использования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и физическими лицами поручено обеспечить Министерству труда и социального развития Российской Федерации.
2.7. Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденный указанным постановлением Правительства Российской Федерации, приведен в таблице:

Виды нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ
Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М) Минтруд России
Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О) Федеральные органы исполнительной власти
Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) Госгортехнадзор России
Госатомнадзор России
Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) Госстандарт России
Госстрой России
Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) Госстрой России
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН) Минздрав России


2.8. Министерство труда и социального развития Российской Федерации утвердило методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда , включающие:
• порядок разработки, согласования с Минтрудом России, утверждения (введения в действие) правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, строительных и санитарных норм и правил, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда, сводов правил по проектированию и строительству;
• порядок разработки и утверждения межотраслевых и отраслевых правил по охране труда;
• порядок разработки и утверждения типовых инструкций по охране труда;
• порядок разработки и утверждения инструкций по охране труда для работников.
2.9. В соответствии с этими методическими рекомендациями правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России.
2.10. Государственные нормативные требования охраны труда, включаемые в указанные документы, не должны противоречить действующему законодательству.
2.11. Правила по безопасности (ПБ), инструкции по безопасности (ИБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ) разрабатываются (пересматриваются) и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Госгортехнадзором России. Соответствующий порядок предусмотрен положением .
2.12. Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) разрабатываются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Госстроем России. Требования к нормативным документам в строительстве, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и применения определены системой нормативных документов в строительстве .
2.13. Государственные санитарно-эпидемиологические нормативы - санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН) разрабатываются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Минздравом России. Порядок государственного санитарно-эпидемиологического нормирования определен Правительством Российской Федерации .
2.14. Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) разрабатываются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Госстандартом России. Положение о порядке создания и правилах пользования федеральным фондом государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран и Положение о порядке опубликования государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации утверждены Правительством Российской Федерации .
2.15. Межотраслевые правила по охране труда разрабатываются Минтрудом России.
2.16. Отраслевые правила по охране труда разрабатываются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России.

3. Порядок формирования банка нормативных правовых актов по условиям и охране труда, действующих в соответствующей отрасли


3.1. Банк нормативных правовых актов по условиям и охране труда, действующих в соответствующей отрасли, включает комплект законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Московской области, содержащих требования охраны труда общего назначения и в соответствии со спецификой отрасли.
3.2. Включенные в банк нормативные правовые акты должны быть актуализированы (своевременно внесены все изменения и дополнения).
3.3. Одновременно с формированием банка составляется и ведется перечень нормативных правовых актов, включенных в банк. Перечни составляются с соблюдением требований ГОСТ . Рекомендуется в описании нормативного правового акта указать:
• тип документа;
• принявший орган;
• раздел (тема);
• дата принятия;
• номер;
• источник публикации.
3.4. Рекомендуется организационно-распорядительным документом центрального исполнительного органа государственной власти Московской области определить лиц, которые создают банк нормативных правовых актов по условиям и охране труда, действующих в отрасли, обеспечивают его формирование, ведение, хранение и актуализацию.
3.5. Основу банка нормативных правовых актов составляют федеральные и областные законы, постановления Правительства Российской Федерации и Правительства Московской области, постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации, приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации, постановления Фонда социального страхования Российской Федерации и другие документы, определяющие организацию охраны труда на подведомственных предприятиях и обеспечивающие безопасные условия и охрану труда, в том числе регламентирующие:
• безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
• применение средств индивидуальной и коллективной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
• условия труда на каждом рабочем месте;
• режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
• обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ;
• организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
• проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;
• проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников;
• порядок информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
• предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля, органам профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
• принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
• расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;
• порядок допуска должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
• обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• порядок ознакомления работников с требованиями охраны труда.

3.6. В состав банка нормативных правовых актов, исходя из используемых в подведомственных организациях характеристик технологического процесса, состава оборудования, сырья и материалов, включаются также нормативные правовые акты других федеральных органов исполнительной власти, а также нормативные правовые акты Московской области, содержащие требования охраны труда. В банк включаются все виды нормативных правовых актов, содержащие требования охраны труда.
3.7. При формировании банка нормативных правовых актов рекомендуется использовать разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти перечни действующих нормативных правовых актов. Такие перечни разработали Госгортехнадзор России , Госсанэпиднадзор России , Министерство культуры Российской Федерации , Госстрой России , Минтруд России и другие.
3.8. В целях обобщения и распространения передового опыта в области условий и охраны труда, оказания методической помощи службам охраны труда организаций постановлением Правительства Российской Федерации образован Всероссийский центр охраны труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
3.9. С целью информационного обеспечения работ по охране труда Министерством труда и социального развития Российской Федерации создана Российская информационная система по охране труда (РИСОТ) .
3.10. Основная часть нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, включается в состав регулярно пополняемых и обновляемых электронных справочных правовых систем (КонсультантПлюс, Гарант, Референт и др.).

4. Заключительные положения

4.1. Перечень включенных в банк нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, регулярно доводится до подведомственных организаций.
4.2. Не реже одного раза в год перечень включенных в банк нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, направляется в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, осуществляющий полномочия по вопросам охраны труда, для создания единой системы информационного обеспечения в сфере охраны труда.