Выпуск от: 20.10.2004   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 10
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
КАЧЕСТВО И ИННОВАЦИИ — ПУТЬ К ВЫСОКИМ СТАНДАРТАМ Ж

Качество и инновации — путь к высоким стандартам жизни

Интервью с ответственным секретарем Системы сертификации аварийно-спасательных средств, Светланой Алексеевной Гагариной, участником 48-ого Международного конгресса европейской организации качества.
Светлана Алексеевна, что такое система менеджмента качества на предприятиях, и какие цели достигаются менеджментом качества на стратегическом уровне?
Формирование политики любой страны, обеспечивающей устойчивое развитие, должно учитывать наиболее важные факторы, влияющие на рост экономических показателей.
Одним из таких факторов, как доказывает практика многих стран, является качество. Улучшение качества становится ядром политики, приводящим к совершенствованию всей деятельности. И как результат - достигается повышение экономических показателей, социального положения, а в конечном итоге - качества жизни людей.
Качество является наиболее эффективной стратегией успеха как в удовлетворении потребителей, так и в снижении производственных затрат.
Улучшение качества продукции при прочих равных условиях приводит к уменьшению необходимых производственных фондов и вложений на их содержание, что ведет к росту доходности производства, а, следовательно, и к устойчивому пополнению бюджета, повышению темпов экономического роста и увеличению национального богатства. Итогом такого развития становится высокая конкурентоспособность страны и устойчивость ее экономики.
Повысить качество продукции и услуг призвана система менеджмента качества, которая, по сути, является инструментом управления предприятием. Мировой опыт показывает, что построенная и внедренная на предприятии система менеджмента качества, соответствующая требованиям мирового прогрессивного стандарта ISO-9000, позволяет обеспечить эффективное решение стратегических задач, повышение конкурентоспособности и жизнеспособности предприятия, увеличить эффективность его деятельности и прибыль, укрепить позиции на рынке, уменьшить себестоимость продукции и услуг, получить высокую оценку со стороны потребителя и существенно повысить его доверие к предприятию.
Многие российские предприятия в настоящее время добровольно сертифицируют свой производственный процесс по ISO-9000, называемому еще "сквозным менеджментом качества". Ведь реально работающая, а не просто документально оформленная на предприятии система менеджмента качества свидетельствует о его успешности.
Во всех цивилизованных странах вопросам менеджмента качества продукции и услуг уделяется очень большое внимание. Своим опытом в этой области деятельности обменялись ведущие специалисты на прошедшем 7 - 9 сентября 2004 г. в Москве 48-ом Международном конгрессе европейской организации качества, основным лозунгом которого был "Качество и инновации - путь к высоким стандартам жизни". Для понимания значимости этого международного форума достаточно упомянуть основные обсуждаемые на нем темы: Качество и устойчивое развитие; Системы менеджмента качества - одно из главных условий развития предприятий и организаций; качество и безопасность; Качество образования и образование в области качества; Проблемы качества в странах с переходной экономикой; Качество жизни; Качество инфраструктуры: создания благоприятной среды жизни; Качество в здравоохранении; Повышение конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса.
Отвечая на Ваши вопросы, я думаю, мы не раз обратимся к новым идеям, прозвучавшим в выступлениях участников конгресса.
Как представлен государственный контроль в системе контроля качества, и какова роль стандартов в настоящее время?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к истории.
ГОСТы были обязательным стандартом для любой продукции на территории всего СССР. Еще в 90-х годах было решено, что обязательность стандартов тормозит развитие рынка, а, следовательно, и экономики страны. В России ГОСТы уже давно носят рекомендательный характер. Я думаю, читатели обращали внимание, что одни производители добровольно продолжают выдерживать свою продукцию по ГОСТам, а другие выпускают ее согласно "техническим условиям" (ТУ) - стандарту, разработанному самим предприятием для себя же.
Однако не следует забывать, что необходимо государственное регулирование различных видов продукции и связанным с нею процессам, которые обеспечивают безопасность жизни и здоровья людей, имущества субъектов права, окружающей среды, животных и растений. Правовой механизм технического регулирования продукции и услуг содержится в Федеральном законе "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ.
Закон устраняет еще имеющиеся недостатки методов административного управления экономикой в части регулирования требований к продукции (работам, услугам), процессам ее производства и использования. Он устанавливает принципиально новую систему государственного нормирования в данной области, систему нормативной документации, коренным образом меняет роль и значение стандартизации и стандартов, вносит ясность во многие понятия, порядок функционирования различных институтов в данной области, включая организацию государственного контроля, кардинально меняет порядок установления требований к проведению работ и оказанию услуг.
В соответствии с правовыми нормами этого закона основой технического регулирования, как одного из методов государственного регулирования, являются технические регламенты, которые, в отличие от ГОСТов, концентрирующих в себе опыт коллективного труда тысяч специалистов по выпуску какой-то продукции, определяют именно систему оказания услуг, прохождения продукции от разработки сырья до поставки ее потребителю и утилизации. Таким образом, технический регламент - это целый уже комплекс мер, и процедура его принятия намного сложнее, чем ГОСТа, который утверждался Госстандартом. Он (технический регламент) принимается в виде закона, указа или постановления Правительства, но не следует полагать, что до принятия соответствующих технических регламентов, на разработку и принятие которых уйдет значительно больше времени, в стране наступит "технический хаос". Законом четко оговорено, что до утверждения регламента до 2007 г. действуют все нормативы, правила и стандарты.
С моей точки зрения весьма важно формирование в соответствии с законом двухуровневой системы документов, содержащих требования к продукции: технические регламенты и национальные (не государственные!) стандарты. Первые содержат обязательные для применения и исполнения требования к продукции, обеспечивающие безопасность, вторые устанавливают характеристики продукции в целях добровольного многократного применения.
Федеральный закон "О техническом регулировании" реализует следующее положение: изготовитель может добровольно следовать национальному стандарту, гармонизированному с соответствующим регламентом, и применять все апробированные стандартные решения. В этом случае изготовитель выполняет существенные требования регламента, но трудно от него ожидать при этом инновационных решений.
Изготовитель может использовать новые технические решения, не следуя добровольному национальному стандарту, но в этом случае он должен доказать с помощью третьей стороны соответствие документации, по которой осуществляется выпуск продукции, существенным требованиям технического регламента и соответствие продукции установленным требованиям технического регламента путем использования механизма сертификации.
Светлана Алексеевна, Вы в своем рассказе опередили мой следующий вопрос. В чем заключается полезность и целесообразность системы сертификации товаров и услуг для производителя, и чем процедура добровольной сертификации отличается от обязательной?
Объективной основой государственного регулирования безопасности товаров и услуг является необходимость защищать человека, его имущество и природную среду от недобросовестных производителей.
Одним из элементов системы регулирования безопасности и качества товаров и услуг является процедура оценки и подтверждение соответствия изделия, технологии или услуги установленным нормам (сертификация).
Сертификация может быть как обязательной, осуществляемой в законодательно регулируемой сфере (см. ст. 25 "Обязательная сертификация" ФЗ "О техническом регулировании) и в этом случае схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом, так и добровольной, осуществляемой в нерегулируемой техническими регламентами сфере хозяйствования.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что вступление в силу технических регламентов приведет, с одной стороны, к разрушению федеральных систем обязательной сертификации, образованных министерствами и ведомствами согласно закону Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", который утратил силу со дня принятия ФЗ "О техническом регулировании" (1 июля 2003 г.), а, с другой стороны, к расширению масштабов добровольного подтверждения соответствия, осуществляемого в рамках соответствующих систем добровольной сертификации, в создании которых заинтересованы, в первую очередь, саморегулируемые организации, например, ассоциации. Это обусловлено тем, что добровольная сертификация обеспечивает не только определенные преимущества, но и позволяет защитить рынок от контрафактной и некачественной продукции, в чем заинтересованы добросовестные члены ассоциаций. Реализация этих положений обеспечивается возможностью создания стандартов организаций (корпоративных стандартов), устанавливающих требования к продукции, зачастую повышенных по сравнению с характеристиками национальных стандартов. Выполнение этих стандартов организаций устанавливается путем введения добровольной сертификации в рамках соответствующей ассоциации, союза и т.п.
Таким образом, добровольная сертификация составляет неотъемлемую часть современных рыночных отношений, является фактором повышения конкурентоспособности. Добровольная сертификация осуществляется по инициативе заявителя, и ее объектами являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.
Имеют ли контрольные (надзорные) органы право на проведение сертификации?
Ответ на этот вопрос Вы найдете в ст. 3 "Принципы технического регулирования" Федерального закона "О техническом регулировании", в соответствии с правовыми нормами которой к основным принципам осуществления технического регулирования относится принцип недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации.
Этот принцип отражает принципиальные различия в правовом статусе органов госконтроля, являющихся государственными органами и органами по сертификации, функции которых осуществляются лицами и организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Указанное различие предопределяет различный характер выполняемых этими органами задач, функций, методов работы и предоставленных прав, которые не могут совмещаться в одном органе.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона "О техническом регулировании": "Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора)".
В свою очередь, Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ направлен на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного контроля (надзора).
Светлана Алексеевна, как Вы считаете, зачем нужен сертификат производителю и что он дает потребителю?
Эффект сертификации, регулирования безопасности и качества продукции многообразен и проявляется в различных сферах общественной жизни.
Во-первых, в социальной сфере сертификация является важным звеном системы регулирования безопасности и качества товаров и услуг, которая обеспечивает защиту здоровья и жизни населения, а также является существенным элементом системы охраны, среды обитания человека.
Во-вторых, интеграция страны в мировую экономику, успешная конкуренция с другими странами невозможна без ее участия в международных организациях по сертификации и стандартизации.
В третьих, экономическим результатом сертификации, регулирования безопасности и качества товаров и услуг на макро уровне является улучшение удовлетворения потребностей покупателя, снижения издержек потребления (эксплуатации) товаров, увеличение их сбыта и, как итог, увеличение прибыли продавца (производителя) и покупателя.
Кстати, если говорить просто о покупателях, то культура потребления в нашей стране растет. При покупке товара Вы вправе потребовать сертификат, который является как бы "паспортом" товара, из его содержания Вы узнаете какая, система сертифицировала данный товар, уровень его качества, что даст Вам право выбора при его приобретении.
Светлана Алексеевна, вы были участником упомянутого в начале Вашего выступления конгресса. Не могли бы Вы, коротко поделится с читателями своими впечатлениями.
С удовольствием. В последнее время часто обсуждается роль человеческого фактора на предприятии. На прошедшем конгрессе также широко обсуждался этот вопрос. Многие докладчики в своих выступлениях единодушно признали человека главным фактором в обеспечении качества, независимо от того, выступает ли он в роли производителя или потребителя. Интересный пример отношения к работникам был приведен японским бизнесменом, который заявил, что платит не только достойную заработную плату, но и доплату к пенсии. Обосновав свое поведение тем, что каждый работник, являясь производителем, одновременно является и потенциальным потребителем качественного продукта. К пониманию значимости данного вопроса приходят и бизнесмены России.
А если говорить коротко, то данный конгресс показал, что люди начинают ценить качество, а значит производителям есть над чем работать.
Остается надеяться, что все сказанное на конгрессе о роли человеческого фактора в бизнесе найдет отражение на практике и соответствующей опыт зарубежных бизнесменов будет учтен и внедрен предпринимателями России.

Наша справка: Европейская организация качества (ЕОК), занимает важное место в числе ведущих международных организаций Европы.
Европейская организация качества, созданная в середине 50-х годов, в настоящее время насчитывает 34 страны-члена, которые представлены в ЕОК национальными организациями по качеству. Российскую Федерацию в ЕОК представлял Госстандарт России, правопреемником которого является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.